Победа без победителей
vikond65 — 29.08.2023Ровно 85 лет назад, 29 августа 1938 года, в Кремле состоялось массовое награждение участников завершившегося двумя неделями ранее пограничного конфликта у озера Хасан. Однако, несмотря на щедрую россыпь орденов и медалей, эта короткая необъявленная война показала, что СССР за полтора десятилетия так и не смог создать эффективные вооруженные силы, способные победить современную, хорошо мотивированную и подготовленную армию, даже в условиях многократного численного превосходства и полного отсутствия у противника авиации и танков.
Ожесточенные бои на Хасане, как известно, вспыхнули по абсолютно ничтожному поводу - разногласию относительно линии прохождения границы в пределах буквально нескольких десятков метров. И за эти несколько десятков метров на двух соседних сопках за две недели погибли 1106 советских и 526 японских солдат и офицеров, а 2752 советских и 914 японских военнослужащих получили ранения. Кроме того, Касная армия потеряла 46 танков и семь самолетов, из которых только два были сбиты, а остальные - погибли по небоевым причинам.
Несмотря на многочисленные атаки пехоты при поддержке танков и массированное применение авиации, включая тяжелые бомбардировщики ТБ-3, которые сбрасывали на японцев бомбы весом в тонну, полностью зачистить спорную территорию не удалось. 23 тысячи советских солдат, 367 танков, 267 орудий и 250 самолетов, так и не смогли сломить сопротивление семи тысяч японцев с 37 полевыми пушками.
Бои прекратились, когда 10 августа японский посол в Москве, получив соответствующие указания из Токио, предложил советскому руководству завершить конфликт на условии отвода японских войск на спорном участке примерно на 500 метров от линии боевого соприкосновения. Японцы благоразумно решили, что это вполне приемлемая цена за прекращение бессмысленной бойни. Кремль принял предложение, преподнеся его как эпохальную победу советских войск.
На самом деле конфликт продемонстрировал фатальную небоеготовность Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии, считавшейся в 1938 году одной из лучших в Союзе. Солдаты не умели окапываться и атаковать перебежками, а многие из них даже не знали, что из гранаты перед броском надо выдергивать чеку. Радиосвязь не работала, разведка местности отсутствовала, из-за чего брошенный в атаку танковый батальон 2-й механизированной бригады застрял в болоте, не дойдя до вражеских позиций. Японцы расстреляли его как в тире, уничтожив 33 танка из 43-х.
В авиации царил ничуть не меньший бардак. К примеру, 1 августа два штурмовика Р-Z при подготовке к боевому вылету взорвались на собственных бомбах. А на следующий день сталинские соколы едва не развязали по ошибке химическую войну, так как механики, перепутав маркировку, загрузили в бомбардировщики не фугасные, а химические боеприпасы. К счастью, из-за встреченного на пути грозового фронта самолеты не долетели до противника и развернулись на обратный курс. А поскольку садиться с бомбами было опасно, их сбросили в безлюдной местности, где образовалось большое ядовитое облако.
5 августа "отличились" зенитчики, принявшие стаю птиц за армаду японских бомбардировщиков. На аэродроме Воздвиженка завыли сирены воздушной тревоги, в воздух поднялись 50 истребителей, а жители близлежащего военного городка "в беспорядке и с криками, захватывая ребятишек, стали бежать куда попало". На самом деле за все время конфликта ни один японский самолет над советской территорией так и не появился, поскольку японское командование во избежание эскалации запретило использовать ВВС, бронетехнику и тяжелую артиллерию.
Несмотря на, мягко говоря, скромные достижения РККА в Хасанском конфликте, 6523 его участника получили ордена и медали, в том числе 28 - звезды Героев Советского Союза (9 из них - посмертно), более 3500 человек награждены ценными подарками, а 646 офицеров и сержантов - повышены в звании.
Однако при этом управление Дальневосточного фронта было расформировано, а его командующий - маршал Блюхер - вскоре арестован, обвинен в шпионаже в пользу Японии и 9 ноября того же года после интенсивных допросов умер в Лефортовской тюрьме НКВД. По официальной версии - от тромбоза, а по неофициальной - от пыток.
На заставке - советский довоенный пропагандистский плакат, посвященный событиям на озере Хасан.
Блюхер принимает парад ОКДВА.
Топографическая карта зоны конфликта с отмеченной линей границы. Карандашом обведен примерный район сосредоточения советских войск.
Современная карта-схема конфликта.
Самолеты, принимавшие участие в Хасанском конфликте, рисунки Михаила Быкова.
Расчет японского зенитного пулемета на Хасане.
Бомбардировщик СБ, подбитый в ходе боевого вылета 2 августа 1938 года и совершивший вынужденную посадку на своей территории.
Слева - командир 75 полка японской армии Катоку Сато осматривает обломки сбитого СБ. Справа - пилот этого бомбардировщика лейтенант Трофим Гавриш в японском плену. По официальным советским данным, он погиб в боевом вылете 1 августа 1938 года, реально - выпрыгнул с парашютом над вражеской территорией и попал в плен. Дальнейшая судьба неизвестна.
Японцы на Хасане с трофейным "Максимом".
Советские танкисты позируют фотографу на замаскированном танке Т-26.
Японский офицер возле Т-26, уничтоженного взрывом боекомплекта на склоне сопки Безымянная.
Японские солдаты в районе Хасана на трицикле "Мазда Го" КС-37.
Японцы в обороне на одной из хасанских сопок.
Справа - командир 39-го стрелкового корпуса комкор Г.М. Штерн, осуществлявший непосредственное руководство действиями советских войск на Хасане и расстрелянный 28 октября 1941 года.
Маршал Блюхер и танкисты ОКДВА.
Ордер на арест Блюхера.
|
</> |