Древнейший Египет. Национальный музей в Каире
maximus101 — 07.01.2025Каирский музей самый сложный из всех где мне приходилось фотографировать. Снимать там невероятно тяжело — очень темно, освещения или нет, или оно ужасное, многие экспонаты стоят за грязными и непроницаемыми стеклами стендов, созданных еще 100 лет назад. Более половины экспонатов вообще не подписаны, а там где есть таблички разобрать что-то сложно. Несомненно музей лучше посещать с компетентным гидом. Но таких естественно очень мало.
Я послушал как гид в музее рассказывал про раннюю историю Египта российской группе, видимо привезенной из Хургады. Он задал им вопрос - знают ли они откуда в Египте появились первые пришельцы, создавшие здешнюю цивилизацию? Группа молчала. Мне подумалось, что он сейчас что-то выдаст про планету Марс или Альфа Центавру. Но он оказался не так уж прост и заявил, что пришельцы прибыли с горы Джуди после потопа, и были они потомками пророка Нуха (Ноя). Я даже завис немного, ибо не ожидал услышать именно кораническую версию.
Фантастическую историю своей страны во многом пропагандируют и сами организаторы Национального музея Египта. Они несомненно умышленно перемешивают ранние артефакты истории Египта, чтобы создать в головах у посетителей кашу. Самые яркие и неоднозначные объекты выставляются напоказ на первом этаже у входа, дабы они бросались в глаза. В то время как невзрачные горшки и примитивные кусочки кремня скрываются в дальнем углу на втором этаже. Поэтому у посетителей создается иллюзия невероятной развитости ранней древнеегипетской культуры, плюс, как мы знаем, этому способствуют почти все мировые массмедиа, кинематограф и прочее.
К сожалению, туман на древнейшее прошлое Египта часто нагоняют и серьезные специалисты. Связано это как с объективной сложностью изучения ранней истории вообще, так и с профессиональными предпочтениями. Многие артефакты додинастического периода часто датируются лишь приблизительно, даты могут иметь разброс до 400-500 лет и более.
В современном Египте очень не любят факт широких заимствований из Месопотамии на заре истории этой земли. Практически древнеегипетская цивилизация сложилась за очень короткое время ближе к концу 4 тыс. до н.э. Развитого неолита, как в Малой Азии (Чатал Хююк) или севере Месопотамии (Хассунская и Халафская культуры) долина Нила не знала. Никакого последовательного развития здесь не прослеживается. Развитое земледелие и протогосударства появляются в Египте почти одномоментно, хотя несомненно заимствования с севера, из Месопотамии, приходили в долину Нила волнами в течении 1-2 тысяч лет. Сначала, в 5 тыс. до н.э. на территории нынешнего Египта появилось первое примитивное производящее хозяйство. В середине 4 тыс. до н.э. (Накада I и II) появляются ранние гособразования и протогорода, в которых обнаруживаются массовые артефакты из Междуречья (цилиндрические печати, архитектурные элементы и т.д.). Можно предполагать, что государственность в Египте была создана небольшой группой завоевателей с севера Ближнего Востока, как писал об этом еще Флиндерс Питри — отец египетской археологии.
Принципиальное различие ранней египетской изобразительной культуры от других ближневосточных состоит в в том, что здесь с самого начала мужских изображений не меньше чем женских. Как мы знаем, на севере Ближнего Востока было все ровно наоборот. Объяснение этого феномена крайне простое, культура древнейшего Египта была получена с севера уже в готовом патриархальном виде. Все самые ранние египетские мужские фигурки датируются 4 тыс. до н.э., это было время активной экспансии развитой шумерской культуры Урука, которая уже была патриархальной. Это было время формирования ранних вождеств и протогосударств по всему Ближнему Востоку.
Мне хотелось увидеть «золотого человека» из Тель эль-Фарха. Но к сожалению, его уже успели перевезти видимо в Национальный музей египетской цивилизации. Но на одном из стендов обнаружилось схожее с ним изображение (см. выше).
В 4 тыс. до н.э. в Египте стали очень популярны мужские изображения с клиновидными бородками. Впоследствии, как мы знаем, накладная борода — это важный символ власти фараонов. В раннее время люди создавшие древнеегипетскую государственность несомненно носили бороды, возможно накладные бороды фараонов — это память об этом начальном периоде египетской истории.
Фигурки ниже имеют не только бороду, но и косой крест на груди, который по всему Ближнему Востоку носили только женские божества. И только в Египте этот символ стал мужским.
Особый вид ранних египетских артефактов — это палетки (пластинки) из камня, предназначенные для растирания косметических красок, например сурьмы, ею в Египте подводили глаза. Постепенно они теряли свои функциональные свойства, становясь все более и более декоративными. Поэтому более поздние обильно украшенные палетки принято считать уже не косметическими, а больше ритуально-церемониальными.
Вызывает интерес обилие парных изображений на египетских палетках. В частности, многие палетки имеют форму парных птиц. Эти изображения могут быть самыми ранними символами двуглавых орлов (или хищных птиц), хотя о сущности этих ранних египетских пернатых ничего неизвестно. Но учитывая высочайшую роль ястребов (соколов) в Древнем Египте с самого зарождения здешней цивилизации (ястреб — олицетворение верховного бога Гора) можно предположить, что птицы на палетках связаны именно с символикой этого важного божества.
Также имеет смысл отметить, что практически все парные животные, а тем более хищные птицы, в древности были связаны с культом Богини Матери, ибо дуальность это ее неотъемлемое свойство.
На заре египетской цивилизации в долине Нила появляется много символики связанной с верховным культом Богини Матери, пришедшим с севера. Это не только парные птицы или парные львы, но и так называемые парные топоры. Ниже, характерный символ двойного топора можно увидеть на одном из керамических сосудов середины 4 тыс. до н.э. Важно добавить, что в это время этот знак пока еще не был связан именно с топорами, видимо подобная привязка появилась только в более поздней Минойской культуре. Мария Гимбутас называла два подобных треугольника символами песочных часов. Что этот знак обозначал на самом деле — мы не знаем. Но хорошо известно, что самые ранние сюжеты с подобными треугольниками появились в культурах Хаджилар и Халафской в 6 тыс. до н.э. на севере Месопотамии и в Малой Азии. Несомненно, они были связаны с символикой косого креста (и креста вообще), которая была характерна прежде всего для индоевропейских народов.
Считается, что именно на ранних палетках появилось первое изображение египетской богини Хатхор (букв. «дом Гора», то есть «небо») — богини неба. Ее почти всегда изображали в виде коровы. Культ Хатхор может быть очень интересен для решения проблемы ранних неолитических изображений коров и быков, которых многие современные исследователи хотят видеть образами мужских верховных божеств. Я касался этой проблемы ранее, несомненно Хатхор — это отображение древнейшего (еще неолитического) женского божества неба, которое оставалось популярным и в историческую эпоху не только в Египте, но и на минойском Крите.
Ниже, коровья голова Хатхор на египетской палетке середины 4 тыс. до н.э. украшенная многочисленными звездами, чья форма может быть интересна в связи с известным знаком (иероглифом) обозначающим еще одну раннюю богиню — Нейт, которая возможна была верховным божеством всей Северной Африки (ее часто сравнивают с карфагенской Танит). Звезды на этом изображении имеют подозрительно мало лучей, и схожи со знаком Нейт — косым крестом, сформированным двумя стрелами (см. ниже). Эти пятиконечные звезды впоследствии стали очень популярны в Египте, в связи с этим египетский образ звезды стал отличаться от принятых в Месопотамии восьмиконечных звезд.
Ниже, погребальная стела с именем царицы Мернейт (Любимая богиней Нейт). Иероглиф обозначающий Нейт — это своеобразный столб с закрепленными на нем перекрещивающимися стрелами. Это был знак главного божества всей Северной Африки — богини войны, породившей весь мир. Возможно, что культ этой египетской богини коренился на образе ранней верховной протобогини, известной на всем Ближнем Востоке еще с неолита. Символом которой был также косой крест — знак «засеянного поля». Богиня Нейт достойна того, чтобы сделать о ней отдельный пост.
В музее выставлена самая известная церемониальная палетка — царя Нармера (Атакующий сом) ок. 3100 - 3000 до н. э. , возможного объединителя Верхнего и Нижнего Египта. Этот шедевр в сжатом виде демонстрирует нам всю суть государственной власти в долине Нила. Как мы знаем, это была власть одного человека, по сути живого бога, который держал в своих руках все здешние ресурсы. Собственно, последующее строительство великих пирамид полностью базировалось на этой невероятной концентрации власти и ресурсов.
Нармер изображен на палетке победителем каких-то бородатых людей (как и он сам) скорее всего это берберы. В последующем почти все враги Египта изображались бородатыми, но накладную бороду носил и фараон — глава страны Кемет (Египта). Как я писал выше, этот странный парадокс возможно вытекал из факта создания в долина Нила государственности именно иноземцами.
Палетка украшена с двух сторон. Вверху здесь изображены две головы коровьей богини Бат, идентичной более популярной впоследствии богине Хатхор. Бат, как и Хатхор, была двуликой богиней, это ее качество естественно вытекало из дуальной сущности верховного женского божества, известной еще с раннего неолита.
Нынешние фанаты Египта часто пытаются увязывать двуликость египетских богинь с известным фактом соединения здешних земель — Верхнего и Нижнего Египта. Что в целом может быть оправданно для определенных случаев. На палетке изображены и сдвоенные фантастические животные (львы или леопарды) с длинными шеями, их принято называть серпопардами. Сдвоенность этих серпопардов также часто объясняется символизмом объединения египетских земель. При этом почти всегда опускается хорошо известный факт, что эти сдвоенные фантастические звери впервые обнаруживаются отнюдь не в Египте, а на печатях ранних слоев ныне иранского города Сузы (Сузы I и II, т.е. 3500 г. до н.э.), где о Верхнем и Нижнем Египте скорее всего никто и не слышал.
То есть серпопарды были несомненно заимствованы из Элама, или как минимум из какого-то региона Месопотамии. Здесь важно отметить, что именно на Иранском нагорье эти фантастические звери устойчиво воспроизводились тысячи лет, их например можно увидеть на бронзах Луристана I тыс. до н.э. В то время как в самом Междуречье они прослеживаются с трудом.
Как хорошо известно, леопарды и львы — это животные Богини Матери, поэтому нет оснований думать, что в раннем Египте они символизировали нечто иное.
Парность серпопардов — это прежде всего олицетворение дуальности верховного божества. Но палетка Нармера дает нам сюжет неизвестный где-либо кроме Египта. Как видим, длинношеих леопардов держат на поводке слуги царя Нармера. Возможно это желание контролировать древними египтянами живую природу. И еще одно свидетельство нечеловеческой власти фараона — живого бога.
В период становления первой государственности в Египте еще массово не применялись металлические орудия. Оружие того периода было преимущественно каменным или деревянным. Как известно, даже великие пирамиды в Гизе были возведены практически только одними каменными инструментами.
Читайте также:
Засеянное поле или Мать Сыра Земля. Знак Богини Матери ставший государственным символом Византии
Божественные сестры близнецы. Дуализм Великой Матери богов
Мать Сыра Земля и ее древнейшая символика
Арийский символ и знамя. Государственный штандарт древнего Ирана
|
</> |