Плохие писатели, которым дали Нобелевскую премию
qebedo — 15.08.2022 Внезапное продолжение банкета по просьбам зрителей...Видимо, требуется предварительно напомнить, что жесткое ИМХО.
Итого...
С плохими писателями проблем куда больше, чем с хорошими. Хороших писателей хочется читать - и ты их читаешь, ты о них знаешь, ты в них разбираешься. Плохих читать не хочется - и ты их не читаешь. Но тут же возникают обиженные фанаты плохих читателей и кричат "Как ты можешь осуждать Пастернака, если не читал?!" Ну, у меня один ответ - если я, читатель со стажем, кое-каковскими вкусами и неутомимой жаждой читать что-то новое и хорошее, так и не соблазнился за 30 лет сознательной читательской жизни (плюс исчо лет 10 бессознательной) на этих персонажей, то в 90 % случаев я прав. И до сих пор сие правило работает.
Тем более это касается премии, которую позиционируют как "За наивысшие достижения в литературе". То есть, по идее, ее обязаны были получать Хомерос, Еврипидес, Шекспир, Корнель или там Эдгар По, просто не дожили они до 1901 года, когда случалась первая раздача слонов. И... вот смотрю я на список, и спрашиваю - прошло буквально чуть более 100 лет, Хомероса ивсё так же здают во всем мире, Шекспира ставят в каждом чулане, и даже Эдгар По - любимый персонаж и вдохновитель ужастиков и страшилок. С этой точки зрения кто вот всё эти люди, и где их великие книги (в хронологическом порядке присвоения им премии):
- Сюлли-Прюдом;
- Бьёрнстерне Бьёрнсон;
- Хосе Эчегарай и Эйсагирре;
- Рудольф Эйкен;
- Пауль Хейзе;
- Герхарт Хауптман;
- Карл Хайденстам;
- Карл Гьеллеруп;
- Хенрик Понтоппидан;
- Карл Шпителер;
- Хасинто Бенавенте и Мартинес;
- Владислав Реймонт;
- Эрик Карлфельд;
- Перл Бак;
- Франс Силланпяя;
- Вильхельм Йенсен;
- Пер Лагерквист;
- Халлдор Лакснесс;
- Шмуэль Агнон;
- Нелли Закс;
- Патрик Уайт;
- Эйвинд Юнсон;
- Харри Мартинсон;
- Эудженио Монтале;
- Сол Беллоу;
- Ярослав Сейфер;
- Клод Симон;
- Воле Шойинка;
- Нагиб Махфуз;
- Камило Села;
- Надин Гордимер;
- Дерек Уолкот;
- Тони Моррисон;
- Вислава Шимборска;
- Гао Синцзянь;
- Видиадхар Найпол;
- Гюстав Леклезио;
- Герта Мюллер;
- Элис Манро;
- Патрик Модиано;
- Луиза Глюк;
- Абдулразак Гурна.
Ну ладно, снова полтора фаната оных писунов буков в России могут на меня ополчиться со своим "Пастернаком не читал". Но вот уж есть особая категория лауреатов, насчет которых я уверен на все 146 % - те, чьи опусы мне таки удалось (мля!) когда-то почитать (молодость - пора агрессивного невежества), и я точно помню, какой у них был вкус... Вот они:
- Кнут Хамсун - мне никогда не понять стремления некоторых людей опустить человека и жизнь его людей за обезьян, куда-то в категорию инфузорий и окончательно беспозвоночных тварей. Слегка перефразируя одного известного доктора, такие писуны жизнь кладут на то, чтобы избавить человечество от химеры, называемой разум... Помимо прочего, этот крайний натурализм безумно скучен!!!
- Иво Андрич - когда-то у дороги ишак выкакал "некоторое дерьмо". Оно окаменело и лежало на краю дороги тысячу лет. Многое повидало за это время окаменевшее дерьмо - столько жоп, столько ног, столько хвостов. Многие и его видели - некоторое дерьмо... Такого унылого реализЬма, в котором нет даже агрессивного поедания мозга и бега к обезьянам, я вообще не встречал. Думаю, если бы ленивцы писали книги, Андрич был бы их левтолстым...
- Уильям Голдинг - о, тут всё непросто и небанально,
никакого реализьма, только псевдофройдизм и парапсихология... Автор
увлеченно вытрясает тонны говна, которые "таятся внутри
человека" (а на самом деле - в его собственном больном мозгу),
чтобы зафиксировать - люди есть
Грутговно... Ну что ж, ежли кто хочет состоять из говна - это его личный выбор. - Висенте Алейсандре - он у меня до сих пор стоит в шкафу с непрочитанным, сборник "Из современной испанской поэзии" 1976 года. И, кажется, именно на Алейсандре (его, кстати, с тех пор на руссиянской мове и не издавали - см. выше про "тиражЫ как у Хомероса") я сломался. Пафос-пафос-пафос (стены упадут, швабода-швабода!) и НИ ОДНОГО имени собственного - сплошные "стихи о вечном", человек "беседовает с космосом беЗ конечности". И ни о чем конкретно... Можно понять, за что в 1960 году дали премию человеку, который "в прижиме диктатуры" в Испании писал про "стены-швабоду". Но это снова не литература...
- Александр Солженицын - ну, все знают, за что ему дали премию, он ведь великий борцун с СССРом. И я даже не спорю - надо было бороться, ага, и это было адски сложно. Ну так и дали бы за это Премию мира. Литература-то тут причем? Когда я читал "Один день Ивана Денисыча", единственный его опус, который вообще смог прочитать, меня не отпускала мысль - ну и что? К чему этот дотошный хронометраж жизни "обычной зоны"? Показать "бесчеловечность прижима"? Да фигово она как-то показана - ну, вкалывают с утра до вечера, да, беспросвет, да, вертухаи - но у многих россиян (и даже не россиян!) с тех пор в жизни мало что изменилось (пайка потолще, колючей проволоки поменьше, собаки подобрее - и всё)! Вкалывают с утра до вечера без просвета... Великая, короче, мысль, угу.
- Тумас Транстрёмер - а тут всё просто, как два пальца. Я читаю стихи - и мне скучно. Стихи ни о чем, как жевательная резинка, в которой кончился сахар. Бла, бла-бла, бла-бла-бла... При том, что я люблю стихи и могу читать стихи почти любого "признанного в обществе хорошим" поэта (и даже некоторых не признанных), произведения этого лауреата не всколыхнули внутри меня ничего - ноль, пустота.
З.Ы. Назревает ли пост "Хорошие писатели, которым дали Нобелевскую премию"?
Мой ТелеЕлеграмМ - подписуйтесь, лайкайте и каментите.
|
</> |