По Малому Золотому Кольцу или как устать от отдыха. Часть I. Углич.
 vodnik_t — 09.08.2025
                                                
                        
                        
Глава XI. Богоявленский женский монастырь. Продолжение подомового обхода.
Итак, продолжаем.
3. Церковь Смоленской иконы Божьей Матери (№3 на схеме).
Храм был построен в 1689-1700 гг. угличскими мастерами. Первоначально имел посвящение в честь Богоявления Господня с приделом Смоленской Божией Матери. Кроме того, в нижнем этаже размещалась церковь в честь Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. В 1775 г. в находящейся рядом палатке был устроен придел Иоанна Милостивого и Димитрия Ростовского. Но «в 1840 году, вследствие разных неудобств и темноты, все эти храмы упразднены и вместо них устроена больница». В октябре 1853 г., после освящения нового Богоявленского собора, старая Богоявленская церковь была упразднена. В следующем 1854 г. ее главный престол был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а северный придел – в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Сейчас последний упразднен и используется, как ризничная. Кстати, Воздвиженский придел одно время считался главным и церковь именовалась Воздвиженской.
Смоленская церковь является типичным пятиглавым трапезным храмом, поднятым на подклет, своими формами она близка церкви Одигитрии Воскресенского монастыря и Введенской церкви Николо-Улейминского монастыря. Декор характерен для Ярославского узорчья, что, вместе с объёмно-планировочными решениями, позволяет отнести храм к стилю русского узорчья в ярославской его разновидности.
Первоначально у храма были крыльцо на два схода и шатровая колокольня. Прежнее крыльцо в XIX в. было заменено другим в классическом стиле, пристроенным с северной стороны. Над его куполом имелось завершение в виде тонкого шпиля, увенчанного крестом. С южной стороны на месте крыльца была построена небольшая палатка. При реставрации церкви в 1970 — 1975 гг. ее разобрали и на месте проема выложили две арки, повторяющие формы западной галереи. Колокольня была шатровой, поставленной на небольшую палатку, от которой сохранилась нижняя часть. Ее разобрали из-за ветхости и «за ненадобностью» после постройки новой колокольни у Федоровской церкви. В рядной записи, заключенной монастырем на строительство церкви в 1689 г. содержатся некоторые сведения об утраченной колокольне. Колокольня своим обликом могла напоминать сохранившиеся у церкви Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» и у Введенской церкви Николо-Улейминского монастыря, однако, никаких изображений той колокольни не сохранилось.
В интерьере храма первоначально находился пятиярусный вызолоченный иконостас, росписи отсутствовали. При возобновлении церкви в 1854 г. был установлен новый трехъярусный иконостас, у которого детали были вызолочены на полимент, а гладкие места покрыты красной краской под лак. В иконостас были помещены многие прежние иконы, выполненные в XVII — XVIII вв. В этот период церковь была расписана – в храмовой части выполнены росписи на тему чудес от Смоленской иконы Божией Матери (в данный момент росписи утеряны), а в Воздвиженском приделе на своде написано изображение Божией Матери и стих: «О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь». Живопись храмовой части, занимающая большую часть поверхности стен и состоящая из небольших клейм, заключенных в орнаментальные рамки, композиционно близка традиционной церковной живописи XVII — XVIII вв. Сохранность росписей оставляет желать лучшего. Фотографировать внутри запрещено, так что приведённые ниже фотографии честно попячены мной из интернета.
А вот фотографий исторических интерьеров не сохранилось. Ну, или я их не нашёл.
4. Келейный корпус, ныне школа №2 (на схеме большое здание рядом с часовней №5).
Проект постройки нового каменного Келейного корпуса был составлен 21 октября 1893 г. землеустроителем Василием Петровичем Тюменевым. В архитектуном плане здание относится к кирпичному стилю.
Строительство шло с 1895 по 1896 г. В 1897 г. во вновь открытом здании на средства Почетного Гражданина Иннокентия Сибирякова на 2-м этаже были устроены классы приходской школы.
В 1920-е гг. в здании разместили Угличскую 2 Трудовую школу I ступени, с 1934 г. — неполную среднюю школу № 1. Сейчас здание занимаем МОУ СОШ №2. Как между собой ладят монахини и школа — Бог весть...
5. Настоятельский корпус (на схеме Г-образное здание рядом с цифрой 8).
Строился аж 20 лет — с 1817 по 1837 г. Архитектор неизвестен, да его, скорее всего, и не было. Не смотря на то, что это, как-никак, монастырское место власти, постройка с самого начала была сугубо утилитарной с минимумом декора. Архитектурный стиль, ради наличников и карниза, провинциальный классицизм.
6. Северный келейный корпус (на схеме трёхэтажное здание рядом с Богоявленским собором, выходящее главным фасадом на улицу 9 января).
Здание построено в 1851 г. и изначально было двухэтажным. Третий этаж надстроили уже в советское время. До или после Войны мне выяснить не удалось. Да и вообще ничего не удалось, кроме стонов краеведческой общественности, что надстройка испортила высотную картину монастыря.
В архитектурном плане его следовало бы отнести к провинциальному классицизму, если бы не сугубо модерновые консоли козырька над входом, так что эклектика.
7. Паломнический корпус с монастырской трапезной, он же Восточный келейный корпус (№10 на схеме).
Построен в 1830-х в стиле провинциального классицизма. Сейчас в здании размещаются монастырская трапезная и паломническая гостиница. Больше сказать мне нечего.
8. Церковь иконы Божьей матери "Достойно Есть" и церковь Казанской иконы Божьей Матери в келейном корпусе (№4 на схеме) и часовня иконы Божьей Матери «Нерушимая стена» (№14 на схеме).
Церковь в русско-византийском стиле была пристроена к келейному корпусу, построенному в середине XIX в., в 1886–1887 гг. Тогда же к келейному корпусу пристроили крыльцо в том же стиле, что придало объединённому зданию эклектичный вид.
Здание первоначально возводилось как жилая башня на углу Петровской и Вознесенской улиц, в процессе строительства принято решение о размещении на 2-ом этаже церкви. Храм имел кубическую форму, трёхчастное деление стен, высокие щелевидные окна. Завершением служили килевидные кокошники, шатровая крыша и небольшая чашевидная главка. Алтарной апсиды не было. На нижнем этаже находились две кельи. Со стороны ул. Вознесенской (Первомайской) церковь соединялась переходом с небольшим келейным корпусом, вдоль ул. Петровской (9-го Января) в линии ограды шёл переход к другим келейным корпусам.
В 1930-х и в 1954 г. церковь и соседний корпус были перестроены в жилой дом, при этом значительно искажён облик, уничтожен декор.
В 2016 г. началось восстановление. 28 июля 2017 г. церковь освящена. 7 февраля 2018 г. на первом этаже освящена церковь Казанской иконы Божией Матери, которой ранее не было. Сейчас работы закончены.
Построена в 2024 г. в русско-византийском стиле, точнее в современном его прочтении. Имя архитектора мне выяснить не удалось.
9. Богоявленская водосвятная часовня (№5 на схеме).
Построена в 2018 г. Тоже новое прочтение неорусского стиля. На мой взгляд, довольно неплохое. И что за поганая манера в этих ваших энторнетах не указывать фамилию архитектора?
10. Поклонный крест в память пострадавших в годы гонений (№7 на схеме).
Установлен в 2020 г. Скульптор и архитектор мне не известны.
11. Скульптура Божьей Матери в честь всех матерей, жён и сестёр погибших воинов Святой Руси.
Автор — российский скульптор, общественный деятель, основатель Международной академии доброты Григорий Потоцкий. А вот когда установили скульптуру — тайна великая есть. Источники молчат. Даже сайт монастыря, хотя они-то точно знают.
И на этом, на сегодня, всё.
Продолжение следует.
            
                    ТТГ норма у женщин: как подготовиться к анализу крови и избежать ошибок                
                    Москва предвоенная                
                    Ответственность за поиск экстремистских материалов в интернете: позиция юриста                
                    Про журнал без конца, сказку без чудес и негра без колбасы                
                    Маршутки Победы                
                    ноты вижу вижу мрак: "Хармс. Жизнь не Фокус" в Музее Анны Ахматовой                
                    Доброе утро                
                    Спидболл: “хочу сразу два удовольствия в одном флаконе!”                
                    Рёпке и другие идиоты...                
            
            
            
