По залам Пушкинского музея
galik_123 — 03.04.2024 Искусство Франции XVII - начала XIX вековЗал №8
В 1912 году этот зал хронологически завершал постоянную экспозицию музея и был посвящен искусству Северного Возрождения. В 1924-м здесь был открыт первый зал Картинной галереи музея, где была представлена итальянская живопись. В 1946–1949 годах в зале экспонировались произведения живописи из фонда перемещенных культурных ценностей. С 1956-го по 1995-й зал был посвящен французской живописи, за это время концепция его экспозиции несколько раз изменялась. Первоначально здесь были представлены картины XIX–XХ веков, а с 1974-го — французское искусство XVII–XVIII столетий. С 2007 по 2021 год зал был отведен нидерландскому и немецкому искусству XIII–XVI веков. С 2021-го в зале снова экспонировались произведения французских художников XVI–XIX веков.
Сейчас зал № 8 недоступен для осмотра, обновленная экспозиция искусства Франции XVII-начала XIX века откроется 16 апреля в залах №№ 21–23.
Во французском искусстве XVII века ведущим стилем был классицизм. Его отличала вера в вечный идеал античной красоты и представление об этической или государственной миссии искусства. С начала XVIII века придворный классицизм уступил место рококо. Вторая половина столетия снова прошла под знаком классицизма, идеально отвечающего выражению новых политических систем – якобинской республики или наполеоновской империи. Французское искусство конца XVIII – начала XIX веков предложило идеальный визуальный язык для представления образа благородного и просвещенного человека, который распространился на всю Европу. В последнем разделе зала представлены произведения, заказанные отечественными аристократами, переносившими в Россию французскую культурную модель.
Жан Кузен Старший. Правосудие Траяна, около 1490-1560. Холст, масло
Одним из наиболее талантливых последователей Караваджо стал французский художник Валантен де Булонь. Его характерным произведением является картина «Отречение св. Петра». Она посвящена евангельскому повествованию о том, как св. апостол Петр, по пророчеству Христа, отрекся от него, когда Христа взяли под стражу. Евангельское событие Валантен изобразил как эпизод, взятый из реальной окружающей действительности. Обстановка караульни, где играют в кости солдаты, служанка, указывающая пальцем на Петра, сидящий на первом плане юноша, одетый в современный костюм, сам апостол, с характерным старческим лицом, поднявший в смятении свои руки, - все кажется взятым из жизни. На принадлежность караваджизму указывает полуфигурная композиция с персонажами на первом плане на темном фоне; свет, падающий будто из небольшого окошка наверху, выхватывающий фигуры из мрака; резкое противопоставление освещенных и темных частей картины. В ГМИИ из ГЭ в 1930. До 1769 в собр. гр. Г. Брюля в Дрездене.
Валантен де Булонь. Отречение святого Петра, 1620. Холст, масло
Французское искусство в эпоху Просвещения считалось всемирным художественным эталоном. Родоначальником классицизма стал Никола Пуссен.
Никола Пуссен, круг. Святое Семейство, 1665. Холст, масло
В картине "Ринальдо и Артемида" Пуссен обращается к поэме Тарквато Тассо "Освобожденный Иерусалим". Молодого рыцаря Ринальдо, отправившегося в крестовый поход, усыпляет своим пением волшебница Армида. Она хочет убить его, но, пораженная красотой юноши, влюбляется в него и увлекает в свои зачарованные сады. Картина относится к раннему периоду творчества Пуссена, она была написана вскоре после приезда художника в Рим, во второй половине 1620 годов. Именно в эти годы Пуссен переживает увлечением живописью великого венецианского художника XVI века Тициана.
Слева - Никола Пуссен. Ринальдо и Армида, 1625-1626. Холст, масло
Наиболее характерным произведением Симона Вуе из собрания музея является картина «Благовещение». Крупный формат, эффектное композиционное построение, приемы драпировок выдают итальянское влияние, в первую очередь болонского академизма. А декоративный, яркий, порой пестрый колорит произведения говорит о его знакомстве с традициями фламандского искусства. Национальные черты живописи Вуэ сказываются, пожалуй, только в одном – в особом типе женского лица, с характерным парижским профилем и острым подбородком. Художественная эрудиция, незаурядная активность художника сумели задать тон французскому искусству, приобщив его к общеевропейской линии развития. Созданный им «большой стиль» импонировал вкусам французской знати, и во многом, благодаря огромному размаху деятельности Вуэ и его школы, художественная жизнь во Франции после 1627 года получила необходимую масштабность и интенсивность. В ГМИИ из ГМФ в Москве в 1924. До 1918 – в собр. кн. Барятинских в имении Ивановское.
Симон Вуэ. Благовещение, 1632. Холст, масло
Следующий сюжет заимствован из произведений Овидия «Метаморфозы» (книга II, 382), «Фасты» (XV, 703-708). Силен Марсий, славившийся игрой на флейте, вызвал на музыкальное состязание бога искусств Аполлона. Марсий проиграл состязание и был подвергнут жестокому наказанию - с него была содрана кожа ( Овидий. "Метаморфозы"). Полотно Лоррена относится к числу первых картин художника, написанных на мифологический сюжет.
Клод Лоррен. Пейзаж с Аполлоном и Марсием, около 1639. Холст, масло
Картина является парной к «Битве на мосту». В «Похищении Европы» в качестве сюжета использован античный миф, в котором рассказывается о похищении дочери финикийского царя Европы влюбившимся в нее Зевсом, который явился к ней в образе быка и, переплыв море, перенес ее на остров Крит.
Клод Лоррен. Похищение Европы, 1655. Холст, масло
Клод Лоррен. Битва на мосту, 1655. Холст, масло
Дамы расматривают портрет Марии-Аделаиды (1685 - 1712) – дочери Виктора Амадея, герцога Савойского. В 1697 году она вышла замуж за французского дофина герцога Бургундского, внука Людовика XIV. Признаки парадного портрета XVII века – условная поза, постамент с надписью, пышная драпировка, соединяются в картине с чертами, которые предвосхищают искусство следующего столетия. Это прежде всего насыщенный колорит, в котором коричнево-рыжие и оливково-зеленые оттенки сочетаются с синим и пурпурно-розовым. Пейзаж в картине несет смысловую нагрузку. Аделаида Савойская изображена на фоне парка со скульптурой амура, фигурка которого наполовину срезана краем картины. Амур служит намеком на недавнее бракосочетание Марии-Аделаиды.
В центре - Франсуа де Труа. Портрет Аделаиды Савойской, 1697. Холст, масло
В другом «Женском портрете» изящный поворот головы, плавные линии покатых плеч, стройная шея, гладкая бархатистая кожа, изогнутые в условно-кокетливой улыбке «лук амура» свежие, яркие губы, немного лукавый взгляд, завитки парика на лбу), – все это воспринимается в большей степени не как индивидуальные особенности облика, а как обязательные приметы женской красоты. В ГМИИ из ГЭ в 1927. Ранее в собр. кн. Юсуповых в Петербурге.
Никола де Ларжильер. Женский портрет, конец 1690-х. Холст, масло
Жан-Батист Сантерр (1651–1717) — французский живописец, академик Королевской академии живописи и скульптуры, ординарный живописец двора герцога Орлеанского; ученик Бона Булоня Старшего, представитель «большого стиля» эпохи царствования Людовика XIV.
Жан-Батист Сантерр. Урок пения, 1700-е. Холст, масло
В картине «Бивуак» отражены впечатления Ватто, связанные с военными действиями в районе его родного Валансьена. Художника интересует не героический эпизод сражения, а то, что стоит за ним – отдых после боя, военные будни. В картине нет единого центра – художник заставляет нас вслед за ним всматриваться и в группу отдыхающих солдат, и наблюдать за поведением беженок и городских щеголей, и за меланхоличным поваром. В ГМИИ из ГЭ в 1928.
Жан Антуан Ватто. Бивуак, 1709-1710. Холст, масло
Жак де Лажу. Отдых после охоты, около 1742. Холст, масло
Изображенные Шарденом предметы олицетворяют различные виды искусства – архитектуру, скульптуру, живопись. Книги с закладками между страниц, оставленный карандаш, небрежно свернутые листы бумаги, зарисовки, беглые, словно только что исполненные наброски, - все предметы показаны как составная часть, необходимый элемент творческой деятельности человека. В ГМИИ из ГЭ в 1927. До 1918 в собр. О.В. Палей в Царском селе.
Жан-Батист Симеон Шарден. Натюрморт с атрибутами искусства, около 1724-1728. Холст, масло
Панно предназначалось для украшения замка мадам Помпадур. Сюжет связан с театром - молодая женщина олицетворяет комедию.
Карл Ван Лоо. Аллегория комедии, 1752. Холст, масло
Подобные сентиментальные головки составили в свое время славу Греза у самой широкой публики во Франции и за ее пределами. Данное произведение было написано для кн. Н.Б. Юсупова и висело в его подмосковном имении Архангельское.
Жан-Батист Грез. Сладострастие, 1789-1790. Холст, масло
Сюжет из диалогов древнегреческого философа Платона: знаменитая своей красотой и умом гетера Аспазия побеждает в споре философа Сократа, которого привел к ней молодой военачальник Алкивиад.
Никола Монсио. Сократ у Аспазии, около 1801. Холст, масло
Жан Лоран Монье. Портрет Е.Ф. Муравьевой с сыном Никитой, 1802. Холст, масло
Жозефина-Вильгельмина Будаевская – жена польского генерала, находившегося на службе у Наполеона. Её портрет – превосходный образец французского парадного портрета эпохи Империи. Композиция восходит к знаменитому портрету госпожи Рекамье кисти Жака-Луи Давида (1801, Лувр, Париж)
Мадемуазель Ривьер. Портрет Жозефины Будаевской (Дама с лирой), 1806. Холст, масло
Пьер Нарсис Герен пользовался в годы империи большой славой. Его картина «Аврора и Кефал» написана на сюжет из «Метаморфоз» Овидия. Богиня утренней зари Аврора влюбляется в спящего охотника Кефала и похищает его. Поза Кефала напоминает позу античных статуй в состоянии покоя. При этом произведению с его гладкой манерой письма, декоративностью, «красивостью» присущ эффект театральности. В Эрмитаже находится картина «Морфей и Ирида», парная к московской. В ГМИИ из ГЭ в 1925. Ранее в собр. кн. Юсуповых.
Пьер Нарцисс Герен. Аврора и Кефал, 1811. Холст, масло
В 1805 году Жерар получил заказ от Министерства иностранных дел исполнить портрет Наполеона в коронационном костюме. Годом позже этот портрет нашел свое место в одном из парадных помещений министерства, предназначенного для аудиенций. Жерар запечатлел Наполеона в облачении и с регалиями французского императора. Вместе с тем художественная трактовка фигуры восходит к традициям изображения властителей Древнего Рима. Образ, созданный художником, настолько адекватно передавал идею величия императора, что было решено сделать повторения портрета для всех французских представительств за пределами страны. Эта работа проводилась Жераром с 1806 по 1810 год при активном участии всей мастерской художника. В 1809 году несколько портретов было подарено европейским монархам и принцам Империи. Данная работа считается одним из лучших повторений оригинала.
Франсуа Жерар, мастерская. Портрет Наполеона I, 1810. Холст, масло
На картине изображен Борис Николаевич Юсупов (1794-1849) – сын князя Николая Борисовича Юсупова (1751-1831). Портрет был заказан во время приезда в Париж князя Николя Борисовича. Гро, историограф наполеоновских побед и один из предшественников романтизма во Франции, находился в этот период на вершине славы. В ГМИИ из ГЭ в 1927. Ранее в собр. кн. Юсуповых.
Антуан Жан Гро. Конный портрет князя Б.Н. Юсупова, 1809. Холст, масло
В конце зала перед окном висит портрет Александры Петровны Голицыной, урожденной Протасовой (1774 - 1842) – жены шталмейстера князя Алексея Андреевича Голицына. Её сын – Петр Алексеевич Голицын (1792 - 1842). Портрет выполнен в Вене, где Виже-Лебрен жила с 1792 по 1795 год.
Справа - Луиза-Элизабет Виже-Лебрен. Портрет княгини А.П. Голицыной с сыном Петром. 1794
Источники информации: e-books.arts-museum.ru, этикетаж и сопровождающий текст кураторов
|
</> |