Усадьба Знаменское-Губайлово
galik_123 — 05.09.2023В поисках эстетики и позитива, выбрав солнечный денёк, т. е. вчера, отправились в Знаменское-Губайлово - бывшую усадьбу генерал-аншефа В.М. Долгорукова-Крымского (1722-1782). Главным интересом, кроме восстановленных зданий усадьбы и большого парка, был Знаменский храм. Его полное название - церковь иконы Божией Матери "Знамение". От Знаменской церкви - Знаменское, а Губайлово - по названию расположенной неподалёку деревни. Оказалось, что и рядом с храмом много прекрасного. Вокруг на небольшой территории создан миниатюрный оазис с розарием и ландшафтным минипарком из хвойных деревьев и кустарников.
Знаменский храм в Красногорске изначально был построен боярином И.Ф. Волынским в конце XVII века в родовой вотчине Губайлово, в нескольких десятках вёрст от Москвы. Усадьба в течение двух веков переходила от одних владельцев к другим, постепенно приходя в упадок. Но в 1905 году её новый владелец - купец и благотворитель из старообрядцев, А.Я. Поляков, перестроил Знаменскую церковь в неорусском стиле (с элементами русского узорочья), что мы и видим сегодня. Реставрация была начата в 90-е годы прошлого века под руководством архитектора-реставратора Л.А. Беловой. Надвратная икона "Знамение" выполнена в технике энкаустики - живописи расплавленными восковыми красками, которая была разработана в Древней Греции в V веке до н.э.
В 1910 году около церкви была построена кирпичная часовня-усыпальница Поляковых в стиле модерн архитекторами И.Е. Бондаренко и В. Владимировым. Реставрация её началась в 2007 году. Часовня считается редким образцом подмосковного модерна. Уникальность этого памятника в том, что украшение фасадов и интерьера полностью выполнено из полихромной керамики Абрамцевского гончарного завода.
На территории храма находится мемориал "Вечная память и слава защитникам Отечества". Монумент был открыт в 2005 году, в дни празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Возрождённый храм интересен своим уникальным мозаичными интерьером и иконами в русско-византийском стиле, созданными группой художников под руководством Александра Корноухова. Мозаиками выложены своды подкупольного пространства и стены. В центре купола находится изображение Пантократора, на южной, северной и западной стенах центрального четверика - композиции Рождества, Успения и Распятия; на восточной стене - Святая Троица, ниже - деисус, иконы Спасителя и Божией Матери, выполненные на тёмно-синем фоне. Слева и справа на стенах сохранились фрагменты росписи начала XX века. Изначально в храме тоже не было традиционного иконостаса.
Сразу за территорией храма находятся строения усадьбы с большим парком - туда мы и отправились. Золотой век усадьбы начался во второй половине XVIII века, когда наследница Волынских вышла замуж за князя В.М. Долгорукова-Крымского - будущего московского главнокомандующего, и он занялся строительством большого дворцово-паркового ансамбля.
Предполагается, что архитектором провинциальной дворянской усадьбы в стиле классицизма стал кто-то из московских зодчих. Сохранились - главный усадебный дом, два флигеля (один из флигелей восстановлен после пожара), конный двор. Ансамбль построек был сначала доведён до плачевного состояния, а потом восстановлен.
К усадьбе с севера прилегает ландшафтный парк с искусственными прудами - ухоженный и живописный. В парке сохранились несколько двухсотлетних деревьев - сосен, лиственниц. В 2012 году у Знаменских прудов построили беседку на месте утраченной усадебной.
|
</> |