Выставка Павла Филонова в Зарядье

топ 100 блогов galik_12321.03.2024
Выставка Павла Филонова в Зарядье
Начало

В первой части обзора - произведения Павла Филонова, написанные до 1917 года, далее - созданные художником в 1918-1940 годы.


Выставка Павла Филонова в Зарядье


Выставка Павла Филонова в Зарядье
Космос (Формула космоса), 1918-1919. Холст, масло


Выставка Павла Филонова в Зарядье
Без названия, 1919. Холст, масло


Выставка Павла Филонова в Зарядье
Конец войны (Конец гражданской войны), 1919-1920. Холст, масло


Выставка Павла Филонова в Зарядье
Победа над вечностью, 1920-1921. Фанера, масло


Выставка Павла Филонова в Зарядье
Пейзаж (Октябрь), 1919-1922. Фанера, масло


Выставка Павла Филонова в Зарядье


Выставка Павла Филонова в Зарядье
Без названия, 1923. Холст, масло

С 1910-х годов Филонов часто писал и говорил о пролетариате. За свой неустанный труд себя он тоже называл пролетарием. В 1920-е Филонов высказывался о том, что нынешняя культура должна быть связана с пролетариатом и ориентирована на этот основной работающий класс. В картине, посвященной петроградскому пролетариату, отсутствует какое-либо определенное действие или событие. Огромных размеров фигура, расположенная по вертикали холста, не только не обладает конкретными приметами. В верхней части она множится, совмещая разные фигуры и лица. Растворяясь в пространстве холста, как во Вселенной, поверхностный слой картины пульсирует, воплощая в видимом невидимое, возникающее как бы из ниоткуда и исчезающее в никуда, и пребывает в эманации». Так возникает обобщенный образ (формула) Пролетариата, вне конкретного времени и среды. Отдельные детали - дома, люди - не нарушают эту целостную метафору пролетариата вообще.

Выставка Павла Филонова в Зарядье
Формула петроградского пролетариата, 1920-1921. Холст, масло


Выставка Павла Филонова в Зарядье


Выставка Павла Филонова в Зарядье
Живописец (Автопортрет), 1925. Бумага, тушь, графитовый карандаш


Выставка Павла Филонова в Зарядье
Без названия, 1924-1925. Бумага, тушь, перо, кисть, графитовый карандаш


Выставка Павла Филонова в Зарядье


Выставка Павла Филонова в Зарядье
Понятие "Смотреть и видеть" (Человек смотрит и видит), 1922-1923. Бумага, тушь, перо, акварель, графитовый карандаш, чернила


Выставка Павла Филонова в Зарядье


Выставка Павла Филонова в Зарядье
Головы, 1924. Бумага, акварель


Выставка Павла Филонова в Зарядье
Две головы (Матросы с Азовского моря), 1925. Бумага, дублированная на ватман и холст, масло


Выставка Павла Филонова в Зарядье



Выставка Павла Филонова в Зарядье
Живая голова, 1924. Бумага, дублированная на ватман и холст, масло


Выставка Павла Филонова в Зарядье
Живая голова, 1923. Холст, масло

Скорее всего, следующее изображение связано с рассказом Н.Н. Глебова-Путиловского о парижской тюрьме «Сантэ», в которой он сидел в 1906 или 1907 годах. Глебов-Путиловский описывает, как заключенных везли «в полицейской карете, разделенной на 12 квадратных отделений с <�…> щелями для воздуха и света; в каждом отделении - дверца <�…>, в которую смотрят, дышат люди <�…>». Аналогичные филоновским клетки с лицами людей использует Т.Н. Глебова (1900-1985), ученица Филонова, в картине «Тюрьма» (1927, музей Тиссен-Борнемисса).

Выставка Павла Филонова в Зарядье
Головы (Человек в мире), 1925-1926. Бумага, дублированная на ватман и холст, масло


Выставка Павла Филонова в Зарядье
Пейзаж (Формула весны), 1921-1929. Холст, масло


Выставка Павла Филонова в Зарядье
Животные, 1930. Бумага, дублированная на ватман и холст, масло

В конце 1920-х - начале 1930-х Филонов несколько раз обращался к актуальным темам, не только исполняя заказы. В 1929 и 1931 годах по своей воле он пишет два варианта картины «Нарвские ворота» (оба - Русский музей). Скорее всего, выбор темы связан с рассказами Н.Н. Глебова-Путиловского о событиях 9 января 1905 года, участником которых он был. Все началось с того, что на Путиловском заводе несправедливо уволили четверых рабочих, что вызвало шквал протестных выступлений в разных районах города. Поп Гапон был выбран рабочими в качестве переговорщика с властями о возвращении уволенных и наказании мастера, совершившего произвол. О принятии условий забастовщиков Гапон должен был подать знак белым или красным платком. Но все пошло не так, как планировалось, результатом чего стали разгон демонстрации и гибель людей в день, вошедший в историю под названием «Кровавое воскресенье». Филонов не изображает апогей события. Он обращается к началу истории. Среди нескольких фигур на первом плане, возможно, он представляет рабочих (слева), мастера (справа), попа Гапона (ближе к воротам). Внимание зрителей художник концентрирует на Нарвских воротах, расположенных недалеко от Путиловского завода. Не случайно Филонов превращает этот знаменитый архитектурный памятник в символ борьбы пролетариата за свои права. Именно вокруг Нарвских ворот объединялись тогда рабочие города.

Выставка Павла Филонова в Зарядье
Нарвские ворота, 1930-1932. Бумага, дублированная на холст, масло

3 января 1931 года Филонов через Н.Н. Глебова-Путиловского  получил заказ на плакат Электрификация. 17 марта он отнёс его в ИЗОГИЗ, где его рассматривала комиссия из 5-6 организаций. Предложили доработать. Предполагалось выпустить репродукцию с рисунка, что не было исполнено.

Выставка Павла Филонова в Зарядье
ГОЭЛРО, 1931. Бумага, акварель, графитовый карандаш

Картина заказана Филонову ИЗОГИЗом в июле 1931 года. Художник должен был написать ударницу, награжденную трудовым орденом. Филонов поехал на фабрику и, увидев ударницу Елену Васильеву, обрадовался тому, что это была «пожилая, видимо, спокойная, хорошая женщина». Но уже на первые зарисовки заказчики сказали: «Это пожилая женщина в очках - не тип ударника. Здесь нужен пафос!» Тогда Филонов «решил писать т. Васильеву для себя», если заказчикам не подойдет Васильева. Художник продолжил работать над картиной, сделав четыре фигуры, кроме Васильевой, а также станки. «Вещь стала иметь другое значение, чем раньше», - записал он в дневнике. Но отношение к картине заказчиков оставалось разным. Тем не менее Филонов картину закончил к сроку и передал ее в типографию, где с нее была напечатана цветная открытка.

Выставка Павла Филонова в Зарядье
Ударницы на фабрике Красная заря, 1931. Бумага на фанере, масло


Выставка Павла Филонова в Зарядье


Выставка Павла Филонова в Зарядье
Тракторная мастерская Путиловского завода, 1931-1932. Холст на фанере, масло


Выставка Павла Филонова в Зарядье

Выставка Павла Филонова в Зарядье
Павел Филонов. Люди, 1930-е. Бумага, дублированная на ватман и холст, масло


Выставка Павла Филонова в Зарядье
Ударники (Мастера аналитического искусства), 1934-1935

Глебов-Путиловский Николай Николаевич (1883-1948) - муж младшей сестры Филонова, Евдокии Николаевны. Был знаком с Филоновым с 1918 года. Оказал большое влияние на его творческую судьбу, особенно в конце 1920-х - 1930-е годы. Инициировал многие заказы, в том числе на плакаты «ГОЭЛРО» и «Ленин», картины «Тракторная мастерская Путиловского завода» и другие. Именно он организовывал выступления рабочих Путиловского завода в защиту выставки Филонова, целый год стоявшей в Русском музее (конец 1929-1930), но так и не открытой для публики. Глебов-Путиловский с молодости участвовал в демонстрациях и митингах, выпускал подпольную литературу, за что несколько раз сидел в тюрьмах. С 1904 года работал на Путиловском заводе в Петербурге. 9 января 1905 года принимал участие в манифестации рабочих, получившей название «Кровавое воскресенье». Был арестован, сидел в «Крестах», бежал. Жил за границей. В феврале 1917 года вернулся в Россию. Работал на Путиловском заводе. Получил добавление «Путиловский» к своей фамилии. Организовал в Петрограде «Единую рабочую партию». С 1928-го работал в разных издательствах, в том числе в журнале «Человек и природа», «Красная газета»; с 1933-го по 1935-й - директор Антирелигиозного музея (в Исаакиевском соборе) и Дома антирелигиозной пропаганды («Дом безбожника»). В 1935-м исключен из рядов РКП(б) «за развал дела в антирелигиозном музее». Арестован в конце июня 1938 года. С февраля 1940-го - в лагере на Урале. Узнав о смерти Филонова, Глебов-Путиловский беспокоится
о его наследии. «Необходимо собрать и сохранить (в людях, в жизни) духовное наследство Пани: его имя, его картины, его творческие методы»-писал Глебов-Путиловский жене. Н.Н. Глебов-Путиловский умер в уральской тюрьме в 1948 году. В 1958 году - реабилитирован.

Выставка Павла Филонова в Зарядье
Портрет Н.Н. Глебова-Путиловского, 1935-1936. Бумага, акварель, тушь, перо, карандаш

В конце 1930-х годов, когда произведения Филонова почти совсем не экспонировались, жена художника предложила ему написать картины о событиях в Испании. Но из ее желания организовать выставку «испанских» работ Филонова ничего не вышло. Все предложения были отклонены из-за того, что творчество художника непонятно массам. Но Филонов все же выполнил несколько картин, одна из которых показана на выставке.

Выставка Павла Филонова в Зарядье
Композиция, около 1938. Бумага, дублированная на ватман и холст, масло

Одна из последних работ, написанных Павлом Филоновым:

Выставка Павла Филонова в Зарядье
Лики, 1940. Бумага, дублированная на ватман и холст, масло


Выставка Павла Филонова в Зарядье


Выставка Павла Филонова в Зарядье

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Господа, хотел попросить совета и предупредить об удивительном автосервисе, где вас не переобуют, зато обматерят, оскорбят и вытолкают взашей, не оказав оплаченную услугу. Я уже около года пользуюсь разными скидочными сайтами, типа группона, ...
Товарищ Бабченко опубликовал потрясающий, на мой взгляд, твит. Думаю, оказавшийся даже не на обочине, а в кювете истории бывший убийца солдат удачи, жертва неудавшегося покушения, а ныне иммигрант, сильно завидует президенту Зеленскому, ставшему не только самым популярным политиком ...
«Искусство комплимента» Один мой приятель владел искусством комплимента в такой степени, что три его любовницы терпели друг друга, законную жену, и ещё залётных всяких шмар. Когда он умер, на погосте сломали забор. Провожающие не поместились на кладбище, хоть и занимали исключительно ...
В 1667 году англичанин Джон Мильтон написал поэму «Потерянный рай». Одним из главных героев поэмы стал Люцифер - ангел прекрасный и гордый, а главное – сотворённый свободным . И поэтому, когда свободный и гордый ангел обнаружил, что на Небесах за всем и за всеми ведётся контроль, ...
Сегодня один из самых эстетствующих художников 19в. со странной и где-то страшной судьбой. Имел итальянские корни в роду, но был подданным этой дамы Один из родоначальников нового направления в искусстве. Он с изображённым ниже лицом имел общие моменты и даже целых 3 Он закопал самое ...