рейтинг блогов

По следам Бескудниковской ветви

топ 100 блогов ru_railway08.05.2022 Эта железнодорожная ветвь не существует уже тридцать пять лет - но в среде любителей железных дорог по сию пору считается своего рода легендой. Я её застал ещё работавшей, хотя и уже укороченной вдвое - но мне стало интересно - а что вообще от неё осталось сейчас? И летом прошлого, 2021 года я прошёл по всей её небольшой - чуть больше восьми километров - трассе. Спойлер: фотографий очень много, поэтому текст я разобью на две части - и всё равно их будет около пятидесяти в каждой!

Ну, а для тех, кто не в курсе её истории - краткая справка: началось всё в конце девятнадцатого века со строительства железной дороги Москва - Дмитров - Савёлово. Открыли её в 1900 году - но первые поезда до Савёлово ходили не с Савёловского, а с Ярославского вокзала. При строительстве Савёловского вокзала возникли трудности с отчуждением земельного участка близ Бутырской заставы - поэтому общество Московско-Ярославской железной дороги, которое и вело строительство этой новой линии, решило построить соединительную ветвь от путей Ярославского направления до станции Бескудниково. Начиналась эта соединительная ветвь в районе уже не существующей платформы Северянин (нынешняя платформа Ростокино к старому Северянину отношение имеет небольшое - это абсолютно новая платформа, построенная южнее ранее существовавшей). Чуть позже построили и соединительный путь к станции Лосиноостровская. Если сейчас подняться на переходной мост в южной горловине Лосиноостровской, и посмотреть в сторону Ярославского вокзала - то откроется вот такая картина:

По следам Бескудниковской ветви IMG_20210728_121930

А теперь посмотрим на этот же вид, сфотографированный между 1950 и 1960 годами (все исторические фото в посте - с сайта https://pastvu.com ):

По следам Бескудниковской ветви

Короткая платформа справа - это и есть платформа электричек, ходивших по Бескудниковской ветви. Первые пассажирские поезда ходили по ней с 1900 по 1902 год - когда, наконец, был построен Савёловский вокзал, и прямая линия от него до станции Бескудниково. А затем, скорее всего, движение прекратилось - ветка проходила в довольно пустынной местности, на некотором отдалении от неё были лишь два села - Медведково и Свирлово (нынешнее Свиблово). К тому же, в 1908 году практически параллельно ветви прошла Окружная железная дорога, куда боле совершенная в своём устройстве. Почему ветвь не разобрали? Скорее всего, потому, что она соединяла две сортировочные станции двух линий, принадлежавших обществу Московско-Ярославской железной дороги: при передаче грузовых составов с линии на линию не нужно было согласовывать их пропуск через Московско-Окружную железную дорогу - есть своя собственная передаточная ветвь. Благодаря этому, она пережила и Первую Мировую войну, и революцию, и Гражданскую- и дожила до тридцатых годов - когда расширяющаяся Москва уже вышла за границы Окружной железной дороги, и на её самом северном крае решили построить комплекс научно-исследовательских учреждений, связанных со строительством железных дорог. А тут и место позволяет, и свой собственный подъездной путь есть!

Но к истории мы вернёмся чуть позже - а пока посмотрим на место, показанное ранее, чуть с более высокой точки:

По следам Бескудниковской ветви

Вот эти гаражи, что справа, построены как раз на месте бывшей пассажирской платформы. Ну, что же - место старта - вот оно, так что в путь!
Не знаю, как в других городах - а в Москве, по моим наблюдениям, место разобранных железных дорог быстрее всего занимали гаражные кооперативы.

Так и с Бескудниковской веткой: те гаражи, что слева, стоят как раз на её трассе:

По следам Бескудниковской ветви

А если пройти чуть дальше - то можно увидеть вековые сосны, которые стояли тут тогда, когда по Бескудниковской ветке пошли первые электрички:

По следам Бескудниковской ветви

Было это в 1945 году, но пассажирское движение на ветке появилось чуть раньше. Как я уже сказал, в середине тридцатых в месте, находившемся там, где ветвь пересекала Яузу, было решено построить Научно-исследовательский институт транспортного строительства, который в обиходе стали называть просто Институтом пути, и жилой городок при нём. Бывший здесь ещё со времён строительства ветки единственный на ней разъезд решили превратить в станцию, обслуживающую институт. Ну, а в качестве транспортного сообщения было решено использовать имеющуюся железную дорогу. Вот вид на всё тот же гаражный кооператив с его противоположной стороны - где-то чуть праве этих ворот и шла ветка:

По следам Бескудниковской ветви

А если посмотреть снова вперёд - то вот этот бугорок слева - бывшая насыпь ветви:

По следам Бескудниковской ветви

Изначально Институт Пути и его городок находились на территории не Москвы, а в Мытищинском районе Московской области - поэтому логичным стал пуск пассажирских поездов от станции Лосиноостровская в городе Бабушкин того же района. Когда конкретно это произошло - неизвестно. Но доподлинно известно, что в 1944 году на участке Лосиноостровская - Институт Пути работали одновагонные мотрисы. Но, видимо, их вместимости не хватало, что бы перевезти всех желающих - поэтому уже в 1945 году было принято решение электрифицировать линию, и пустить по ней электрички. Что же - спустя тридцать пять лет после окончательного движения по линии вообще, и пятьдесят восемь лет - по участку от Лосиноостровской до следующей остановки - платформы Дзержинская (движение электропоездов здесь было закрыто в сентябре 1966 года) - опоры контактной сети стоят до сих пор:

По следам Бескудниковской ветви

Справедливости ради, путь тут сохранялся до 2005 года, и использовался как подъездной к расположенной через дорогу электроподстанции. Там, через дорогу - это улица Лётчика Бабушкина - видно ещё одну опору. Вот она:

По следам Бескудниковской ветви

Справа от неё растёт тополь, видите? А давайте ему под корни заглянем?

По следам Бескудниковской ветви

Да-да, шпала. Именно тут и лежали рельсы. Рядом валяется ещё одна, выкорчеванная из земли:

По следам Бескудниковской ветви

А дальше, в кустах - третья опора КС:

По следам Бескудниковской ветви

А ещё дальше - ещё одно интересное место. Если верить старым картам Москвы, во времена, когда ветка ещё эксплуатировалась, никакой улицы Лётчика Бабушкина ещё не было. А город Бабушкин с Москвой соединяло старое Осташковское шоссе. И вот здесь- именно то место, где его пересекала Бескудниковская ветвь:

По следам Бескудниковской ветви

На её трассе построен очередной ГСК - и очередная опора в кадре, используемая когда-то, как фонарь:

По следам Бескудниковской ветви

Если в этом самом месте повернуться направо на сорок пять градусов - будет вот такая картина:

По следам Бескудниковской ветви

Слева - всё та же самая опора, лежащий у её подножья железобетонный блок, видимый на предыдущей фотографии - а вот эта асфальтированная дорожка - и есть бывшее магистральное Осташковское шоссе. Да-да - вот это место, на карте Москвы 1952 года: переезд помечен зелёным крестиком, а у левого края карты виден разъезд - это станция Институт пути, и посёлок самого института при ней:

По следам Бескудниковской ветви

Но вернёмся в наше время. Насквозь через гаражный кооператив пройти нельзя, поэтому пришлось его обойти. По дороге встретился вот такой одинокий деревянный столб - явный артефакт тех же времён, что и ушедшая в прошлое железная дорога:

По следам Бескудниковской ветви

А это - по другую сторону гаражей. Ветка шла именно вот здесь:

По следам Бескудниковской ветви

О чём свидетельствует очередная сохранившаяся опора (вид в обратную сторону, к Лосиноостровской):

По следам Бескудниковской ветви

Ну, а дальше - пересечение с Енисейской улицей - и главная причина закрытия сквозного движения от Бескудниково до Лосиноостровской осенью 1966 года:

По следам Бескудниковской ветви

Да, это трамвай. Точнее - трамвайная линия от Ростокино до Медведково: с 1960 года это уже была Москва, её северные районы бурно развивались, поэтому туда решили проложить трамвайную линию от ВДНХ. А вот строить путепровод в месте пересечения с малодеятельной железнодорожной веткой посчитали нецелесообразным. "Экономика должна быть экономной!" - уже два года как у власти был незабвенный Леонид Ильич, поэтому взмахом начальственного пера был утверждён первый этап ликвидации железнодорожной линии, существовавшей с последнего года ушедшего XIX века.

Конечно, в шестьдесят шестом этих многоэтажек ещё не было - но линия Бескудниковской ветки шла чётко в направлении дома номер 5 по Берингову проезду, что на самом переднем плане:

По следам Бескудниковской ветви

Перейдём дорогу, и заглянем ему во двор - точнее, к стоящему за ним его соседу, дому номер три по тому же Берингову проезду:

По следам Бескудниковской ветви

Дом, как дом, 1986 года постройки. А вот кадр, сделанный ровно на этом же месте, только в 1962 году - да камера повёрнута чуть правее:

По следам Бескудниковской ветви

Перед нами - платформа Дзержинская, бывшая "Восьмой километр". После закрытия линии от Лосинки ставшая до 1976 года конечной остановкой уже тупиковой линии. Кстати, ещё в 1984 году платформа была цела, хоть и заброшена. Но идём дальше? Дальше - дом номер один всё по тому же Берингову проезду - а зелёным примерно обозначено, как по этому двору шла самая настоящая железная дорога, по которой ходили электрички. Интересно - сколько из жильцов этих домов вообще об этом знает?

По следам Бескудниковской ветви

А по другую сторону - перекрёсток сразу четырёх улиц: Кольской, Снежной, Амундсена и Радужной. Торгово-развлекательный центр "Свиблово", и одноимённая станция метро под ним - вторая причина дальнейшего сокращения Бескудниковской ветви. Калужско-Рижский радиус метро в этом месте - мелкого залегания, наличие железной дороги над станцией негативно сказывалось бы на её конструкции. Конечно, при желании всё это можно было бы укрепить - но зачем? Зачем тут какая-то электричка, ездящая непонятно куда, когда мы строим метро, которое за пятнадцать минут довезёт вас прямо в центр Москвы?

По следам Бескудниковской ветви

Что удивительно - многие чиновники, ответственные за транспорт, рассуждают точно так же: по их мнению, хордовые связи не нужны. Справится, в случае чего, и автобус, ходящий раз в полчаса. А то, что за полвека могло сложится ни одно поколение людей, живущих, скажем, в Отрадном, а на работу ездящих в Лосиноостровскую - да ну, бросьте, "их же единицы", перебьются, с пересадкой поездят. Поэтому 18 мая 1976 года, в связи со строительством метро, было прекращено движение электропоездов до платформы "Дзержинская". Станция же метро "Свиблово" была открыта только два с половиной года спустя. До начала строительства ТРЦ "Свиблово" - примерно до 2008 года, на тротуаре около входа в метро можно было видеть рельсы бывшей ветки, вмурованные в этот тротуар...

Продолжу рисовать примерное расположение путей Бескудниковской ветви на современной местности:

По следам Бескудниковской ветви

Прямо за ТРЦ виден ещё один дом - это дом номер 27, корпус 1 по Снежной улице. Заглянем-ка во двор к нему:

По следам Бескудниковской ветви

Ну вот примерно там, где проходит тротуар слева, и шли рельсы. Ну и дальше, у дома 27, корпус 2 - тоже:

По следам Бескудниковской ветви

Интересные в этом доме люди живут, как говорят в определённых кругах - всегда на измене ;) :

По следам Бескудниковской ветви

Дальше - снова наши любимые гаражи. А больше дерево прямо по курсу, похоже, выросло уже после закрытия движения по этому участку ветки в 1976 году. Ну, что же - вполне могло, ведь целых сорок пять лет прошло:

По следам Бескудниковской ветви

Ой, а что это тут у нас лежит около гаражей? Он самый - обломок очередной опоры контактной сети:

По следам Бескудниковской ветви

Где-то вот тут была восточная горловина станции Институт Пути, в 1976 году ставшая тупиком (дорога на переднем плане - Игарский проезд):

По следам Бескудниковской ветви

Почему бы не представить, что вот это возвышение, на котором стоят эти ворота - насыпь бывших станционных путей?

По следам Бескудниковской ветви

А ещё от станции Институт Пути отходил довольно длинный Ватутинский подъездной путь, шедший в район, где сейчас расположена станция метро "Бабушкинская". На приведённой ранее карте Москвы 1952 года его видно, а уходил он от Института Пути на северо-восток, пересекая Игарский проезд, примерно вот так (слева за деревьями видно дом номер 8 по Игарскому проезду):

По следам Бескудниковской ветви

На месте бывшей станции сейчас построен очередной ГСК с названием "Пограничник". Заглянуть в него можно только со стороны Бескудниково:

По следам Бескудниковской ветви

А вот канализационно-насосная подстанция, построенная в 1960 году, стоит, и выполняет свою функцию до сих пор:

По следам Бескудниковской ветви

Опа! Очередная опора контактной сети:

По следам Бескудниковской ветви

Удивительно, но район этот, до сих пор, вполне уютен, и патриархален - если не считать современного здания ОВД, построенного прямо на путях бывшей станции. Вот здание Центра пожилых людей - но архитектура здания выдаёт его возраст, и да: это здание бывшего Отделения путевого хозяйства ВНИИ железнодорожного транспорта - того самого Института Пути, 1934 года постройки:

По следам Бескудниковской ветви

А рядом - здание, где располагались отделения "Путь и путевое хозяйство" и "Метрополитены" всё того же Института, 1941 года постройки:

По следам Бескудниковской ветви

Главный корпус Научно-исследовательского института транспортного строительства - прямо напротив них, через дорогу, но летом из-за обилия зелени, и его немаленьких размеров снять его толком не представилось возможным. Ну, разве только вот так:

По следам Бескудниковской ветви IMG_20210728_085327

Зато можно в двор предыдущего здания заглянуть:

По следам Бескудниковской ветви

А теперь - на минуточку - в этом же самом месте в примерно том же ракурсе в 1958 году сделан этот снимок. Ну, чуть дальше - там, где машины стоят:

По следам Бескудниковской ветви

А ещё на стене здания сохранился раритетный фонарь:

По следам Бескудниковской ветви IMG_20210728_084311

Тут есть ещё и другие интересные постройки довоенных лет - например, бывшая котельная Института Пути, ныне в ней тепловой пункт:

По следам Бескудниковской ветви

А вот само здание вокзала не сохранилось. Оно было деревянным, и выглядело вот так (снимок 1987 года, ветка тогда уже была закрыта):

По следам Бескудниковской ветви

А сейчас этот же самый ракурс, с этого же самого места смотрится вот так:

По следам Бескудниковской ветви

На этом предлагаю прерваться - до следующей серии.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это вопрос скорее всего поднимался не один раз. Дамы, мою дочь (2 с половиной года) обуяла сильная жадность. Она совсем не хочет играть своими игрушками с друзьями. Когда мы приходим на площадку и там никого нет, то дочь спокойно играет со своими лопатками и фомочками. Как только на гориз ...
Генерал Костенецкий почитает Русский язык родоначальником всех Европейских языков, особенно Французского. Например, domestique явно происходит от Русского выражения дом мести. Кабинет не означает ли как бы нет: человек запрется в комнату свою, и кто ...
Мы с детьми довольно много играем с настольные игры. В основном конечно детские, но и с мальчикам можем и до сих пор поиграть во что-то более сложное. Нам всем достаточно нравится, так что я продолжаю традицию со всем тремя. Поэтому я довольно часто пасусь на сайтах настольных игр, ищу ...
Ребят. Систему Тор, с его начинкой - разрабатывала американская военная разведка и лаборатория флота. Это факт. Делали тут:))) И наблюдают тоже:)) https://en.wikipedia.org/wiki/United_States_Naval_Research_Laboratory АНБ контролирует и финансирует дофига узлов системы, скупив некотор ...
Эстонский президент опять завел песню про стопятьдесятмильонов умученных советской властью: "Ильвес также ответил на вопрос о том, почему русский язык в Эстонии не является официальным языком. «А почему должен быть? К примеру, мы оккупируем ...