«Плюшевый пузырь»: Пшик — и лопнул

топ 100 блогов okkomovies03.08.2023

За весну и лето 2023 года кинематограф по максимуму отработал тему производственного кино: на экраны вышли фильмы про «Тетрис», Nike («Air: Большой прыжок»), BlackBerry («Кто убил BlackBerry») и Cheetos («Обжигающе горячий»), а теперь — драмеди «Плюшевый пузырь» о повальном увлечении американцев продукцией Beanie Babies в 1990-х годах. От комедийного в ленте — только актерская игра, зато драматического хватает. Рассказываем, как создатели «Плюшевого пузыря» попытались сделать заурядную историю напряженной и при чем тут американская мечта.

Кадр из фильма «Плюшевый пузырь», реж. Кристин Гор, Дэмиан Кулаш, 2023
Кадр из фильма «Плюшевый пузырь», реж. Кристин Гор, Дэмиан Кулаш, 2023

История Beanie Babies не особенно интересна сама по себе: в 1993 году Тай Уорнер (Зак Галифианакис) начал продавать плюшевых зверушек. Поначалу не слишком востребованные, они со временем — благодаря удачному размещению продукции в интернете и зарождающемуся вторичному рынку — стали сверхпопулярными. Beanie Babies спровоцировали истерическую погоню потребителей за своей продукцией, искусственно подогревая идею об эксклюзивности и исключительности мишек. Покупатели вкладывались в них, рассчитывая через пару лет получить прибыль с «игрушечных» инвестиций. «Мы не собирались сводить Америку с ума. Но так уж вышло», — говорит в начале фильма соучредитель Ty Inc. Робби (Элизабет Бэнкс). Но «Плюшевый пузырь» — не история успеха.

«Плюшевый пузырь»: Пшик — и лопнул

Это фильм о том, как самодовольство и жажда наживы разрушают нежную привязанность. Или о том, как мужчины стремятся присвоить себе достижения женщин, потому что не могут допустить мысли об их превосходстве. Или о том, как обремененные опытом руководители не слушают молодых и перспективных работников. Или о том, как Америка исполняет мечты — чтобы потом их уничтожить.

В «Плюшевом пузыре» три параллельные сюжетные линии и три женщины. Робби, подруга Тая и соучредитель Ty Inc., оказывается вытесненной из фирмы, когда требует расширения. Шейла (Сара Снук), мать-одиночка с двумя дочерями, сначала влюбляется в Тая, но затем обнаруживает, что его эмоциональная незрелость уничтожает их семью. Майя (Джеральдин Вишванатан), молодая сотрудница Ty Inc., благодаря своим навыкам обеспечивает успех компании на только появившемся онлайн-рынке, хотя получает минимальную зарплату. Каждая история вдобавок рассказывается не в хронологическом порядке, из-за чего «Плюшевый пузырь» кажется порой неоправданно усложненным Но в то же время убедительно отражает повторяющуюся схему взаимоотношений рабочих и личных.

«Плюшевый пузырь»: Пшик — и лопнул

Робби, Шейла и Майя воспроизводят тот же паттерн, но в разные периоды времени: сначала они увлекаются Таем, находят его милым, преданным, умеющим поддерживать, а потом разочаровываются, почти случайно открывая его истинное лицо. Большая общая история — такая же. Сначала Америка увлекается плюшевыми игрушками Beanie Babies, а потом они лежат на свалках, ненужные и забытые. В фильме Тай — реальное воплощение американской мечты. Он обожает Америку, называет ее «землей возвращений и вторых шансов» и считает, что именно Америке обязан успехом. Но громкие пафосные фразы каждый раз оказываются лишь красивым оправданием для измен и обманов. Не американская мечта виновата, а сами мечтатели. Их интересы остаются глубоко приземленными. Тай не хочет ни расширения компании, ни выходов на новые рынки, его по-настоящему интересуют лишь деньги. Некоторое время проект двигает вперед инерция энергичности и предприимчивости женщин, но в конечном итоге ее не хватает, чтобы спасти от краха проект, ограниченный личностью своего создателя.

Сценарий фильма взят из книги Зака Биссоннетта 2015 года «Великий плюшевый пузырь: массовое заблуждение и темная сторона милоты». Биссоннетт в своем тексте опирался на сотни интервью (включая человека, живущего с 40 000 игрушками Ty, и тюремное интервью с парнем, который убил коллегу из-за долга Beanie Babies). Исторический фон в «Плюшевом пузыре» достаточно точен, но он же делает фильм в некотором смысле вторичным. Есть ощущение, что вся эта история уже набила зрителю оскомину. Мы знаем истории взлета и падения гораздо более влиятельных брендов. Возникает закономерный вопрос: почему история Beanie Babies заслуживает полномасштабного фильма?

«Плюшевый пузырь»: Пшик — и лопнул

Свои игрушки Тай называет «недоукомплектованными», то есть, по сути, недоделанными. Это хорошее слово и для фильма, потому что весь он кажется именно таким. В нем используются все клише повествования: от «вам, наверное, интересно, как я оказался в этой ситуации» до монологов в последнем акте. По своему тону фильм балансирует на грани между сатирой и корпоративным роликом о вкладе женщин. «Плюшевый пузырь» изо всех сил старается добавить интриги в откровенно скучноватый сценарий, так что в нём явлены измены, любовный треугольник, этические дилеммы, подростковые переживания и детские слезы. И почти все они вызывают лишь отдаленное сопереживание.

Образы женщин — а благодаря им картина могла бы «выехать» из скучного тупика — довольно плоские. У каждой есть единственная определяющая черта — стремление разбогатеть, любовь к детям или интерес к компьютерам. Режиссеры, Кристин Гор и Дэмиан Кулаш, предпринимают несколько неловких попыток изобразить их как феминисток, противоречащих невежественно-патриархальному Уорнеру. И, возможно, из этой задумки что-нибудь вышло бы, если бы ее воплотили не в таких картонных образах. Женщины кажутся роботами, запрограммированными нести в мир только одну установку: они не сдвигаются ни на шаг со своих позиций, не переживают даже минимальной трансформации, почти не рефлексируют.

«Плюшевый пузырь»: Пшик — и лопнул

Разве что актерская игра выручает. Все три женщины (Бэнкс, Снук и особенно Вишванатан) — отличные комедийные актрисы. Каждая из них идеально улавливает раздражение женщины, которой надоел эгоистичный руководитель-подросток. И Галифианакис тоже выдает, пожалуй, одно из лучших исполнений в карьере. Его Тай, поначалу обаятельный и добрый человек, постепенно раскрывается инфантилом, которому невозможно сочувствовать. В длинной череде мужчин-детей Галифианакиса этот образ, возможно, самый сложный и многогранный. Тай поначалу просто нелеп — обязывает сотрудниц вычесывать плюшевых кошек в вестибюле компании, встречается с девушкой своего отца, носит экстравагантные наряды. Но в конце его жестокость, рассеянность и бесчувственность не компенсирует даже фон из плюшевых игрушек. Тай равнодушен к подчиненным, легко расстается с друзьями, изменяет жене и обманывает падчериц — и, кажется, даже не замечает, что делает зло. Он зациклен на операциях по подтяжке лица — и за его внешне идеальной маской к концу не остается никаких человеческих чувств. Галифианакис интерпретирует персонажа как нечто среднее между елейным нарциссом и плюшевым мишкой.

«Плюшевый пузырь» пытается экстраполировать опыт маленькой компании на мировые тренды: например, в начале фильма он декларирует, что повальное увлечение Beanie Babies открыло «новую эру капитализма». С этим, однако, сложно согласиться, потому что весь «Плюшевый пузырь» буквально демонстрирует, что игрушки Ty Inc. остались забавным, но малозначимым элементом культуры потребления. И хотя фильм пытается провести параллель между мишками и криптовалютой, серьезный вывод у него не получается.

«Плюшевый пузырь»: Пшик — и лопнул

Фильму не хватает определенности: для комедии в нем не над чем смеяться, а для драмы плохо адаптирован сценарий. Для производственного кино выбрано слишком мелкое производство, а для глубоких смыслов позабыли добавить настоящего перерождения героев. «Плюшевый пузырь» по итогу слишком напоминает слепок с реальной жизни — грустный, не слишком трогающий, ничему не обучающий и плоский. Ему не хватает художественной дерзости. Лента хорошо отвечает собственному посылу: как и недоделанные плюшевые животные, она поначалу кажется эффектной, а потом превращается в элемент фона с прицелом на выброс.

Текст: Яна Титоренко

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Твиттер всё-таки классный, всегда поднимает мне настроение, вот, очередной перл, ну прямо моя тема : "Купила себе красивые новенькие туфельки. Внимание, место под каблучком ...
Приезжала ко мне мама на днях (ура-ура, целый год не виделись, соскучились ужасно). Погуляли, пообщались, наговориться не могли. Пришло время уезжать. Проводили ее на поезд. Публики много, все с сумками, чемоданами, баулами. Только одна странная мадам без вещей. Одета так, будто ...
А что же все-таки делает скелет из предыдущего поста?...продается. По сходной цене 7990 норвежских крон, что по сегодняшнему курсу есть 1000 европейских денюх.Альбом: MonumentsНикому не нужен скелет по сходной ...
Мало не довела маму до серцевого нападу, повідомивши "важливу новину": додому не повертаюся, бо вагітна від індонезійця, тому залишаюся жити в Індонезії. Мамі жарт, м"яко кажучи, не дуже сподобався. А що, думаю, дітки в нас були б навіть дуже ...
Любовь к фотографии и архитектуре толкает Оливера Шоу (Oliver Shou) на безумные поступки. Фотограф , которого совершенно не страшит высота, заполнил свой Instagram умопомрачительными видами Шанхая с вершин его небоскрёбов источник ...