По залам Пушкинского музея
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-021d04.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9232413/9232413_original.jpg)
Зал №1
По задумке основателя Музея изящных искусств профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, знакомство с историей мировой культурой должно было начинаться с Египта. И хотя прошло с момента основания музея более ста лет, как и прежде, зал №1 - Египетский. Только раньше в него мы попадали сразу из вестибюля. Вот поэтому и вестибюль, и зал были оформлены с применением образов Древнего Египта. Сам зал оформлен архитектурными элементами, характерными для древнеегипетского храма: ложные балки поддерживаются изящными колоннами в форме связки папируса, на потолке изображено звёздное небо и стервятники.
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-503c3f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9229826/9229826_original.jpg)
Экспонатами музея стали слепки с самых значимых памятников мирового искусства, заказанные в европейских музеях. Но в египетском зале с самого начала наряду со слепками экспонировались и подлинники - это была коллекция петербургского востоковеда В.С. Голенищева. Коллекция была куплена государством в 1909 году у владельца и передана в московский музей. С началом войны экспонаты были перенесены в безопасное место, а в 1944 году начались восстановительные работы. Потом зал некоторое время служил запасником, в 1947 году вновь открылся для посетителей до декабря 1949 года. В музее свернули постоянную экспозицию для выставки подарков И.В. Сталину. Только после смерти Сталина в 1953 году в залы вернулись музейные экспонаты.
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-353909.jpg?from=https://pushkinmuseum.art/museum/history/about_museum/37_foto_4_03.jpg)
Зал искусства и культуры Древнего Египта. 1912 г.
За всё время своего существования экспозиция Египетского зала мало менялась. Но в 1964 году было принято решение о модернизации экспозиции. Работы продолжались до начала 1969 года. С этого времени здесь экспонировались только подлинные предметы из древнеегипетских захоронений. Последняя реэкспозиция произошла через 40 с лишнем лет. К столетнему юбилею музея в 2012 году облик зала ещё раз поменялся.
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-72f2dd.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9241985/9241985_original.jpg)
В зале Древнего Египта экспонируется около 800 экспонатов, представляющих все периоды истории развития страны фараонов, начиная с IV тысячелетия до н.э. до IV века до н.э. Это деревянные и каменные саркофаги, статуи, рельефы, предметы быта и погребального культа, мумии людей и животных, папирусы, сосуды и украшения, статуэтки божеств и амулеты.
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-fe0d7d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9232129/9232129_original.jpg)
Развитие искусства Древнего Египта происходило в несколько этапов. Все они совпадали по времени с существованием так называемых царств: Древнего (28-23 столетия до н. э.), Среднего (22-18 столетия до н. э.) и Нового (17-11 века до н. э.). Именно в эти времена произошло становление основных принципов древнеегипетской культуры как таковой.
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-ac9693.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9241775/9241775_original.jpg)
Большинство представленных в зале предметов составляют ядро одной из лучших в мире частных коллекций древнеегипетского искусства. Речь идет о русском востоковеде Владимире Семеновиче Голенищеве (1856-1947). Его коллекция, насчитывавшая около 8 тысяч предметов, стала первым музейным приобретением подлинников в 1909 году. В 1913 году музей купил у крупного московского собирателя Л.И. Гинзбурга коллекцию памятников, в том числе рельефный блок с изображением плакальщиков. Несколько ценных даров принес музею Ю.С. Нечаев-Мальцов: это превосходные фаюмские портреты, золотая диадема и статуя Харпократа. После октябрьской революции египетское собрание пополнилось экспонатами, переданными из разных музеев и частных коллекций.
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-98887a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9231970/9231970_original.jpg)
Древнее царство - время расцвета египетского государства, золотой век в восприятии последующих поколений. Это эпоха сильной централизованной власти и разветвленного бюрократического аппарата. Воплощением величия и стабильности страны стали пирамиды Гизы, считавшиеся в античности первым из семи чудес света. Начало Древнего царства ознаменовано возникновением монументального каменного зодчества, которое связывают с именем Имхотепа, построившего погребальный комплекс царя 3-й династии Джосера со Ступенчатой пирамидой и обожествленного в период Нового царства. В эту эпоху окончательно сложились основные канонические принципы египетского искусства, которым следовали вплоть до периода раннего христианства.
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-4afe89.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9242206/9242206_original.jpg)
Плита из гробницы Хииу. Серелина 3 тыс. до н.э. Египет. Древнее царство. V династия. Известняк. Из коллекции В.С. Голенищева
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-b332b9.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9233747/9233747_original.jpg)
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-67a522.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9236143/9236143_original.jpg)
Статуя фараона Аменемхета III. XIX в. до н.э. Египет. Среднее царство. XII династия. Базальт
В Древнем Египте существовали развитые представления о вечной жизни, отразившиеся в обширном комплексе заупокойной литературы. Самый ранний пример такого рода произведений - это Тексты пирамид, вырезанные на стенах погребальных камер и коридоров в пирамидах, возводимых с конца 5-й и вплоть до 8-й династии.
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-6a36f8.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9240457/9240457_original.jpg)
Рельеф из гробницы Хени. Конец 3 тыс. до н.э. Египет. Среднее царство. XI династия. известняк
Искусство Нового царства - это искусство контрастов. До наших дней дошли колоссальные храмовые статуи царей и богов и миниатюрные головки и ювелирные украшения, отличающиеся тщательной проработкой поверхности и мельчайшей детализацией.
.
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-32bc63.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9236987/9236987_original.jpg)
Сфинкс фараона Аменхотепа II. Новое царство, 18 династия, время правления Аменхотепа II, ок. 1428–1397 до н. э. железистый песчаник Высота 42 см; длина 80 см; ширина 24 см. Из коллекции В.С. Голенищева; происхождение: вероятно, Фивы
Бесспорным шедевром египетской коллекции ГМИИ является парная скульптурная группа жреца Аменхотепа и его супруги жрицы Раннаи, датируемая временем правления Хатшепсут. Статуэтки выполнены из редкого эбенового дерева, ввозимого в Египет из южных областей Африки, глаза супругов инкрустированы стекловидной пастой. Стройные фигуры, тонкие конечности, наличие изысканных деталей - позолоченных украшений и роскошного женского парика, доносят до нас всю неповторимую и узнаваемую красоту лучших произведений древнеегипетского искусства.
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-1b1fd3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9243092/9243092_original.jpg)
Верховный жрец Аменхотеп и жрица Раннаи. XV в. до н.э. Египет. Новое царство. XVIII династия. Дерево. Инкрустация золотом и пастой
Мастера Амарны столь же радикально изменили сложившиеся художественные традиции, как религиозная реформа Эхнатона - египетский пантеон. Одно из самых важных достижений Амарны, повлиявшее на последующее искусство, - создание динамичных и эмоциональных образов с помощью выразительных движений и жестов. Типичный образец пост-амарнского стиля - рельеф из нашего собрания с изображением группы мужчин, оплакивающих умершего. Мужчины-плакальщики обязательно присутствовали на похоронах, так же как и женщины. Поразительна свобода в изображении фигур, изломанный рисунок рук, словно передающий ритмическую пульсацию траурного плача.
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-1fae4b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9236478/9236478_original.jpg)
Рельеф с изображением плакальщиц. Середина XIV века до н.э. Египет. Новое царство. XVIII династия. Известняк
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-a4f7da.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9233520/9233520_original.jpg)
Рельеф. Фрагмент стены гробницы. XIV век до н.э. Египет. Новое царство. XVIII династия. Известняк
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-d249f2.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9238515/9238515_original.jpg)
Полихромный сосуд. XIV век до н.э. Египет. Новое царство. XVIII династия. Глина
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-343be1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9232903/9232903_original.jpg)
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-736737.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9233949/9233949_original.jpg)
Саркофаг Хор-ха по прозвищу Пэб. Ахмим, Египет. Поздний период - начало Птолемеевского периода, VII-IV века до н.э. дерево, краска
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-c61c2f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9239177/9239177_original.jpg)
Скульптурная группа: Ниаи, писец, ведавший учетом добытого на приисках золота и наличного золота в Египте, с женой или матерью. Фивы, Египет. Новое царство, XIX династия, XIII-XII века до н.э. Известняк, краска
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-a033fc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9233298/9233298_original.jpg)
Шакал Анубиса. Начало 1 тыс. до н.э. Египет. Дерево
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-864160.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9240945/9240945_original.jpg)
Модель погребальной лодки с гребцами и двумя статуями в наосе. II тысячелетие до н.э
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-95c97b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9241225/9241225_original.jpg)
Фрагмент
Наиболее яркие, полностью покрытые росписями, саркофаги относятся ко времени Нового царства и экспонируются в центральной части зала.
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-6315f3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9241462/9241462_original.jpg)
Саркофаг мумиеобразный египтянки Ташет. Египет, Ахмим или Фивы. III-I вв. до н.э.
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-6d384a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9240181/9240181_original.jpg)
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-067de1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9238555/9238555_original.jpg)
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-5f7f12.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9278613/9278613_original.jpg)
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-97debc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9281756/9281756_original.jpg)
В египетской коллекции ГМИИ представлен один из шести сохранившихся в мире саванов греко-римского периода.
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-00775e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9278954/9278954_original.jpg)
Погребальная пелена с изображением женщины, держащей за руку мальчика. II века н.э. Лён, грунт, клеевая краска
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-def26d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9282162/9282162_original.jpg)
Коптские ткани со сценами жизни святого Иосифа, изображениями всадника, четырёх воинов и животных, виноградной лозы и птицы, бегущего воина с копьём. IV-VIII века н.э. Лён, шерсть
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-6938d6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9279105/9279105_original.jpg)
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-ed6ca5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9281808/9281808_original.jpg)
Маска мумии. Меир (?), Египет. Птолемеевский период, I век до н.э. Картонаж, краска, позолота, стекло
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-cc4083.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9282335/9282335_original.jpg)
Маски мумий. Туна эль-Гебель, Египет. Римский период, II век н.э. Гипс, краска, стекло
В коллекции музея находятся 23 фаюмских портрета из 900 в мире. Обычай оформления мумий портретным изображением умершего, написанным на тонкой деревянной дощечке, появился в римскую эпоху (в I - III веках). Первая такая находка была сделана в 1887 году на территории оазиса Фаюм.
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-7a0eb0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9279500/9279500_original.jpg)
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-6207d1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9279772/9279772_original.jpg)
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-4053d5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9280515/9280515_original.jpg)
Плащаница II век н.э.
![По залам Пушкинского музея По залам Пушкинского музея](/images/main/po-zalam-pushkinskogo-muzeya-a0cfb2.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/9235869/9235869_original.jpg)
Рекомендую - цикл превосходных лекций одного из ведущих российских египтологов Виктора Солкина: http://www.youtube.com/user/VVSolkin/videos.
Источники информации: pushkinmuseum.art , e-books.arts-museum.ru
|
</> |