По Малому Золотому Кольцу или как устать от отдыха. Часть III. Рыбинск.
vodnik_t — 24.10.2025
Глава XI. Обзорная экскурсия. По улице Стоялой. Нечётная сторона и Журавлёвский сад.
В прошлой главе я забыл рассказать про историю улицы Стоялой. Исправляюсь.
Улица Стоялая – одна из самых старинных и оживленных улиц в
Рыбинске.
Ее история неразрывно связана с историей Рыбинска с момента
наделения Екатериной II его статусом города в 1777 г. В начале XIX
в. с открытием Мариинской водной системы Рыбинск стал главным узлом
на пути, соединявшим Каспийское море с Балтийским, а значит и со
столицей. А где много судов — много бурлаков. И Рыбинск стал
бурлацкой столицей России: в то время, когда население города
насчитывало около семи тысяч человек, здесь собиралось до 150 тысяч
бурлаков. Это при постоянном населении города в 25-30 тысяч
человек!
Улица Стоялая была бурлацкой «биржей труда». С утра до позднего вечера на ней толпился народ в ожидании найма. Устав, мужики ложились на землю, написав на ногах рабочую цену.
Владельцы судов, отобрав работников в бурлацкую артель, подносили им чарку, угощали и давали задаток.
Отсюда и пошло название улицы «Стоялая»: та, на которой
стоят.
Позднее улица превратилась в торговую площадь, где располагались
разнообразные торговые ряды.
А теперь несколько видов улицы рубежа XIX и XX вв., когда золотые времена бурлацкой биржи уже прошли и улица стала, в основном, торговой.
Ну, а сама улица короткая — чуть более 200 м. И когда-то она являлась границей города, но это было давно.
Фотографий нечётной стороны улицы у меня маловато — во время нашей экскурсии тень находилась, как раз, на ней. Но что-то я всё же снял.
Что ж, приступим к подомовому обходу. Про дом №29 по улице Крестовой я писал здесь.
Дом №15, в лучших традициях Рыбинска, выкрашен в два цвета: кремовый и зелёный. Построен он в последней трети XIX в. Стиль, как видите, простите, а что вы видите? Я, к примеру, склоняюсь, что это всё же неорусский стиль, но наша экскурсовод со мной не согласилась и утверждала, что провинциальный классицизм. Ну не знаю...
Дом №17 построен неизвестно когда, но по экстерьеру напоминает постройки 1870-х — 1880-х. Дворовая часть, возможно, была пристроена позже. Стиль, пожалуй, эклектика, но большая часть декора в процессе бытования утрачена. Такой вывод я делаю на основании фото №2 — там этот дом можно кое-как рассмотреть. Больше мне про него сказать нечего.
Дом №19 на начало XX в. уже стоял. По крайней мере, на фото №2 и №3, датированных 1900 — 1910-ми гг. здание присутствует. Стиль, безусловно, кирпичный. И это всё мои выводы, ибо в этих ваших энторнетах сказано только, что в здании гнездятся почтовое отделение, местный департамент ЖКХ, расчётно-кассовый центр, торговля воздушными шарами и газовым оборудованием. А до исторического материализма это, похоже, был доходный дом.
Следующий дом №21 связан с именем весьма известного в истории Рыбинска рода.
Журавлёвы — купеческий род, известный в Рыбинске с ХVIII в. Промышленники, землевладельцы, благотворители, потомственные почетные граждане Рыбинска.
Михаил Иванович Журавлёв (1777 — 16.7.1834), ратман, бургомистр в магистрате, городской голова (на эту должность избирался три раза: в 1821−24, 1824−27 и 1830−33). Торговал хлебным товаром. В 1812 г. пожертвовал в пользу престола и отечества 1244 руб., за что был награжден бронзовой медалью на ленте ордена Св. Анны, имел золотые медали на Анненской и Владимирской лентах. Оставил детям капитал в три миллиона рублей.
Николай Михайлович Журавлёв (10.12.1810 — 21.1.1872, С.-Петербург, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры), сын М. И. Журавлёва, купец I-й гильдии. 16 лет (1843−59) служил в должности директора Рыбинской конторы Волжско-Камского коммерческого банка. С 1857 — член-корреспондент ЯГСК, издал на свои средства книгу Ф.Я. Никольского «Путеводитель по Ярославской губернии» (1859). Н. М. Журавлёв — основатель фабрично-заводского комплекса в с. Абакумово, благодаря которому купцы Журавлёвы выросли в крупных промышленников. На купленной в 1846 земле Н. М. Журавлёв выстроил склады, конный завод, канатно-прядильную фабрику (1858), лесопильный завод со слесарней, пристань (1859), чугунолитейный и судостроительный заводы (1863), кроме того здесь же находились кирпичный, крупчатый и маслодельный заводы. Абакумовская пристань считалась одной из лучших рыбинских пристаней. Неподалеку от пристани Н. М. Журавлёв устроил гавань, где была расположена верфь, где строились пароходы, баржи, барки и др. суда. Кроме фабрично-заводских зданий Журавлёвы построили в Абакумово дома для рабочих и служащих, трактир, лавку, бани, пожарную каланчу и множество других построек — «настоящая фабричная жизнь на европейских началах, жизнь со всеми удобствами, предупрежденная во всех потребностях рабочего люда» (Арсеньев). Н. М. Журавлёв был награжден золотой медалью на Анненской ленте, имел благодарности от Синода (за пожертвованный капитал на дом для девиц духовного звания в Ярославле).
Михаил Николаевич Журавлёв (25.10.1840 — 21.6.1917), сын Н. М. Журавлёва, коммерции советник, действительный статский советник, яркий представитель династии Журавлёвых. Получил хорошее домашнее образование, в 1859—1860 гг. заканчивал образование в Англии. 30 марта 1865 г. был обвинен в «противозаконных сношениях с лондонскими изменниками, имении противоправительственных сочинений», посажен под арест на десять дней, затем отдан под надзор полиции сроком на один год. Играл руководящую роль в Торговом доме «Н. Журавлёва сыновья», образованного после смерти его отца — Николая Михайловича Журавлева. М. Н. Журавлёв расширил и усовершенствовал производство, значительно увеличив выпуск продукции. В С.-Петербурге имел собственные конторы по продаже канатов и машин, по торговле хлебом, был одной из наиболее значительных фигур среди хлеботорговцев Поволжья. Кроме того, М. Н. Журавлёв являлся членом Верхне-Амурской золотопромышленной компании, директором правления Компании цепного пароходства по р. Шексне, председателем компании цепного пароходства по р. Свири и др. М. Н. Журавлёв принимал участие в различных правительственных и общественных совещаниях по вопросам торговли и промышленности, в том числе при Министерстве путей сообщения. Избирался гласным Рыбинской городской думы; состоял выборным Московского биржевого общества; был одним из учредителей Общества содействия русской промышленности и торговли.
33 года (1872−1905) М. Н. Журавлёв был председателем Рыбинского биржевого комитета. Его деятельность на этом посту была оценена столь высоко, что в биржевом зале был вывешен его портрет. М. Н. Журавлёв постоянно избирался гласным городской Думы. Его стараниями в Рыбинске была построена больница для судорабочих (1886), открыто коммерческое училище. В рыбинских учебных заведениях были стипендии имени Журавлева. М. Н. Журавлёв состоял почетным членом попечительного совета детского приюта принца П. Г. Ольденбургского, на нужды которого жертвовал большие средства. М. Н. Журавлёв имел ордена Св. Станислава II степени, Св. Анны II степени, Св. Владимира IV и III степеней. В 1905 г. подал прошение о присвоении ему потомственного дворянства, в чем ему было отказано (1907). При М. Н. Журавлёве производство в Абакумове было усовершенствовано, выпуск продукции увеличился в три раза.
Журавлёвы владели землей и недвижимостью в Рыбинске, С.-Петербурге, Орле, Н. Новгороде, Казани, имели 8 контор в различных губерниях России.
В 1918 предприятия и пароходство Журавлёвых были национализированы. Сегодня Абакумово находится на дне Рыбинского водохранилища.
А дом №21 их родовое гнездо. Точнее, его часть — северный флигель. Ну, как сказать «флигель», скорее северная часть усадьбы, ибо ансамбль включал в себя и дом №22 или «Дом мадам Грицацуевой», о котором я писал в предыдущей главе. Улица Стоялая разрезала усадьбу надвое.
Сам дом №21 был построен в 1838 г. в стиле провинциального классицизма, причём, декорирован довольно скромно, что хорошо видно на фото начала XX в.
Память Н. М. Журавлёва увековечили муралом на доме, завершающем нечётную сторону улицы и примыкающему к Журавлёвскому саду.
Владения Журавлёвых окружали сад. Для этого зелёного уголка в 1881 г. наняли садовника, прусского подданного Вильгельма Ремпель. Позднее посадками в саду занимался Иван Михайлович Козин. Молодого садовника специально выписали в конце ХIХ в. из Ростова Ярославского, и жил он прямо в саду вплоть до 1904 г. Ивана Михайловича быстро узнали в городе, купцы приглашали его для благоустройства своих усадеб. Например, Иван Михайлович собственноручно посадил серебристый тополь в Карякинском саду, его липы на Волжской набережной, ниже новой биржи, частично сохранились до сих пор. Но лучшими его работами считаются посадки в еще одной усадьбе Журавлёвых – в селе Абакумово. Там были созданы прекрасные цветники!
Уже до революции Журавлёвский сад служил местом отдыха не только членов семьи и гостей Журавлёвых, но и для горожан: в определенное время он открывался для свободного посещения, и рыбинцы очень любили бывать здесь. Тень и прохладу в нем давали красивые стройные дубы, молодые липы и ясени, орешник и рябина, радовали глаз шиповник, чубушник, спирея. Много было боярышника и сирени
В 1920 г. бывший Журавлёвский сад переименовали в Рабочий. В 1924 г. появилось новое название – сад клуба «Красная связь», так как он перешел в ведение почтовиков. В 1927 г. сад именовался в честь Лозовского и в нем начались сеансы пока еще немого кино.
По воспоминаниям известной рыбинской актрисы Валентины Александровны Прокофьевой:
«Немало еще, наверно, в Рыбинске горожан, которые помнят сад им. Лозовского тридцатых лет. Он был очень тенистым и уютным. При входе – маленький фонтан (хотя воды в нем уже не было), справа здание, где хранился хозяйственный инвентарь, располагались администрация сада и радиорубка. Радист «крутил» пластинки, и по всему саду разносились песни и романсы в исполнении популярных тогда Вадима Козина, Клавдии Шульженко, Леонида Утесова.
В глубине сада находились танцевальная площадка и крытая эстрада в виде ротонды – для оркестра.
В правом углу – красивый домик с тремя ступеньками, в котором располагался буфет, где всегда можно было перекусить бутербродом и выпить лимонаду.
На всей территории стояли очень уютные деревянные диванчики, что придавало саду особую прелесть. А по левой стороне, вдоль ограды по Пионерскому переулку (ныне – Вознесенскому), находилось длинное деревянное здание с кинобудкой. Там в определенные дни «крутили» фильмы.
В зрительном зале была сцена, перед ней — оркестровая яма.
Там стояло пианино под холщовым чехлом. Помещение было холодным, но
все равно зрители даже зимой охотно посещали киносеансы».
Каждое лето в этом здании, называвшемся клубом имени Лозовского,
проходили гастроли оперных трупп. Можно было послушать и увидеть
«Травиату» Верди, «Русалку» Даргомыжского, «Евгения Онегина»
Чайковского».
В 1970-80-х в субботние и воскресные вечера устраивали популярные в Рыбинске танцы.
Молодежь с радостным ожиданием направлялась в парки и сады. Часть потока сворачивала в сад имени Лозовского. Остальные шли дальше – в городской сквер. На танцах в сквере сложились многие супружеские пары. Если избранник или избранница найдены не были, танцоры со временем переходили в сад имени Лозовского, где собиралась молодежь постарше. Эту площадку ещё называли «Садом последних надежд».
В 1990-х и 2000-х гг. сад находился в запустении, а в 2018 г. его привели в порядок администрация и предприниматели: проложили грунтовые дорожки на европейский манер, украсили фонарями и установили новую ограду в дореволюционном стиле.
И на этом улица Стоялая кончилась.
Оплата зарубежных сервисов и подписок
Чтобы потреблять столько же, придётся работать больше: Людям в России сказали
Преступление в кабаке
España rural. Monfragüe. Мирадоры Тьетара и Тахо
Риск покупки квартиры у стариков. Байки от застройщиков, или новая реальность?
Колыма
Лев был недрессированный, невежественный и, по-моему, тупой.
Тельмана
Воробышки, снегири и др. интересности. Туманно - смоговое

