Что значат кошки на известных картинах
tanjand — 31.03.2024Любите ли вы кошек?
Вообще, кошка удивительное животное, просто мы к ней привыкли и не замечаем, какой эволюционный путь прошло наше нежное отношение к ним.
Вся перемена чувств – от страха до любви отражалась в искусстве на протяжение веков.
Художники придавали этим зверькам богатое разнообразие символических значений.
Однако временами они словно скрывают этих милых созданий от нашего взгляда. Но этот прием только придавал убедительности смыслу.
Посмотрите – там есть кот. Быстро заметили?
Здесь он важный элемент композиции.
Он символ, который вам, скорей всего, не понравится.
Босх иллюстрирует путь человека между божественным влиянием и дьявольским искушением.
Вот Бог представляет Еву изумленному Адаму.
Адам явно выглядит обалдевшим от счастья.
Ну, что же, дружно думаем о любви, гармонии и безгрешному миру.
Но средневековый зритель сразу замечает признак зла! Еще до появления змея-искусителя! Это … кошка, несущую добычу во рту.
Такое отношение сложилось в средние века.
Котов преследовали.
В 1232 г папа Григорий IX призвал инквизицию следить за черными кошками.
Позже, в 1484 году, папа Иннокентий VIII постановил, что эти существа были помощниками демона, которому поклонялись ведьмы.
Но кошки выжили как вид и продолжали блаженно мурлыкать, становясь символами домашнего уюта - мракобесие не смогло их, к счастью, уничтожить.
И отношение к ним постепенно менялось.
Антонелло да Мессина (ок. 1430–1479), итальянский художник
Иероним Стридонский — идеальный образец ученого гуманиста. Книга, которую он читает, представляет собой знание.
С ним множество животных.
Например, на ступеньке дверного проема сидят две нарядные птицы.
Павлин вообще символизирует бессмертие, а куропатка может означать как правду, так и обман.
Есть и лев, с отсылкой к известной легенде о св Иерониме, который вынул занозу из лапы льва, (после чего лев стал его верным спутником).
Но сможете ли вы заметить кота?
А он есть.
Кот сидит в крайнем левом углу.
Изначально художник не планировал включать в эту картину кота.
Он добавил его позже, используя менее насыщенные цвета.
В результате со временем кошка стала менее выраженной.
Да Мессина показал союз между интеллектуальными людьми и кошками, который становится более значимым с начала эпохи Возрождения.
Пролистнем несколько страниц истории, мы уже знаем, что коты не только выжили, они прекрасно сориентировались в человеческом мире и завоевали наши сердца.
Вот «Олимпия» Эдуарда Мане (1832–1883) вдохновленная «Венерой Урбино» Тициана.
Однако в работе Тициана две служанки стоят позади Венеры, а рядом с ней лежит маленькая собачка, символ верности.
У Мане была другая идея)). И он заменил двух служанок чернокожей женщиной принёсшей букет, возможно, подарок любовника.
А милых котиков иногда связывают с ночной распущенностью.
Да еще и в западной традиции черный цвет также ассоциируется со злом и смертью.
И со всем своим таланом (за что его мы любим) он написал вызывающий взгляд Олимпии.
Вот теперь – да! Значимые детали композиции говорят нам: это проститутка.
Следовательно, чопорная публика Парижа увидела профанацию идеализированной обнаженной натуры, самой основы академической традиции.
Конечно же, Олимпия вызвала шок на Салоне 1865 года. Шок и скандал!
Посмотрим на творческого котика Пауля Клее
Он очень любил животных, содержал котов и рисовал своих любимцев более чем 50 раз. Он даже заставлял Фрици и Бимбо оставлять отпечатки лап и носиков на бумаге и холстах.
Красочный зоопарк - этакий искусственный мир, колеблющийся в сторону абстракции. Тем не менее, как почти всегда, абстракции Клее легко узнаются – здесь мы видим окна, здания и церковь.
И кот!
Голова кажется слишком большой для туловища, он внимательно смотрит на нас.
В то же время за ним наблюдает око Божие в верхней половине картины.
Кот застрял между миром абстракции и репрезентации.
Он явно удивлен этим воображаемым миром.
И настолько хорош и мистичен, что путешествует между мирами.
Но есть «кошачий след» и в классической музыке.
Duetto buffo di Due Gatti — «комический дуэт для двух кошек» и популярная пьеса для двух сопрано.
Приписывается итальянскому композитору Джоаккино Россини (1792–1868).
Однако этот сборник был написан в 1825 году и основан на его опере «Отелло».
Сначала нам предстоит выучить наизусть «тексты песен»: «мяу-мяу-мяу-мяу-мяу-мяу».
Теперь давайте посмотрим, как «два кота» поют Duetto buffo di Due Gatti, и попробуем подпевать.
Ютьюб
Кошачий обед, Маргарита Жерар (1761 – 1837),
Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art
|
</> |