По залам Пушкинского музея
galik_123 — 06.09.2023 Искусство Древнего ЕгиптаЗал №1
По задумке основателя Музея изящных искусств профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, знакомство с историей мировой культурой должно было начинаться с Египта. И хотя прошло с момента основания музея более ста лет, как и прежде, зал №1 - Египетский. Только раньше в него мы попадали сразу из вестибюля. Вот поэтому и вестибюль, и зал были оформлены с применением образов Древнего Египта. Сам зал оформлен архитектурными элементами, характерными для древнеегипетского храма: ложные балки поддерживаются изящными колоннами в форме связки папируса, на потолке изображено звёздное небо и стервятники.
Экспонатами музея стали слепки с самых значимых памятников мирового искусства, заказанные в европейских музеях. Но в египетском зале с самого начала наряду со слепками экспонировались и подлинники - это была коллекция петербургского востоковеда В.С. Голенищева. Коллекция была куплена государством в 1909 году у владельца и передана в московский музей. С началом войны экспонаты были перенесены в безопасное место, а в 1944 году начались восстановительные работы. Потом зал некоторое время служил запасником, в 1947 году вновь открылся для посетителей до декабря 1949 года. В музее свернули постоянную экспозицию для выставки подарков И.В. Сталину. Только после смерти Сталина в 1953 году в залы вернулись музейные экспонаты.
Зал искусства и культуры Древнего Египта. 1912 г.
За всё время своего существования экспозиция Египетского зала мало менялась. Но в 1964 году было принято решение о модернизации экспозиции. Работы продолжались до начала 1969 года. С этого времени здесь экспонировались только подлинные предметы из древнеегипетских захоронений. Последняя реэкспозиция произошла через 40 с лишнем лет. К столетнему юбилею музея в 2012 году облик зала ещё раз поменялся.
В зале Древнего Египта экспонируется около 800 экспонатов, представляющих все периоды истории развития страны фараонов, начиная с IV тысячелетия до н.э. до IV века до н.э. Это деревянные и каменные саркофаги, статуи, рельефы, предметы быта и погребального культа, мумии людей и животных, папирусы, сосуды и украшения, статуэтки божеств и амулеты.
Развитие искусства Древнего Египта происходило в несколько этапов. Все они совпадали по времени с существованием так называемых царств: Древнего (28-23 столетия до н. э.), Среднего (22-18 столетия до н. э.) и Нового (17-11 века до н. э.). Именно в эти времена произошло становление основных принципов древнеегипетской культуры как таковой.
Большинство представленных в зале предметов составляют ядро одной из лучших в мире частных коллекций древнеегипетского искусства. Речь идет о русском востоковеде Владимире Семеновиче Голенищеве (1856-1947). Его коллекция, насчитывавшая около 8 тысяч предметов, стала первым музейным приобретением подлинников в 1909 году. В 1913 году музей купил у крупного московского собирателя Л.И. Гинзбурга коллекцию памятников, в том числе рельефный блок с изображением плакальщиков. Несколько ценных даров принес музею Ю.С. Нечаев-Мальцов: это превосходные фаюмские портреты, золотая диадема и статуя Харпократа. После октябрьской революции египетское собрание пополнилось экспонатами, переданными из разных музеев и частных коллекций.
Древнее царство - время расцвета египетского государства, золотой век в восприятии последующих поколений. Это эпоха сильной централизованной власти и разветвленного бюрократического аппарата. Воплощением величия и стабильности страны стали пирамиды Гизы, считавшиеся в античности первым из семи чудес света. Начало Древнего царства ознаменовано возникновением монументального каменного зодчества, которое связывают с именем Имхотепа, построившего погребальный комплекс царя 3-й династии Джосера со Ступенчатой пирамидой и обожествленного в период Нового царства. В эту эпоху окончательно сложились основные канонические принципы египетского искусства, которым следовали вплоть до периода раннего христианства.
Плита из гробницы Хииу. Серелина 3 тыс. до н.э. Египет. Древнее царство. V династия. Известняк. Из коллекции В.С. Голенищева
Статуя фараона Аменемхета III. XIX в. до н.э. Египет. Среднее царство. XII династия. Базальт
В Древнем Египте существовали развитые представления о вечной жизни, отразившиеся в обширном комплексе заупокойной литературы. Самый ранний пример такого рода произведений - это Тексты пирамид, вырезанные на стенах погребальных камер и коридоров в пирамидах, возводимых с конца 5-й и вплоть до 8-й династии.
Рельеф из гробницы Хени. Конец 3 тыс. до н.э. Египет. Среднее царство. XI династия. известняк
Искусство Нового царства - это искусство контрастов. До наших дней дошли колоссальные храмовые статуи царей и богов и миниатюрные головки и ювелирные украшения, отличающиеся тщательной проработкой поверхности и мельчайшей детализацией.
.
Сфинкс фараона Аменхотепа II. Новое царство, 18 династия, время правления Аменхотепа II, ок. 1428–1397 до н. э. железистый песчаник Высота 42 см; длина 80 см; ширина 24 см. Из коллекции В.С. Голенищева; происхождение: вероятно, Фивы
Бесспорным шедевром египетской коллекции ГМИИ является парная скульптурная группа жреца Аменхотепа и его супруги жрицы Раннаи, датируемая временем правления Хатшепсут. Статуэтки выполнены из редкого эбенового дерева, ввозимого в Египет из южных областей Африки, глаза супругов инкрустированы стекловидной пастой. Стройные фигуры, тонкие конечности, наличие изысканных деталей - позолоченных украшений и роскошного женского парика, доносят до нас всю неповторимую и узнаваемую красоту лучших произведений древнеегипетского искусства.
Верховный жрец Аменхотеп и жрица Раннаи. XV в. до н.э. Египет. Новое царство. XVIII династия. Дерево. Инкрустация золотом и пастой
Мастера Амарны столь же радикально изменили сложившиеся художественные традиции, как религиозная реформа Эхнатона - египетский пантеон. Одно из самых важных достижений Амарны, повлиявшее на последующее искусство, - создание динамичных и эмоциональных образов с помощью выразительных движений и жестов. Типичный образец пост-амарнского стиля - рельеф из нашего собрания с изображением группы мужчин, оплакивающих умершего. Мужчины-плакальщики обязательно присутствовали на похоронах, так же как и женщины. Поразительна свобода в изображении фигур, изломанный рисунок рук, словно передающий ритмическую пульсацию траурного плача.
Рельеф с изображением плакальщиц. Середина XIV века до н.э. Египет. Новое царство. XVIII династия. Известняк
Рельеф. Фрагмент стены гробницы. XIV век до н.э. Египет. Новое царство. XVIII династия. Известняк
Полихромный сосуд. XIV век до н.э. Египет. Новое царство. XVIII династия. Глина
Саркофаг Хор-ха по прозвищу Пэб. Ахмим, Египет. Поздний период - начало Птолемеевского периода, VII-IV века до н.э. дерево, краска
Скульптурная группа: Ниаи, писец, ведавший учетом добытого на приисках золота и наличного золота в Египте, с женой или матерью. Фивы, Египет. Новое царство, XIX династия, XIII-XII века до н.э. Известняк, краска
Шакал Анубиса. Начало 1 тыс. до н.э. Египет. Дерево
Модель погребальной лодки с гребцами и двумя статуями в наосе. II тысячелетие до н.э
Фрагмент
Наиболее яркие, полностью покрытые росписями, саркофаги относятся ко времени Нового царства и экспонируются в центральной части зала.
Саркофаг мумиеобразный египтянки Ташет. Египет, Ахмим или Фивы. III-I вв. до н.э.
В египетской коллекции ГМИИ представлен один из шести сохранившихся в мире саванов греко-римского периода.
Погребальная пелена с изображением женщины, держащей за руку мальчика. II века н.э. Лён, грунт, клеевая краска
Коптские ткани со сценами жизни святого Иосифа, изображениями всадника, четырёх воинов и животных, виноградной лозы и птицы, бегущего воина с копьём. IV-VIII века н.э. Лён, шерсть
Маска мумии. Меир (?), Египет. Птолемеевский период, I век до н.э. Картонаж, краска, позолота, стекло
Маски мумий. Туна эль-Гебель, Египет. Римский период, II век н.э. Гипс, краска, стекло
В коллекции музея находятся 23 фаюмских портрета из 900 в мире. Обычай оформления мумий портретным изображением умершего, написанным на тонкой деревянной дощечке, появился в римскую эпоху (в I - III веках). Первая такая находка была сделана в 1887 году на территории оазиса Фаюм.
Плащаница II век н.э.
Рекомендую - цикл превосходных лекций одного из ведущих российских египтологов Виктора Солкина: http://www.youtube.com/user/VVSolkin/videos.
Источники информации: pushkinmuseum.art , e-books.arts-museum.ru
|
</> |