Николай Тырса и Анри Матисс
galik_123 — 27.03.2024 Искусственные параллели по средамВ Пушкинском музее впервые представлены акварели ленинградского художника Николая Тырсы (1887-1942), увлечённого в 1930-е годы искусством Анри Матисса. На этих акварелях запечатлена экспозиция зала Анри Матисса в Государственном музее нового западного искусства (ГМНЗИ). Кроме акварелей представлены некоторые произведения искусства из этого зала. Среди них картина Анри Матисса "Арумы, ирисы и мимоза" и скульптура Ришара Гино "Торс", а также архивные материалы.
Государственный музей нового западного искусства существенно повлиял на отечественную художественную культуру 1920-1930-х годов. Обладатель выдающейся коллекции современного европейского, и прежде всего французского, искусства, ГМНЗИ был центром притяжения для художников, а его собрание - предметом пристального изучения. Натурные акварели Николая Тырсы - свидетельство этого интереса. Они были выполнены около 1935 года: в это время музей уже подвергался нападкам как носитель «вредных буржуазных» тенденций в искусстве. Возможно, ощущая ненадежность положения ГМНЗИ, Тырса в один из приездов в Москву уделил время зарисовкам в зале № 12. В этой работе, предпринятой для себя, художник был сфокусирован на живописи Анри Матисса и стремился к передаче живого впечатления: беглый карандашный набросок сочетается с внимательной фиксацией цветовых сочетаний акварелью. Три акварели Николая Тырсы - не только замечательные произведения искусства графики, но и уникальное историческое свидетельство. Лишь на них запечатлен в цвете самый необычный зал ГМНЗИ 1930-х. Благодаря им мы можем представить себе, как выглядел этот зал с картинами Матисса. Эти акварели демонстрируются в Пушкинском музее впервые.
Интерьер зала Музея нового западного искусства, около 1935. ГМИИ им. А.С. Пушкина
После национализации 1918-1919 годов собрания Сергея Щукина и Ивана Морозова продолжали оставаться в прежних зданиях. Осенью 1928-го было приказано срочно переместить всю щукинскую коллекцию в дом Морозова на улице Кропоткина (ныне - Пречистенка).
Так возник объединенный ГМНЗИ - незабываемый московский музей, обладавший исключительной коллекцией нового искусства. С 1909 года центральный зал дома Ивана Морозова украшал живописный ансамбль Мориса Дени «История Психеи» - свадебный подарок коллекционера супруге Евдокии.
Василий Васильевич Журавлёв (1881-1967). В залах Второго Музея новой западной живописи в Москве, 1921. Бумага, акварель, белила, графитный карандаш, чернила, перо. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Однако теперь он оказался перенаселен крупноформатными шедеврами Анри Матисса. Чтобы найти им место, пришлось пойти на радикальные изменения. Прямо поверх полотен Мориса Дени решили разместить картины Матисса: три стены зала закрыли решетками, обтянутыми холстом. В 1929 году панно «Танец» и «Музыка», «Разговор», «Семейная сцена», «Арабская кофейня», ныне хранящиеся в Государственном Эрмитаже, заняли новое место.
ГМНЗИ, зал Матисса. Фото: ТАСС, 1940. Репродукция из журнала «Декоративное искусство СССР», 1988, № 7. С. 13
Зал приобрел новый ритм и выглядел впечатляюще - произведения Анри Матисса в Москве еще не выставлялись в столь значительном пространстве. Ансамбль просуществовал до увольнения в 1938 году бессменного директора музея Бориса Терновца. Тогда же полотна Матисса, объявленные «формалистическими», были надолго убраны в запасники.
Один из залов Государственного музея нового западного искусства. Конец 1930-х. Источник: surfingbird.ru
В этом зале висел и написанный Матиссом в Танжере натюрморт «Арумы, ирисы и мимоза (Голубая ваза с цветами на синей скатерти)» (1913). В апреле 1913 эта картина была приобретена С.И. Щукиным у художника за 6000 франков. До 1918 она находилась в собрании С.И. Щукина; затем - в 1-м Музее новой западной живописи; с 1923 - в ГМНЗИ; с 1948 - в ГМИИ. Сейчас картина выставлена в экспозиции "Николай Тырса смотрит на Матисса".
Анри Матисс. Арумы, ирисы и мимоза (Голубая ваза с цветами на синей скатерти), 1913. Холст, масло. ГМИИ
Гино Р. Торс. 1912. ГМИИ им. Пушкина
Ещё несколько работ Матисса из коллекции, представленной в ГМНЗИ:
Анри Матисс. Синий кувшин, 1901-1904. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Анри Матисс. Булонский лес, 1902. Холст, масло. ГМИИ им А.С. Пушкина
Анри Матисс (1869-1954). Красная комната (Гармония в красном), 1908. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Анри Матисс. Фрукты, цветы, панно Танец, 1909. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Анри Матисс. Фрукты и бронза, 1909-1910. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Анри Матисс. Мастерская художника, 1911. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Николай Андреевич Тырса (1887- 1942) - советский график и живописец первой половины XX века, представитель Ленинградской пейзажной школы и выдающийся художник-иллюстратор. Картины Николая Тырсы разнообразны по жанру: среди них много портретов, натюрмортов, пейзажей, обнаженной натуры, иллюстраций детской и классической литературы. Творчество этого мастера включает также плакаты и предметный дизайн. Интересно, что вступительная статья в каталоге персональной выставки Тырсы в Пушкинском музее (1969 г.) начиналась словами Матисса: "Художник должен уметь всю жизнь смотреть на мир глазами ребёнка".
Фотомонтаж: sammlung.ru
Размышления об искусстве Матисса, анализ колористических решений и композиционных приемов - значимая часть творческой лаборатории Тырсы. И вот как живопись Матисса отразилась в работах художника Николая Тырсы:
Николай Тырса. Эскиз оформления, 1918. Бумага, акварель, тушь
Николай Тырса. Обнажённая, 1920. Бумага, акварель
Николай Тырса. Эскиз обложки модного журнала, 1930-е
Николай Тырса. Мойка у Синего моста, 1933
Николай Тырса. Плотина, 1929
Николай Тырса. Два горшка с цветами, 1930. Холст, масло
Николай Тырса. За чтением, 1932
«Портрет Анны Ахматовой» (1928) художник создал несколько образов поэтессы в технике черной акварели, также называемой «ламповой копотью». Известно, что среди своих многочисленных портретов Ахматова высоко ценила именно работы Тырсы.
Николай Тырса. Портрет Анны Ахматовой, 1928. Бумага
Николай Тырса. Натюрморт с васильками, 1930-е.
«Мойка», (1931) - этот лиричный питерский пейзаж хранится сейчас в Третьяковской галерее, достойный образец Ленинградской школы пейзажной живописи.
Николай Тырса. Мойка, 1931
«Через реку», (1940-е) - иллюстрация к роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» с Печориным на лошади.
Николай Тырса. Через реку, 1940-е. Иллюстрация
Источники информации - кураторский текст на стендах и этикетаж,
veryimportantlot.com, sammlung.ru
|
</> |