По залам Пушкинского музея

топ 100 блогов galik_12306.09.2023 Искусство Древнего Египта

По залам Пушкинского музея
Зал №1

По задумке основателя Музея изящных искусств профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, знакомство с историей мировой культурой должно было начинаться с Египта. И хотя прошло с момента основания музея более ста лет, как и прежде, зал №1 - Египетский. Только раньше в него мы попадали сразу из вестибюля. Вот поэтому и вестибюль, и зал были оформлены с применением образов Древнего Египта. Сам зал оформлен архитектурными элементами, характерными для древнеегипетского храма: ложные балки поддерживаются изящными колоннами в форме связки папируса, на потолке изображено звёздное небо и стервятники.
В создании музея и его интерьеров принимали участие ещё два человека - архитектор Роман Иванович Клейн и меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, который сделал самые большие пожертвования. Поэтому Комитетом музея было принято решение присвоить залу №1 имя обер-гофмейстера Ю.С. Нечаева-Мальцова.

По залам Пушкинского музея

Экспонатами музея стали слепки с самых значимых памятников мирового искусства, заказанные в европейских музеях. Но в египетском зале с самого начала наряду со слепками экспонировались и подлинники - это была коллекция петербургского востоковеда В.С. Голенищева. Коллекция была куплена государством в 1909 году у владельца и передана в московский музей. С началом войны экспонаты были перенесены в безопасное место, а в 1944 году начались восстановительные работы. Потом зал некоторое время служил запасником, в 1947 году вновь открылся для посетителей до декабря 1949 года. В музее свернули постоянную экспозицию для выставки подарков И.В. Сталину. Только после смерти Сталина в 1953 году в залы вернулись музейные экспонаты.

По залам Пушкинского музея
Зал искусства и культуры Древнего Египта. 1912 г.

За всё время своего существования экспозиция Египетского зала мало менялась. Но в 1964 году было принято решение о модернизации экспозиции. Работы продолжались до начала 1969 года. С этого времени здесь экспонировались только подлинные предметы из древнеегипетских захоронений. Последняя реэкспозиция произошла через 40 с лишнем лет. К столетнему юбилею музея в 2012 году облик зала ещё раз поменялся.

По залам Пушкинского музея

В зале Древнего Египта экспонируется около 800 экспонатов, представляющих все периоды истории развития страны фараонов, начиная с IV тысячелетия до н.э. до IV века до н.э. Это деревянные и каменные саркофаги, статуи, рельефы, предметы быта и погребального культа, мумии людей и животных, папирусы, сосуды и украшения, статуэтки божеств и амулеты.

По залам Пушкинского музея


Развитие искусства Древнего Египта происходило в несколько этапов. Все они совпадали по времени с существованием так называемых царств: Древнего (28-23 столетия до н. э.), Среднего (22-18 столетия до н. э.) и Нового (17-11 века до н. э.). Именно в эти времена произошло становление основных принципов древнеегипетской культуры как таковой.

По залам Пушкинского музея

Большинство представленных в зале предметов составляют ядро одной из лучших в мире частных коллекций древнеегипетского искусства. Речь идет о русском востоковеде Владимире Семеновиче Голенищеве (1856-1947). Его коллекция, насчитывавшая около 8 тысяч предметов, стала первым музейным приобретением подлинников в 1909 году. В 1913 году музей купил у крупного московского собирателя Л.И. Гинзбурга коллекцию памятников, в том числе рельефный блок с изображением плакальщиков. Несколько ценных даров принес музею Ю.С. Нечаев-Мальцов: это превосходные фаюмские портреты, золотая диадема и статуя Харпократа. После октябрьской революции египетское собрание пополнилось экспонатами, переданными из разных музеев и частных коллекций.

По залам Пушкинского музея

Древнее царство - время расцвета египетского государства, золотой век в восприятии последующих поколений. Это эпоха сильной централизованной власти и разветвленного бюрократического аппарата. Воплощением величия и стабильности страны стали пирамиды Гизы, считавшиеся в античности первым из семи чудес света. Начало Древнего царства ознаменовано возникновением монументального каменного зодчества, которое связывают с именем Имхотепа, построившего погребальный комплекс царя 3-й династии Джосера со Ступенчатой пирамидой и обожествленного в период Нового царства. В эту эпоху окончательно сложились основные канонические принципы египетского искусства, которым следовали вплоть до периода раннего христианства.

По залам Пушкинского музея
Плита из гробницы Хииу. Серелина 3 тыс. до н.э. Египет. Древнее царство. V династия. Известняк. Из коллекции В.С. Голенищева


По залам Пушкинского музея



По залам Пушкинского музея
Статуя фараона Аменемхета III. XIX в. до н.э. Египет. Среднее царство. XII династия. Базальт

В Древнем Египте существовали развитые представления о вечной жизни, отразившиеся в обширном комплексе заупокойной литературы. Самый ранний пример такого рода произведений - это Тексты пирамид, вырезанные на стенах погребальных камер и коридоров в пирамидах, возводимых с конца 5-й и вплоть до 8-й династии.

По залам Пушкинского музея
Рельеф из гробницы Хени. Конец  3 тыс. до н.э. Египет. Среднее царство. XI династия. известняк


Искусство Нового царства - это искусство контрастов. До наших дней дошли колоссальные храмовые статуи царей и богов и миниатюрные головки и ювелирные украшения, отличающиеся тщательной проработкой поверхности и мельчайшей детализацией.
.
По залам Пушкинского музея
Сфинкс фараона Аменхотепа II. Новое царство, 18 династия, время правления Аменхотепа II, ок. 1428–1397 до н. э. железистый песчаник Высота 42 см; длина 80 см; ширина 24 см. Из коллекции В.С. Голенищева; происхождение: вероятно, Фивы

Бесспорным шедевром египетской коллекции ГМИИ является парная скульптурная группа жреца Аменхотепа и его супруги жрицы Раннаи, датируемая временем правления Хатшепсут. Статуэтки выполнены из редкого эбенового дерева, ввозимого в Египет из южных областей Африки, глаза супругов инкрустированы стекловидной пастой. Стройные фигуры, тонкие конечности, наличие изысканных деталей - позолоченных украшений и роскошного женского парика, доносят до нас всю неповторимую и узнаваемую красоту лучших произведений древнеегипетского искусства.

По залам Пушкинского музея
Верховный жрец Аменхотеп и жрица Раннаи. XV в. до н.э. Египет. Новое царство. XVIII династия. Дерево. Инкрустация золотом и пастой

Мастера Амарны столь же радикально изменили сложившиеся художественные традиции, как религиозная реформа Эхнатона - египетский пантеон. Одно из самых важных достижений Амарны, повлиявшее на последующее искусство, - создание динамичных и эмоциональных образов с помощью выразительных движений и жестов. Типичный образец пост-амарнского стиля - рельеф из нашего собрания с изображением группы мужчин, оплакивающих умершего. Мужчины-плакальщики обязательно присутствовали на похоронах, так же как и женщины. Поразительна свобода в изображении фигур, изломанный рисунок рук, словно передающий ритмическую пульсацию траурного плача.

По залам Пушкинского музея
Рельеф с изображением плакальщиц. Середина XIV века до н.э. Египет. Новое царство. XVIII династия. Известняк


По залам Пушкинского музея
Рельеф. Фрагмент стены гробницы. XIV век до н.э. Египет. Новое царство. XVIII династия. Известняк


По залам Пушкинского музея
Полихромный сосуд. XIV век до н.э. Египет. Новое царство. XVIII династия. Глина


По залам Пушкинского музея


По залам Пушкинского музея
Саркофаг Хор-ха по прозвищу Пэб. Ахмим, Египет. Поздний период - начало Птолемеевского периода, VII-IV века до н.э. дерево, краска


По залам Пушкинского музея
Скульптурная группа: Ниаи, писец, ведавший учетом добытого на приисках золота и наличного золота в Египте, с женой или матерью. Фивы, Египет. Новое царство, XIX династия, XIII-XII века до н.э. Известняк, краска


По залам Пушкинского музея
Шакал Анубиса. Начало 1 тыс. до н.э. Египет. Дерево


По залам Пушкинского музея
Модель погребальной лодки с гребцами и двумя статуями в наосе. II тысячелетие до н.э


По залам Пушкинского музея
Фрагмент

Наиболее яркие, полностью покрытые росписями, саркофаги относятся ко времени Нового царства и экспонируются в центральной части зала.

По залам Пушкинского музея
Саркофаг мумиеобразный египтянки Ташет. Египет, Ахмим или Фивы. III-I вв. до н.э.


По залам Пушкинского музея


По залам Пушкинского музея


По залам Пушкинского музея


По залам Пушкинского музея

В египетской коллекции ГМИИ представлен один из шести сохранившихся в мире саванов греко-римского периода.

По залам Пушкинского музея
Погребальная пелена с изображением женщины, держащей за руку мальчика. II века н.э. Лён, грунт, клеевая краска


По залам Пушкинского музея
Коптские ткани со сценами жизни святого Иосифа, изображениями всадника, четырёх воинов и животных, виноградной лозы и птицы, бегущего воина с копьём. IV-VIII века н.э. Лён, шерсть


По залам Пушкинского музея


По залам Пушкинского музея
Маска мумии. Меир (?), Египет. Птолемеевский период, I век до н.э. Картонаж, краска, позолота, стекло


По залам Пушкинского музея
Маски мумий. Туна эль-Гебель, Египет. Римский период, II век н.э. Гипс, краска, стекло

В коллекции музея находятся 23 фаюмских портрета из 900 в мире. Обычай оформления мумий портретным изображением умершего, написанным на тонкой деревянной дощечке, появился в римскую эпоху (в I - III веках). Первая такая находка была сделана в 1887 году на территории оазиса Фаюм.

По залам Пушкинского музея


По залам Пушкинского музея


По залам Пушкинского музея
Плащаница II век н.э.


По залам Пушкинского музея
Рекомендую - цикл превосходных лекций одного из ведущих российских египтологов Виктора Солкина: http://www.youtube.com/user/VVSolkin/videos.

Источники информации: pushkinmuseum.art , e-books.arts-museum.ru

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вообще, более колоритных лиц сложно было бы найти. В Европе такого нет. Там все скромно и строго. Здесь же огромное количество необычных деталей буквально бросается в глаза. Например, семья, идущая по улице на фоне пирамид. 1. Или женщины, несущие сумки на голове. 2. Как они все это ...
Curiosity намерял, что за необходимые 6 месяцев полета космонавт хапнет 0.3 Зв (!!!!!!!) радиации. Норма за такой период - до 0.5 мЗв*, то есть она будет превышена в 600 (!!!) раз по отношению к нормальной и в 4 раза по сравнению с предельно допустимой на АЭС. Хотя восторженному ...
Путинизм это уникальное явление в истории человечества. Мало ему было научить стерхов летать. Он ещё смог заставить петухов сбиться в стаю, чтобы потом напасть на одну галку. А галка то и всего сделала, что первый раз в своей сытой жизни "чирикнула" про то, что даже самому распоследнему ...
Смотрел много, да не то и не так. В номинациях и категориях не силён и вообще ...
Пришло время менять права по истечению срока давности и я как лох решил это сделать с помощью gosuslugi.ru. Оформил заявление, оплатил через сайт с 30% скидкой и выбрал отделение ГИБДД на Жукова (наиболее удобное для меня). В назначенное время приехал туда и сунулся в окошко "прием ...