Договоренность по Идлибу
werewolf0001 — 06.03.2020Вопрос мировой важности 5 марта решался в Кремле. К встрече президентов России и Турции приковано максимальное внимание. Ситуация в Сирии обострилась настолько, что понадобился личный прямой разговор Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана. Около шести часов продолжались переговоры.
Совсем недавно журналисты вернулись в пресс-центр первого корпуса Кремля. Только что состоялась пресс-конференция, в Гербовом зале выступили перед журналистами президенты Путин и Эрдоган. Министрами Лавровым и Чавушоглу был зачитан новый документ, принятый 5 марта в ходе переговоров. Ровно в 20 часов 15 минут по московскому времени открылись двери Гербового зала, собственно, к тому моменту ровно шесть часов длились российско-турецкие переговоры. Шли они сначала в узком формате, фактически тет-а-тет — Путин, Эрдоган и переводчики.
Далее, после практически трех часов такой работы, продолжили уже в расширенном составе — с министрами обороны, министрами иностранных дел, с другими советниками и помощниками. И вот, собственно, результат. Выйдя к прессе, Путин говорит о том, что ситуация в Идлибе весьма острая, что это уже третья встреча двух президентов в этом году и о том, что именно этот тесный личный контакт Путина и Эрдогана позволяет решать крайне сложные проблемы. Приводит новые факты об эскалации ситуации в Идлибе, об атаках террористов.
«С начала этого года действующие там бандформирования резко нарастили свою активность. Регулярно обстреливали как правительственные позиции войск в Сирии, так и мирные населенные пункты. Продолжались атаки радикалов и на российскую авиабазу Хмеймим. 1 марта была предпринята очередная попытка поразить ее из реактивных систем залпового огня. Всего с начала этого года было зафиксировано 15 нападений на Хмеймим. Мы не всегда согласны с нашими турецкими партнерами в своих оценках происходящего в Сирии, но каждый раз в критические моменты, опираясь на достигнутый высокий уровень двусторонних отношений, нам до сих пор удавалось находить точки соприкосновения по возникшим спорным моментам, выходить на приемлемые решения», — сказал президент России.
«Сотрудничество между нашими странами внесло беспрецедентный вклад в решение идлибского конфликта. Мы верим в то, что никаким силам не разрушить это сотрудничество. И сегодня за столом переговоров мы проявили всю свою волю по преодолению этой непростой ситуации. Мы, безусловно, видим, что единственным ключом для решения этой проблемы может быть только обеспечение мира в Сирии», — сказал турецкий лидер.
С 27 февраля на территории Идлибской зоны деэскалации Турция проводит операцию «Весенний щит». Турецкие войска действуют напрямую в Идлибской зоне, уже на территории Сирии. Боестолкновения происходят с армией Сирийской Арабской Республики. Обе стороны несут большие потери. Естественно, очень разные взгляды на текущую ситуацию складываются в Москве и Анкаре. Об этом 5 марта говорили Путин и Эрдоган. Но вместе с тем им обоим удалось прийти к общему пониманию того, что не решается конфликт в Сирии военным способом; о том, что суверенитет Сирии неоспорим; и о том, что территориальная целостность Сирии также не оспаривается.
Таким образом сегодня по итогу этой шестичасовой работы был принят новый документ: дополнительный протокол к Меморандуму от 17 сентября 2018 года. Это Меморандум, который был принят в ходе таких же непростых и долгих переговоров в Сочи. Там было 10 пунктов. В дополнении к Меморандуму — три пункта. И сегодня их озвучили министры Лавров и Чавушоглу.
«Первое. Прекратить все боевые действия по существующей линии соприкосновения в Идлибской зоне деэскалации с 00 часов 01 минуты 6 марта 2020 года. Второе. Создать коридор безопасности шириной шесть километров к северу и шесть километров к югу от трассы М-4. Третье. 15 марта 2020 года начать совместное российско-турецкое патрулирование по трассе М-4 от населенного пункта Трумба, два километра западнее Серакиб, до населенного пункта Айн Эль-Хабр», — сообщил глава МИД России Сергей Лавров.
После того как были озвучены эти пункты, пожали руки и очень тепло поприветствовали друг друга Путин и Эрдоган; все участники делегаций пожали руки и даже прозвучали небольшие аплодисменты, потому что действительно переговоры были тяжелыми, изнуряющими, решение далось явно очень непросто.
Но это лишь такой красивый, яркий финал большого дня 5 марта в первом корпусе Кремля. А вот как он прошел и какими был наполнен деталями, далее в репортаже.
Выпуски новостей всех турецких телеканалов 5 марта начинаются с прямых эфиров из тесного пресс-центра первого корпуса Кремля.
- Что говорят в Москве? Чем могут закончиться переговоры?
- Я бы не называл это именно оптимизмом, но оба лидера понимают, насколько важна эта встреча.
Так, собственно, и выглядит работа на российско-турецком саммите. Он проходит в максимально закрытом режиме. Как только борт Эрдогана приземляется в Москве, журналистов двух стран собирают на протокольную съемку. К чему готовиться наверняка не скажет никто.
Последнюю встречу — в Берлине — Путин и Эрдоган открывали обращениями «дорогой друг». Но бывало и так, что молча сидели перед телекамерами. Новую встречу Дмитрий Песков еще до ее начала назвал непростой.
В зоне деэскалации Идлиб — полномасштабные боевые действия. Потери несут и Сирия, и Турция. Анкара заверяет, что операция «Весенний щит» не заденет российских военных. Но все-таки журналисты Первого канала интересуются у турецких коллег:
- Не рассорятся Турция и Россия?
- Я думаю, нет. Нам нужны хорошие отношения.
Представительский кабинет президента России. Реджеп Эрдоган прибывает ровно в назначенное время. С турецким президентом приехала внушительная делегация — главы МИД, Минобороны, разведки и даже министр финансов. Путин приветствует каждого лично. Эрдоган садится, но опомнившись, идет поздороваться с Лавровым, Шойгу, Ушаковым.
На этом для прессы все могло бы закончиться, однако президенты делают заявления. Ни слова о товарообороте и партнерских отношениях — сразу же к сути.
«У нас, как всегда, есть о чем поговорить, но сейчас ситуация в известной зоне в Идлибе, в Сирии, обострилась настолько, что это требует безусловно нашего прямого личного разговора. В начале нашей встречи я хочу еще раз выразить свои искренние соболезнования по поводу гибели ваших военнослужащих в Сирии. Гибель людей — это всегда большая трагедия. К сожалению, как я уже говорил Вам в телефонном разговоре, никто, и в том числе и сирийские военнослужащие, не знали о месте их нахождения», — сказал Владимир Путин.
Путин говорит о событиях 27 февраля. Армия Асада подавляла позиции террористов. По итогу боя 36 турецких солдат погибли, десятки были ранены. Турки оказались в одних боевых расчетах с радикалами. В ответ Анкара тут же начала операцию «Весенний щит». И теперь уже не просто поддерживает лояльных боевиков оружием и артиллерией, а самостоятельно ведет бои против армии Асада.
«За это время, к сожалению, и сирийские военнослужащие «пострадали, в Сирийской армии серьезные потери, поэтому, конечно, нам нужно с Вами обязательно проговорить все, всю ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день, чтобы ничего подобного а) не повторялось и б) чтобы это не разрушало российско-турецкие отношения, к которым мы относимся, я знаю, Вы — тоже, очень внимательно и дорожим этим», — отметил российский лидер.
«Из-за событий в Идлибе наша сегодняшняя встреча имеет большое значение. Действительно, обстановка там очень напряженная и я знаю, что весь мир устремил свои взгляды на сегодняшнюю встречу. Я считаю, что наши сегодняшние переговоры и принятые решения, несомненно, улучшат положение в Идлибской зоне», — сказал Реджеп Эрдоган.
Теперь, уже спустя шесть часов, известно, что благодаря России, российскому президенту, российской дипломатии, российским военным боевые действия в Сирии вновь удалось остановить. Итак, еще раз кратко о договоренностях, достигнутых 5 марта:
- прекращение боевых действий с 00 часов 01 минуты сегодня ночью;
- коридор безопасности вдоль трассы М-4 Алеппо — Латакия, шесть километров на юг и шесть километров на север;
- с 15 марта совместный российско-турецкий патруль на отрезки трассы М-4 близ города Серакиб.
Вот такие результаты переговоров. Кстати говоря, 5 марта в Кремле работа еще не окончена. Президент продолжает встречи.
|
</> |