По Малому Золотому Кольцу или как устать от отдыха. Часть III. Рыбинск.

топ 100 блогов vodnik_t26.10.2025

Глава XII. Обзорная экскурсия. Набережная реки Черёмухи (улица Бульварная) и окрестности.

01. Маршрут обзорной экскурсии.
01. Маршрут обзорной экскурсии.

Итак, мы вышли на набережную реки Черёмухи. До исторического материализма именно здесь совершала променад чистая рыбинская публика, в то время как набережная Волги была отдана на откуп крючникам, бурлакам, купцам, матросам и прочим не сильно светским личностям — над Волжской набережной всю навигацию висел густой мат и перемещались туда-сюда очень серьёзные материальные ценности. Словом, место не для дам в кринолинах.

Для начала немного истории. На плане 1830-х гг. набережная обозначена как Череможная. В архивных документах того периода встречаются и другие названия: Черемошная наб., Черемошская наб., Череможская наб., Черемужская наб.

В 1908 г. по постановлению Городской Думы набережная получила официальное название — Бульварная улица. 6 ноября 1918 г. Бульварная улица была переименована в улицу Красного Флота. 29 декабря 1993 г. постановлению Главы администрации Рыбинска и Рыбинского района было возвращено историческое название — Бульварная улица.

В 2024 г. проведена полная реконструкция нижнего и верхнего ярусов набережной и улицы Бульварной. Восстановлен облик утраченного ресторана «Эльдорадо» в виде исторического павильона «Буфетъ», о котором будет рассказано чуть позже.

А пока поглядим на Советскую площадь. На ту, какая она сейчас и какая была раньше.

Главным украшением площади является, безусловно, пожарная каланча. Между прочим, самая высокая в России, а, возможно, и в мире.

По Малому Золотому Кольцу или как устать от отдыха. Часть III. Рыбинск.
03. Ещё.
03. Ещё.
04. Вид со стороны улицы Стоялой.
04. Вид со стороны улицы Стоялой.

Это уже не первая каланча в Рыбинске. А история её появления весьма любопытна. Началось всё аж в начале XIX в., когда ярославскому губернатору князю М. Н. Голицыну пришёл рапорт от полицмейстера, в котором говорилось: «Учинить прибавку на прием ночных и пожарных служителей вместо 1200 руб., 1600 руб. в год. Вместо 70 руб., 90 руб. на содержание двух лошадей с подковкою на каждую. Для 50 фонарей на освещение города, на сало и масло с засвечиванием и починкою оных, вместо 100 руб., 150 руб.». Его светлость нашёл запрос разумным, велел средства изыскать, а так же в резолюции добавил, что необходимо в каждом городе губернии завести пожарную каланчу, на которой организовать круглосуточное дежурство полицейских чинов.

В 1825 г., когда уже князь Голицын покинул свой пост в Ярославле,  городская Дума приняла решение о строительстве пожарной каланчи на съезжем доме. Сегодня это место, где находится Дом печати. Изображений этого насеста, к сожалению, не сохранилось.

13 июля 1827 г. Рыбинское городское общество решило вместо деревянного дома построить каменный, а на нём — каланчу. Как гласит городская легенда, побудительной причиной стало то, что «Каланча весьма зыбка, а полицейские чины к дежурству на ней приставленные от того повсегда пьяны, ибо тем дух свой подкрепляют». Не знаю, правда или нет, но байка — шарман! И я «полицейских чинов понимаю — лезть трезвым на такую голубятню, так себе удовольствие. Да и пьяным тоже не сахар.

8 февраля 1836 г. послано письмо Министру внутренних дел: «В г. Рыбинске по важности судоходной пристани, постоянно процветающем торговлею, полицейская часть и двор для пожарной команды находятся в старом деревянном строении, пришедшем в такую ветхость, что устройство нового здания совершенно необходимо. По сему составлены план и смета на построение в Рыбинске каменной полицейской части с пожарным двором и каланчою.»

Строительство вышло на 52 898 рублей. К осени 1841 г. здания были построены, кроме самой каланчи, строительство которой было отложено до весны 1842 г. А к осени 1842 г. строительство пожарной каланчи было завершено и обрешечено (основание её было исполнено в стиле позднего классицизма с карнизами-сандриками над оконными проёмами и особой облицовкой-рустикой подножия каланчи). Это вторая пожарная каланча, возведённая уже на нынешнем месте — на углу Театральной пл. и Стоялой ул., а первая была демонтирована в 1847 г.

Вторая пожарная каланча в Рыбинске была построена в 1843 г. на углу Стоялой улицы и Театральной площади, где ранее на этом месте находилась полицейская часть, построенная в 1841 г. При постройке каланчи прочное каменное здание полицейской части послужило в качестве основания. Кроме самой каланчи, несколько позже, в 1870―1871 гг. к полицейской части была пристроена двухэтажная, выполненная в камне, пожарная часть, а во дворе также из камня были возведены конюшня и специальный навес, под которым хранились инструменты пожарного депо. Автором этого проекта выступил городской архитектор П. А. Уткин. Кроме того, для нужд пожарников рядом с частью были возведены здания мастерских — слесарная и кузница.

05. Вторая каланча, постройки 1843 г.
05. Вторая каланча, постройки 1843 г.

А потом случился анекдот, эль шкандаль и шоу долгоносиков в одном флаконе. 10 мая 1911 г. около 16 часов 30 минут в пожарной каланче возник пожар. Сгорела часть архивных дел полицейского управления, обгорели деревянные части самой каланчи. Около 19 часов пожар был ликвидирован. Свидетели, дежурные пожарные, объяснили, что пожар возник из-за неосторожного обращения с огнём. Кто-то из полицейских чиновников бросил непотушенную папиросу — видимо традиции пьянства на службе были ещё живы в рыбинской полиции.

06. Тот самый анекдотичный пожар.
06. Тот самый анекдотичный пожар.

Конфуз, который не обошли вниманием не только городские, но и губернские и даже центральные газеты. В тот день на каланче дежурили двое дозорных. История даже сохранила их имена. Егор Спиридонов и Василий Хлыстов так внимательно наблюдали за городом, что не заметили пожар прямо у себя под ногами. Посмотреть на то, как горит пожарная каланча, сбежался чуть ли не весь город. Местным властям даже пришлось вызвать роту квартировавшего в Рыбинске полка, чтобы разогнать любопытных зевак.

В июле 1911 г. на очередном заседании городской Думы был поставлен вопрос о строительстве новой, третьей по счету железобетонной каланчи. План и фасад её в стиле модерн составил городской архитектор И. К. Хотин. Из 12 строительных фирм, принимавших участие в торгах, городская управа приняла условия саратовской фирмы «И. Г. Грингоф и Б-ъ». Эта же фирма строила в Рыбинске первый железобетонный шлюз в России. 30 апреля 1912 г. с фирмой был заключен договор. Подряд на устройство кирпичного заполнения между железобетонными колоннами пожарной каланчи был сдан подрядчику строительных работ инженеру Степану Антоновичу Букетову, который закончил работы 14 августа 1912 г.. Новая каланча представляла собой монолитную железобетонную каркасную конструкцию (так называемый фахверк) и состояла из пяти ярусов. Сам каркас — фахверк — сделан из стоящих под наклоном стоек и положенных горизонтально опорных балок — ригелей. Пустоты между ними заполнены кирпичом. Посредством цельных железобетонных балок на барабан передаются нагрузки от каркасной конструкции.

07. Каланча в середина 1910-х.
07. Каланча в середина 1910-х.
08. С другого ракурса.
08. С другого ракурса.

Городскому голове К. И. Расторгуеву советовали не строить каланчу, так как теперь в Европе и многих городах России применяют электрическую сигнализацию, и пригласили в Москву осмотреть пожарную сигнализацию, устроенную Сименс и Гальске ещё в 1907 г. Но пожарная каланча уже была построена и рыбинцы не представляли это место в городе без неё.

В 1979 г. на месте каменных построек во дворе пожарной части был возведён кирпичный пятиэтажный жилой дом для работников пожарной команды, а также пристройки-гаражи для пожарной техники.

Время было безжалостным к оригинальному монументу зодчества. В течение 60-ти лет оказавшуюся в запущенном состоянии пожарную каланчу пытались привести в надлежащее состояние различные строительные фирмы. Реставрационные работы проводились по принципу «с миру по нитке — нищему рубаха», поэтому особого толку от этого не было. И только в 2003 г. в рамках финансирования из городского бюджета пожарная каланча была восстановлена рыбинской фирмой «ЭСКО» с усилением внутренних конструкций, сооружением внутри металлических винтообразных лестниц и окон из сверхпрочного стекла. В 2006 г организация сдала в эксплуатацию нижнюю, опорную каменную часть постройки.

При окрашивании фасадной части пожарной каланчи организацией «ЭСКО» использовалась уникальная зарубежная краска, которую нужно было применить в течение 8 часов после изготовления. Краску доставили в Рыбинск в специализированных ёмкостях из столицы, и маляры мгновенно начали окрашивание фасада пожарной каланчи. Вплоть до сегодняшних времён каланча не потеряла своего внешнего блеска. В 2007 г. в пожарной каланче были завершены все реставрационные работы, и теперь она является частью экскурсионных маршрутов по Рыбинску.

Теперь об окрестностях. Нынешняя Советская площадь в Рыбинске до исторического материализма именовалась Театральной, однако, театра на ней нет. Точнее, сейчас нет, а раньше был и весьма солидный. И не только театр.

09. Театральная площадь Рыбинска в 1910-х.
09. Театральная площадь Рыбинска в 1910-х.
10. Ещё один ракурс.
10. Ещё один ракурс.
11. Вид на Театральную площадь с реки Черёмухи.
11. Вид на Театральную площадь с реки Черёмухи.
12. Тот же ракурс, но в цвете. Фото Прокудина-Горского.
12. Тот же ракурс, но в цвете. Фото Прокудина-Горского.

Начнём, пожалуй, с театра. Рыбинск во времена оны был городом: а) театральным, б) богатым. Последнее обстоятельство позволяло нередко привлекать к проектированию зданий в городе столичных архитекторов. Здание первого Рыбинского театра – дебют известного петербургского театрального архитектора В. А. Шретера. Правда, строители в целях экономии отказались от дорогостоящих украшений из лепнины, тем самым отступив от первоначального проекта. Приглашенный на открытие театра В. А. Шретер был удивлен столь вольным обращением с его замыслами, отметив в рыбинских постройках «отсутствие развитого вкуса», особенно в отношении орнаментации, «которая положительно находится еще в колыбели». Какая знакомая ситуация!

Кстати, архитектора я прекрасно понимаю — очень обидно, что замысел, в который ты вложил столько сил, был спущен в ватерклозет. А спускать было что.

К конкурсу рыбинские власти подошли весьма обстоятельно. В соответствии с требованиями размер зрительного зала зависел от распределения лож и мест в партере и представлялся на усмотрение составителя. Величина сцены (в квадратном исчислении) должна была превышать величину зрительного зала, что было нетрадиционно и позволяло усовершенствовать ее функции. Крышу со стропилами на сцене следовало устроить так, чтобы занавес можно было поднимать не свертывая. На чердаке рекомендовалось сделать резервуар для воды. Отопление предполагалось пневматическими печами, а освещение — электрическое.

В общество архитекторов поступило десять проектов, которые выставили для обозрения публики. Первую премию получил проект под девизом «Капля в море» В. А. Шретера, вторую – И. Китнера, третью – А. Парланда.

Шретер весьма тщательно отработал свой проект. В объемной структуре театра большую роль играл план зрительного зала. Его полукруглая форма, охваченная полукольцом фойе, прочитывалась в выступающей части главного фасада, перекрытого куполом. Таким образом, с именем Шретера связан один из первых в России примеров практической реализации новых тенденций, ведущих к более рациональным приемам построения театральных зданий.

13. План театра по конкурсному проекту Шретера 1874 г.
13. План театра по конкурсному проекту Шретера 1874 г.

По проекту нижняя часть фасада имела руст и создавала массивное основание для верхней с двумя рядами окон, отделенных друг от друга пилястрами. Двойные прямоугольные окна первого ряда сменялись большими овальными окнами во втором. В боковых частях пилястрами выделялись овальные панно с горельефами. Значительный объем сценического пространства возвышался над куполом сооружения. Открытое красивое место строительства обеспечивало переспективный вид и способствовало восприятию театрального здания.

14. Главный фасад театра по конкурсному проекту В. А. Шретера.
14. Главный фасад театра по конкурсному проекту В. А. Шретера.

Чертежи и шаблоны, необходимые для строительства театра, были составлены Шретером с мельчайшими подробностями за три месяца. Рыбинская городская управа пригласила архитектора приехать всего дважды: в июле 1875 г., когда закладывался фундамент, и в декабре 1877 г., когда строительство заканчивалось.

Фундамент театра выполнили из сухого крупнобулыжного бута (по другим сведениям сделали бутобетонным «с изюмом»). Стены и своды выложили из кирпича. Обрамление оконных проемов и частично цоколь сделали из белого камня. Здание предполагалось отштукатурить, но производитель работ городской архитектор Озерцковский не сделал этого, допустив отступление от проекта. Другой крупной ошибкой при осуществлении работ было повышение на полтора аршина площадок главных лестниц, сложенных из путиловского камня, привезенного из Петербурга. Из-за этого в вестибюле у лестниц появились уродливые забежные ступени, а в боковых сенях за входом площадки отсутствовали.

Вход из сквера вел в просторный, удобно устроенный вестибюль с гардеробом для публики. Кроме двух парадных лестниц существовали две маленькие винтовые для мест за креслами и двух литерных лож. Зрительный зал вмещал 205 кресел, 50 мест за креслами, 22 в четырех ложах бенуара, 105 в двадцать одной ложе первого яруса и до 172 мест на галерее и в райке. Но «бабло побеждает зло» — жадность возобладала и, вопреки проекту, без согласования с архитектором на галерее и в райке добавили на полсотни мест больше, половина из них оказались жутко неудобными.

Ложи и галерею устроили на рельсовых балках и чугунных колоннах, отлитых на Петербургском Металлическом заводе. Потолки и стропила сделали из дерева. Лепка из алебастра украсила плафон в зрительном зале, портал и ложи в просцениуме. Лепные украшения исполнялись в Петербурге А. Лапиным. Предполагаемая на плафоне живопись не была исполнена. Грубый просчет допустили местные строители, возвысив барьеры ярусов на четыре вершка. При миниатюрных размерах зрительного зала этого было достаточно, чтобы закрыть сцену для вторых и следующих рядов в ярусах. Кроме того барьеры сделали чересчур массивными, лишив декоративных украшений, которые были изготовлены для них в Петербурге. Деревянная опалубка не была обтянута серпянкой на клею, а обита мешковиной. Ряды в галерее оказались более широкими, что уменьшило видимую часть сцены. Зрительный зал освещался керосиновыми лампами на бронзовых позолоченных стенниках, прикрепленных к барьерам лож. Отопление и вентиляцию устроил архитектор К. Лешевич. Сценическим устройством руководил машинист Мариинского театра А. Воронцов. Четыре парных ряда кулис, два яруса галерей с летучими мостиками и простые машины составляли вполне удобное и целесообразное решение сцены.

15. Такой вид приобрело здание театра в итоге.
15. Такой вид приобрело здание театра в итоге.

Словом, вместо ампирной эклектики изначального замысла вышел кирпичный стиль, да ещё и накосячили везде, где можно. На месте В. А. Шретера я бы тоже пришёл в негодование, хоть я и инженер и к архитекторским вытребенькам отношусь с изрядной долей раздражения, но одно дело вытребеньки, а другое — спускать авторский замысел в унитаз. Фу такими быть!

Говоря о Рыбинском театре, нельзя не рассказать об истории его возникновения в городе. Довольно долго Рыбинск довольствовался лишь летними гастролями Ярославского театра. В 1827 г. ярославский губернатор разрешил построить в Рыбинске летний театр. Добился этого разрешения помещик Обресков, рассчитывая пополнить свои капиталы за счет бесплатного труда крепостных артистов. Были в городе желающие построить и театр на время летней ярмарки. К ярославскому губернатору летели письма с просьбой разрешить строительство нового театра. Им вслед неслись депеши Обрескова, утверждавшего, что второй театр городу вовсе не нужен. Не дождавшись разрешения вопроса, опасаясь разорения, Обрезков продает театр ярославскому архитектору П. Я. Панькову. Несколько десятилетий театр переходит из рук одного владельца в руки другого. В 1850 — 1860-е гг. некто Аверино содержал две труппы театра – драматическую и балетную. В то время провинциальная Россия театров балета еще не знала. Не каждый театр мог похвастаться участием в спектаклях иноземных актеров. В рыбинской труппе играл негритянский трагик А. Олдридж. Но, даже имея балетную труппу и негритянского трагика, соперничать с Ярославским театром было трудно, и актерский состав Рыбинского театра пополнился еще и «профессором магии и властелином духов» Беккером. Как ни странно, но иногда работа театрального буфета приносила больше сборов, чем сам спектакль. Рыбинское купечество приходило в театр не только для «встречи с прекрасным». Театральный буфет выполнял частично и функции биржи — ничего в этом мире не меняется.

В разное время работали на рыбинской сцене известнейшие артисты: М. М. Петипа, М. С. Щепкин, П. А. Стрепетова. На одном из спектаклей побывал И. С. Аксаков. Даже в театре он не столько следил за игрой актеров, сколько размышлял о нравах провинциальных горожан. Цитата:

«1849 г., 20 августа. Суббота. Рыбинск.
На днях на здешнем театре давали «Ревизора». Я отправился смотреть. И актерам и зрителям до такой степени было смешно видеть на сцене те лица, которые сидят тут же в креслах (например, городничий, судья, уездный учитель и т.д.), что актеры не выдерживали и хохотали сами вовсе не у места, а потому и играли плохо, исключая Осипа. А зрители хоть и смеялись – да ведь все свои! Всякий друг про друга знает, что он берет, и считает это дело весьма естественным. Вот это и скверно в уездах и даже в губернских городах. Все берут, нет другого общества, и поневоле делаешься снисходительным, говоря, что этот берет не так, как тот, легче и т.п. А по-настоящему никому из них и руки подать нельзя»
.

Продолжая рассказ об архитектурном облике Рыбинска XIX в., отмечу, что здание театра, несмотря на придирчивую критику В. А. Шретера, было одним из самых значительных и красивых строений провинциального города.

Возможно, оно служило бы Рыбинску и сегодня, но судьба его оказалась печальной. В 1920 г. пожар уничтожил сцену и все деревянные предметы внутри здания. На ремонт требовалось всего несколько тысяч рублей, но денег не было, и огромное здание начали разбирать на кирпич в надежде сделать на этом деньги. Но театр был настолько добротно выстроен, что разобрать его оказалось делом невозможным. И самое нарядное здание Рыбинска превратилось в кучу щебня.

17. Театр после пожара.
17. Театр после пожара.

Почему сгорел театр, можно лишь догадываться. По легенде, причиной стало сено  — под крышей театра, на чердаке, хранили сухую траву – на корм лошадям, на которых публика съезжалась в театр. Откуда рядом с сеном возникла искра, кто знает? Может, какой-то сторож закурил перед сном – не лишено смысла, если вспомнить историю каланчи...

Ну а жителям города долго пришлось довольствоваться летним театром в соседнем парке.

18. Здание летнего театра. Фото начала 1930-х.
18. Здание летнего театра. Фото начала 1930-х.

В 2004 г. был объявлен закрытый конкурсе на строительство нового театра в городе и в нём победили московские архитекторы — Товарищество театральных архитекторов.

19. Макет нового здания театра, разработанного Товариществом театральных архитекторов.
19. Макет нового здания театра, разработанного Товариществом театральных архитекторов.

Конкурс провели, эскизный проект разработали, но, похоже, на этом дело и встало.

Теперь на очереди третья составляющая ансамбля площади — здание Государственного банка или дом Мыркина. 

20. Здание отделения Государственного банка в 1910 г.
20. Здание отделения Государственного банка в 1910 г.
21. Оно же в 1912 г. Автор фото, предположительно, Прокудин-Горский.
21. Оно же в 1912 г. Автор фото, предположительно, Прокудин-Горский.

Судьба обошлась с одним из красивейших зданий Рыбинска на улице Советской – бывшим Государственным банком или, как его назвали раньше, «Домом Мыркина» – совсем несправедливо. Многие незатейливые купеческие дома и сегодня находятся в неплохом состоянии, а госбанк обветшал критически, хотя, явно заслуживает лучшей доли, ведь по своему внешнему убранству стоит особняком.

Трёхэтажный дом на Театральной (ныне Советской) улице возвёл в 1880-м году Иван Филиппович Мыркин. Поражающий своей столичной архитектурой дом записан был на имя его жены Александры Алексеевны и являлся своеобразным ей подарком. Но как использовать величественный особняк в семье так и не решили, потому до самых революционных событий 1917-го г. сдавали его в аренду под Рыбинское отделение Государственного банка Российской империи.

«Мавританский замок», как его прозвали в народе за необычный для Рыбинска стиль, не мог не поражать воображение. Ни до его строительства, ни после в городе не создавалось ничего подобного.

...«В оформлении фасада использованы мотивы древнерусской архитектуры. Аркада и несущие её пилоны напоминают могучие закомары и лопатки Успенского собора Московского Кремля. О владимиро-суздальских храмах напоминают вписанные в арки романские окна с полуколоннами. Бриллиантовый руст под окнами верхнего этажа словно перенесён со стен Грановитой палаты, а многочисленные филёнки на стене и пилонах ассоциируются с архитектурным образом Архангельского собора»...

Увы, имя архитектора, шокировавшего рыбинскую общественность и создавшего это, безусловно, выдающееся здание, неизвестно. Историки предполагают, что за маской мог бы скрываться В. А. Шретер, поскольку в период строительства этого здания он наблюдал за осуществлением своего проекта – возведением Рыбинского драматического театра, благо он находился прямо напротив «Мавританского замка». Возможно, Мыркин воспользовался случаем присутствия в городе именитого мастера и сделал ему свой заказ. В пользу этой версии говорят и стены особняка, которые выложены в так называемом «кирпичном стиле», а его автором был именно Шретер.

Однако, это только одна из версий. Здание Государственного банка в Рыбинске по своим изыскам на фасаде очень напоминает дом другого архитектора – Н. П. Басина в Санкт-Петербурге, так что автором мог быть и он.

При историческом материализме в доме Мыркина располагались различные организации. В их числе городской суд и прокуратура, а кабинеты на первом и третьем этажах занимало БТИ. А ещё первый этаж занимали столовая, горкомхоз, ДОСААФ, группком, библиотека, второй – кружок кройки и шитья, горжилуправление, райисполком, райком комсомола, здесь же был и кабинет секретаря райкома КПСС. На третьем находились РОНО, СЭС, отдел культуры, редакция газеты Рыбинского района «Новая жизнь». Словом, только свинсовхоза не хватало.

Отопление в здании было печным. В Рыбинском БТИ хранятся поэтажные планы дома. В 1958-м г., когда проводилась инвентаризация, печи и камины ещё использовались по своему прямому назначению. Первый этаж отапливали 21 печь и 4 камина. На втором число каминов увеличилось до 11, зато печей сократилось до 16-ти, а на третьем этаже тепло давали 14 печей и 5 каминов. А вот план 1968-го г. зафиксировал всего одну печь на втором этаже здания.

Стены в Доме Мыркина очень толстые. Летом помещения на первом этаже не успевали прогреться.

В конце 80-х годов XX в. из здания начали выезжать все службы.

В 2001-м году газета «Рыбинские известия» подметила:

«Сегодня дом является не только памятником истории, но и бесхозяйственности. Здание решили законсервировать. Заколоченные окна и двери оставались таковыми совсем недолго. Дом облюбовали бомжи, они уже разобрали полы, пилят перекрытия».

Надежда на то, что здание вновь предстанет перед рыбинцами и гостями города в своём неповторимом величии, появилась в 2002-м г., когда родилась идея создания здесь гостиницы на 60 мест. А уже на следующий год администрация Рыбинского муниципального округа в адрес московского правительства направила договор о передаче его в собственность столицы после введения объекта в эксплуатацию. Реконструкцией должно было заняться ЗАО «Инвестстрой».

Москвичи расчистили участок под строительство и возвели забор, после чего все работы приостановили. Последовали санкции со стороны департамента по культуре и туризму Ярославской области – столичные инвесторы нарушили обязательства по сохранению архитектурного облика дома. И в сентябре 2004-го ЗАО «Инвестстрой» прекратило работы на объекте.

Здание с архитектурными изысками, а вернее, то, что от него осталось, москвичи возвратили в собственность Рыбинска.

Администрация города неоднократно выставляла его на торги. В 2012-м г. объявился новый покупатель на «Мавританский замок». Но всё было безуспешно.

Так здание и разваливалось до 2017 г., когда рыбинские власти всё же нашли деньги на реставрацию здания. И вот по сю пору она и идёт — уж больно объём работ велик: пришлось полностью усилить фундаменты, полностью заменить перекрытия и лестницы, переложить заново изрядную часть стен... Сейчас дело вошло в финальную стадию — фасад красят, точнее, перекрашивают — подрядчик что-то накосячил с цветовым решением. И архитектурную подсветку монтируют. Потому у меня и нет фото современного состояния — здание было затянуто в кокон из сетки.

Ну, а зимой 2024 — 2025 гг. здание выглядело так:

22. Состояние здания на зиму 2024 — 2025 гг. Покрадено в интернете.
22. Состояние здания на зиму 2024 — 2025 гг. Покрадено в интернете.

Пожалуй, на сегодня хватит — размер поста конечен. До улицы Бульварной и набережной я сегодня так и не добрался, погрязнув в описании окрестностей, но  уж больно окрестности хороши.

Но кое-что с набережной Черёмухи я вам покажу — у вас, наверняка такого нет.

23. Как тебе такое, Илонъ Маскъ?
23. Как тебе такое, Илонъ Маскъ?

Продолжение следует...

Оглавление.

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
После краха российской космической станции «Луна-25» глава «Роскосмоса» Юрий Борисов выступил с такими чудными комментариями , что нам сразу вспомнилась знаменитая песня Манго-Манго про космонавтов. ...
Как вы знаете, среди прочего я занимаюсь гаданием на Таро, это не самое моё любимое занятие, и всё же оно во многом приносит мне пользу, так что я им занимаюсь. Таро я начал интересоваться лет с 14, можно сказать, я практикующий таролог с 26-летним опытом. Но наиболее активно я стал ...
Сегодня очень подходящий день, чтобы написать несколько слов о том, о чем я давно хотел написать. Когда я, и не только я, обращаемся к вопросу, почему распалась наша страна СССР, мы не находим какого-то однозначного ответа, но есть некая сумма факторов, которые по отдельности возможно не б ...
Пробивальщицы по базам. Фото: Соцсети. Мерзко, гадко, низко - какими эпитетами только не обзывались мои друзья прочитав сей пост в блоге, это до какой степени не доверия надо дойти что бы пробивать своего мужчину по базам!? Сознаюсь, и я так вначале считал, но не все так ...
В субботу, 13 апреля 2024 года, в церкви Спасителя в Амстердаме, состоялось крещение Его Высочества Герцога Георга Леопольда Борвина Мекленбургского, первенца наследного великого герцога Александра (р.1991) и наследной великой герцогини Ханде. Три поколения великогерцогского Дома: ...