Питер. Летний сад 2.1

топ 100 блогов cand_orel07.01.2023

22.06.2022

В прошлый раз вышли  из Петропавловской крепости (https://cand-orel.livejournal.com/2303134.html) из Иоанновского равелина с видом на Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи:

Питер. Летний сад 2.1

Перебрались на другой берег Невы через Троицкий мост посредством трамвая и оказались практически у  Летнего сада:

Питер. Летний сад 2.1

Дело в том, что мы у него уже были (https://cand-orel.livejournal.com/1865875.html), но он оказался закрытым на выходной день (это летом-то). Вот заявились второй раз — в этот день он был открыт...

Питер. Летний сад 2.1

И попадаем сразу на Главную аллею...

Справа нас встречает Минерва (Minerva), древнеримская богиня мудрости и войны, покровительница ремесленников, писателей, актёров, поэтов, художников, учителей, учащихся и врачей. Входила в триаду наиболее важных богов Древнего Рима, вместе со своим отцом Юпитером и его женой Юноной. Её культ имеет этрусское происхождение и ведёт историю от местной (этрусской) богини Менрвы, которая в свою очередь взяла многое от древнегреческой Афины.

Слева — богиня Слава, символизирует военные победы России в Северной войне.  Слава в соответствии с канонами европейского искусства аллегорически изображена в виде молодой женщины. Она опирается на обелиск, символ вечности, и держит в руке лавровый венок - награду победителю. 

Питер. Летний сад 2.1

Впереди — фонтан на Царицыной площадке:

Питер. Летний сад 2.1

Движемся к нему, и ближайшая скульптура — Беллона:

Питер. Летний сад 2.1

Беллона (Bellona) — древнеримская богиня войны, входила в свиту Марса, богиня защиты Родины, богиня подземного мира. Имеет древнесабинское происхождение. Её имя произошло от bellum или duellum — «война». Также считалась матерью (варианты: дочь, супруга, кормилица) Марса. Изображалась с мечом или бичом, с факелом, в длинном одеянии, часто в центре битвы, на колеснице. Атрибут: двойная секира. 

Чуть далее — Юлий Цезарь:

Питер. Летний сад 2.1

Гай Юлий Цезарь (Gaius Iulius Caesar; 12 июля 100 года до н. э. — 15 марта 44 года до н. э.) — древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель. Консул 59, 48, 46, 45 и 44 годов до н. э., диктатор 49, 48—47 и 46—44 годов до н. э., великий понтифик с 63 года до н. э. 

Происходивший из древней патрицианской семьи, Цезарь последовательно добивался всех ординарных римских должностей (cursus honorum) и сделал себе имя на борьбе с консервативными сенаторами (оптиматами). В 60 году до н. э. организовал первый триумвират с двумя влиятельными политиками — Гнеем Помпеем Великим и Марком Лицинием Крассом. С 58 года до н. э. более восьми лет провёл на территории современных Швейцарии, Франции, Бельгии, Германии и Великобритании в Галльской войне, присоединив к Римской республике огромную территорию от Атлантического океана до Рейна и снискав славу талантливого полководца. В начале 49 года до н. э. начал гражданскую войну из-за непримиримых разногласий с сенаторами по вопросам о деталях своего возвращения в Рим и о гарантиях судебной неприкосновенности за должностные преступления (подкупы на выборах, взятки должностным лицам, нарушение договоров, насильственные действия и другие нарушения). За четыре года сторонники сената, сгруппировавшиеся вокруг Помпея, были разбиты Цезарем в Италии, Испании (дважды), Греции и Африке, также им были разбиты войска правителей Египта и Понта. 

Придерживался «политики милосердия», но в то же время казнил ряд своих ключевых оппонентов. Добившись полной победы над противниками, сконцентрировал в своих руках власть консула и чрезвычайные полномочия диктатора (в конце концов — в виде пожизненной должности), провёл ряд реформ во всех сферах жизни общества. При жизни Цезаря началось его обожествление, почётный титул полководца-победителя «император» стал частью его имени, однако он отказывался от власти древних римских царей. После убийства Цезаря группой сенаторов во главе с Марком Юнием Брутом внучатый племянник Цезаря Гай Октавий принял его имя и получил большую часть наследства по завещанию, став впоследствии первым императором. 

К Цезарю по-разному относились при жизни, и эта традиция сохранилась в Римской империи: его имя всячески обелялось сторонниками правителей, а оппозиционеры восхваляли его жертв и заговорщиков. Очень популярной была личность Цезаря в Средние века и Новое время. Помимо политической и военной деятельности, Цезарь известен и как литератор. Из-за простоты и ясности стиля, его сочинения считаются классикой древнеримской литературы и используются при обучении латинскому языку. К имени Юлия Цезаря восходят титулы кайзер и царь, название седьмого месяца года во многих языках мира — июль. 

Собственно сам фонтан на Царицыной площадке:

Питер. Летний сад 2.1

Фонтан на Царицынской площадке, или Царицын фонтан, располагается на первой площадке от Невы по Центральной аллее Летнего сада. Фонтан назван в честь Екатерины I, супруги Петра Великого — здесь обычно императрица принимала дам. В ходе археологических исследований был уточнён диаметр фонтана — 8 м; под разрушенным участком кладки были найдены дубовые лаги, рядом с фундаментом — сводчатый коллектор, водопроводные трубы, определено направление коллектора. (https://2gis.ru/spb/geo/5348720342210546)

Движемся вокруг фонтана — Аллегория мира:

Питер. Летний сад 2.1

Движемся дальше — некто Рок:

Питер. Летний сад 2.1

Аллегорическая скульптура «Рок» представлена в виде слепого старца, опирающегося на алтарь, обвитый дубовой гирляндой — в древности так украшали алтари прорицателей. В левой руке Рок держит книгу судеб, куда при рождении записывалась судьба новорождённого. Скульптура символизирует судьбу и жизненный жребий.

После Рока, конечно, встречаем Немезиду:

Питер. Летний сад 2.1

Немезида — богиня судьбы и возмездия, в её обязанности входило наказание за преступления и наблюдение за честным распределением благ среди смертных. Немезида изображена в виде молодой женщины, опирающейся на так называемые «ликторские фасции» – розги для телесных наказаний и секира для смертной казни – знак карательных прав народных трибунов Древнего Рима. Левой рукой Немезида прижимает к груди лавровый венок и драгоценную цепь для награждения достойных. Рука богини согнута в локте (локоть использовался как мера длины), что символически напоминает, что человек должен во всём знать меру. В знак своей неподкупности Немезида попирает ногой высыпавшиеся из мешка монеты.

Питер. Летний сад 2.1

Движемся к следующему фонтану по Центральной аллее...

Питер. Летний сад 2.1

Марк Клавдий Марцелл (Marcus Claudius Marcellus; родился около 270 года до н. э., Римская республика — погиб в 208 году до н. э., окрестности Венузии) — древнеримский военачальник и политический деятель, пятикратный консул Римской республики (в 222, 215, 214, 210 и 208 годах до н. э.). Принадлежал к влиятельному аристократическому роду Клавдиев. 

С юности имел репутацию превосходного воина; во время первого консульства (222 год до н. э.) разгромил галлов в долине реки Пад и убил в единоборстве их царя, а потом взял Медиолан. Во Второй Пунической войне в боях под Нолой в 215 году до н. э. впервые после ряда поражений относительно удачно сразился с Ганнибалом. В 213—211 годах командовал армией в Сицилии, где вёл тяжёлую для римлян осаду Сиракуз. Несмотря на ожесточённую оборону, в организации которой принимал участие Архимед, Марцелл взял город и заново подчинил Риму большую часть острова. Вернувшись в Италию, Марк Клавдий ещё два года успешно противостоял Ганнибалу на юге Апеннинского полуострова и погиб в 208 году до н. э. в случайной стычке. 

За заслуги в войне с Карфагеном Марк Клавдий получил прозвище «меч Италии». Из Сицилии он привёз богатую добычу, в том числе множество культурных ценностей, и таким образом внёс существенный вклад в эллинизацию римского общества. 

Знакомьтесь — Аллегория архитектуры, вид сзади:

Питер. Летний сад 2.1

Вышли к Гербовому фонтану:

Питер. Летний сад 2.1

Фонтан "Гербовый" находится на второй площадке Летнего сада. Свое название он получил благодаря резным двуглавым орлам, красовавшимся в центре водомета. Гербы были вырезаны из дуба знаменитым мастером Кондратом Ганом, в 1721 году их инкрустировали заморскими раковинами. 

За фонтаном видны:

— боскет (bosquet — рощица, группа деревьев в саду) Птичий двор, в XVIII веке птичьи или зверовые дворы были обязательным элементом регулярных садов. На площадке были расположены вольеры — «соболиные клетки» и павильон для птиц с голубятней. В центре двора находился небольшой круглый фонтан диаметром 2 сажени. Птичники или голубятни были непременным атрибутом императорских резиденций западно-европейских монархов. Там содержались породистые голуби, для них предназначались высокая башенка с отверстиями в центре постройки;

— слева от входа в аллею — Вертумн (Vertumnus), древнеиталийский бог времён года и их различных даров, поэтому он изображался преимущественно в виде садовника с садовым ножом и плодами. Ему ежегодно приносились жертвы 13 августа (вертумналии). Позднейшая римская мифология сделала из него этрусского бога; но, как показывает этимология этого имени, Вертумн был настоящим латинским и в то же время общеиталийским богом, родственным Церере и Помоне, богиням хлебных растений и фруктов;

— справа от входа в аллею — Помона (Pōmōna) — римская богиня древесных плодов и изобилия, супруга Вертумна. У Овидия присутствует миф о том, как Вертумн добился взаимности Помоны, которая оставалась холодна ко всем лесным ухажёрам. Вертумн прибегал сначала к разного рода превращениям, до образа старухи включительно, но смог завладеть сердцем Помоны, только явившись в своём настоящем образе — светлого, как солнце, юноши. Помона имела своего жреца (flamen Pomonalis), принадлежавшего к низшим ступеням жреческой иерархии. 

Взгляд налево:

Питер. Летний сад 2.1

Слева — Флора (Flora), древнеримская богиня цветов, расцвета, весны и полевых плодов. Отождествлялась с греческой богиней (нимфой) Хлоридой. По легенде, рассказанной Овидием, в Флору, грудь которой источала цветы, распространявшиеся по окрестностям, превратилась земляная нимфа Хлорида, преследуемая богом западного ветра Фавонием (который соответствовал древнеримскому Зефиру). В честь Флоры в Древнем Риме регулярно устраивались празднества — Флоралии.

Справа  — Церера (Cerēs), древнеримская богиня урожая и плодородия, ответственная за произрастание и созревание злаков и других растений. Также была связана с подземным миром и могла насылать на людей безумие; покровительствовала материнству. Была наиболее почитаемой среди плебеев. Авентинская триада божеств Цереры, Либера и Либеры противопоставлялась патрицианской Капитолийской троице Юпитера, Юноны и Минервы. Её храм стал центром борьбы плебеев за свои права, архивом плебейских магистратов, убежищем для преследуемых лиц из низших сословий, а также местом раздачи им хлеба. 

А мы поворачиваем назад и заглядываем в боскет Менажерийный пруд:

Питер. Летний сад 2.1

Менажерийный пруд (от французского — menagerie — зверинец, птичник) предназначен для содержания водоплавающих птиц. Пруд сооружен по рисунку садового мастера Яна Розена в начале 1720-х годов.

Питер. Летний сад 2.1

Пруд был засыпан в 1786 году, когда убирали все петровские садовые затеи. В 2011 году на историческом фундаменте, обнаруженном в результате археологических раскопок и на основе аксонометрического плана Сент Илера, Менажерийный пруд был воссоздан. Центр пруда оформлен изящной беседкой, где император беседовал с иностранными гостями, приглашенными посетить Летний сад. А также, как указано в архивных записях — если «желал быть один».

Выходим, вид на Гербовый фонтан от Менажерийного пруда:

Питер. Летний сад 2.1

Слева (за струей) — Аллегория изобилия.

Справа — опять Флора (другая). 

Оборачиваемся назад на Шкиперскую аллею:

Питер. Летний сад 2.1

В кадре статуя Флоры (первая)... Снимки вокруг Гербового фонтана:

Питер. Летний сад 2.1

Слева ажурная беседка — проход к фонтану Нереиды.

Питер. Летний сад 2.1
Питер. Летний сад 2.1

Вертумн и Помона на фоне Птичьего двора:

Питер. Летний сад 2.1

Флора и Церера у Шкиперской аллеи:

Питер. Летний сад 2.1

Шкиперская аллея по направлению к Фонтанке:

Питер. Летний сад 2.1

Чайный домик на Шкиперской аллее:

Питер. Летний сад 2.1

Поворачиваем за Чайным домиком и по следующей аллее возвращаемся на Главную аллею к третьему фонтану на ней, так называемый фонтан третьей площадки:

Питер. Летний сад 2.1

Фонтан на третьей площадке Летнего сада не имеет собственного названия. Чтобы отличить его от других его часто называют "Восьмигранным". Точная дата его возведения не известна, согласно некоторым источникам есть предположение, что он был сооружен в 1708 году.

Питер. Летний сад 2.1

Вокруг фонтана — четыре скульптуры, одна из которых — Аллегория истины:

Питер. Летний сад 2.1

Одна из скульптур, составляющих композицию "Добродетели". Композиция должна прославлять человеческие добродетели. Кроме того, подданные должны были понимать, что этими добродетелями, безусловно, обладают русские государи. Первая из добродетелей — Истина. Она изображена в образе обнаженной женщины, опирающейся на Земной шар. В правой руке она держит солнечный диск - символ света и просвещения, в левой книгу судеб. В петровское время, когда просвещение считалось едва ли не самой главной задачей, без просвещения невозможно было достичь успеха в жизни, эта скульптура имела особое значение. Познание и свет открывшейся истины могли изменить судьбу человека. 

Далее на третьей площадке по Главной аллее (ближе к входу в Летний сад) располагается статуя Аллегория искренности:

Питер. Летний сад 2.1

Она изображает одну из человеческих добродетелей - Искренность. Стройная обнаженная женщина одной рукой держит скипетр, а другой – опирается на льва, символизирующего величие духа. Очень своеобразно трактована тупая морда животного с широкой линией пасти и полными, словно надутыми, губами. 

С другой стороны третьей площадки по Главной аллее — Аллегории правосудия и милосердия:

Питер. Летний сад 2.1

Аллегория милосердия (справа) — молодая женщина держит в руке открытую книгу законов написанную Правосудием. Милосердие заканчивает в книге надпись: "Правосудие преступника осуждает, милосердие же милость дарует".

Аллегория правосудия (слева) — персонификация правосудия. Богиня правосудия, вторая жена Юпитера (Зевса). Меч в руках Юстиции (Фемиды) —  символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Меч опущенный острием вниз символизирует победу воина над противником. 

Вернемся чуть назад в направлении к Гербовому фонтану, Камилла:

Питер. Летний сад 2.1

Согласно древнеримской мифологии, Камилла (в переводе с латыни означает «девушка из знатной семьи») — дочь царя Метаба, отличавшегося жестокостью по отношению к подданным. Будучи изгнан своими подданными, Метаб воспитывал Камиллу так, что она сделалась быстроногой и воинственной служительницею богини Дианы.

Напротив её — Аллегория чистоты:

Питер. Летний сад 2.1

Скульптура «Аллегория чистоты» (аллегория - условное изображение абстрактных идей или понятий при помощи конкретного художественного образа, изображается как живые существа) представлена скульптурным бюстом молодой женщины, на груди которой изображено солнце. 

Отсюда же видна крыша Голубятни из Птичьего двора:

Питер. Летний сад 2.1

Напротив — боскет «Французский партер» и памятник Крылову:

Питер. Летний сад 2.1

Боскет (Bosquet – лесок, рощица) — участок регулярного парка или высаженная в декоративных целях густая группа кустарников или деревьев, которые при специальной стрижке образуют сплошные зелёные стены, замкнутые пространства (кабинеты), иногда также имитирующие архитектурные элементы в виде арок, башенок и т.п. В петровское время на площадке располагался Дельфиновый каскад и небольшой цветочный партер. Идея создания этого боскета принадлежала Жану Батисту Леблону. Каскад был построен по проекту французского мастера Николо Пино и богато украшен свинцовыми золочёными скульптурами его же работы (всё сооружение погибло в период 1777-1786 гг.). В 1786 году каскад был окончательно разобран, а в 1855 году на площадке каскада установили памятник баснописцу Ивану Андреевичу Крылову.

Питер. Летний сад 2.1

Памятник Крылову был установлен в 1855 году близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Монумент является одним из первых памятников русским литераторам и первым, установленным в Петербурге.

Питер. Летний сад 2.1

Памятник был воздвигнут по инициативе и ходатайству известного в будущем реформатора, генерала Ростовцова, друга последних лет Крылова и его душеприказчика, который трогательно ухаживал за поэтом во время его предсмертного недуга и на руках которого тот скончался. В 1848 году была объявлена подписка, проводившаяся с высочайшего соизволения по всей России. В ходе её было собрано более 30 тысяч рублей. Одновременно Академией художеств был объявлен конкурс, в котором приняли участие ведущие скульпторы того времени.

Питер. Летний сад 2.1

В конкурсе одержал победу проект известного скульптора барона фон Клодта. Первоначальный эскиз был выполнен в монументальных традициях античности: могучий поэт в римской тоге с обнажённой грудью. И на том же листе изображён вариант памятника, напоминающий тот, который находится в Летнем саду.

Клодт установил бронзовую статую баснописца на гранитном пьедестале, украшенном бронзовыми изображениями людей и животных — персонажей басен Крылова.

Питер. Летний сад 2.1

Иван Андреевич Крылов изображён сидящим на камне и держащим в руках перо и тетрадь. Как пишется в «Путеводителе по С.-Петербургу», фигура Крылова «жизненна и правдива». Именно такое впечатление от скульптуры передаёт поэт И. А. Майков в стихотворении «Крылов»:

С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.

Питер. Летний сад 2.1

И в самом деле, правдивость памятника не только в его фигуре, но даже и в выборе места установки. Летний сад Крылов любил и частенько там прогуливался (или сиживал на скамейке, отдыхая от трудов). Пётр Андреевич Вяземский в своих записных книжках оставил бесценное, хотя и несколько фривольное свидетельство от самого баснописца: «…эта глупость напоминает мне анекдот Крылова, им самим мне рассказанный. Он гулял, или, вернее, сидел на лавочке в Летнем саду. Вдруг… его <�по большой нужде>. Он в карман, а бумаги нет. Есть где укрыться, а нет, чем… <�подтереться>. На его счастье, видит он в аллее приближающегося к нему графа Хвостова. Крылов к нему кидается: „Здравствуйте, граф. Нет ли у вас чего новенького?“ — „Есть: вот сейчас прислали мне из типографии вновь отпечатанное моё стихотворение“, — и даёт ему листок. „Не скупитесь, граф, и дайте мне 2-3 экземпляра“. Обрадованный такой неожиданной жадностью, Хвостов исполняет его просьбу, и Крылов со своею добычею спешит за своим делом».

Питер. Летний сад 2.1

С другой стороны, памятник баснописцу стал естественным продолжением того, первого Летнего сада, который был устроен и обустроен ещё Петром I. Там будущее место Крылова естественным образом занимал другой знаменитый баснописец: Эзоп (автор, многократно переводимый и пересказываемый Крыловым на русский язык), статуя которого была установлена при входе в сад фонтанов, а каждая скульптурная басня (отдельный фонтан) сопровождалась письменным разъяснением.

Питер. Летний сад 2.1

На четырёх куртинах со шпалерами устроены были фонтаны, представлявшие какую-нибудь эзопову басню и стоявшие в небольшом бассейне, обложенном мхом и окаймленном раковинами, которые доставлены были из озера Ильменя. Все изображенные там животные сделаны были по большей части в натуральную величину из свинца и позолочены: из каждого фонтана по его положению била вода. Таких фонтанов сделано было более 60, при входе же поставлена свинцовая вызолоченная статуя горбатого Эзопа в натуральную величину.

Питер. Летний сад 2.1

Выходим от памятника опять к Гербовому фонтану:

Питер. Летний сад 2.1

 Заглядываем в боскет Птичий двор:

Питер. Летний сад 2.1

Заглядываем в проход к фонтану Нереиды, боскет «Крестовое гульбище»:

Питер. Летний сад 2.1

Первоначально в центре боскета «Крестовое гульбище» была установлена скульптура «Вера» работы итальянского скульптора Антонио Коррадини (до наших дней не сохранилась). При воссоздании фонтана в 2010 году была установлена «Нереида» - статуя работы того же мастера из коллекции скульптур Летнего сада. По античной мифологии Нереиды — морские нимфы, покровительницы моряков, оберегающие их в дальних плаваниях.

Заглядываем в павильон Чайный домик:

Питер. Летний сад 2.1

Небольшой деревянный парковый павильон «Чайный домик» построен в Летнем саду по проекту архитектора Л. И. Шарлеманя в 1827 году в стиле позднего классицизма. Два прямоугольных в плане помещения связаны колоннадами, предназначались для кладовых, а открытая средняя часть служила для посетителей сада убежищем от дождя. Особенностью Чайного домика является тот факт, что несмотря на то, что павильон построен из дерева, в оформлении фасадов использованы архитектурные формы и мотивы, свойственные монументальным каменным сооружениям периода русского классицизма. В ходе реставрации 1984 года был восстановлен первоначальный вид Чайного домика.

И вдоль Фонтанки движемся в сторону Невы к Летнему дворцу Петра I:

Питер. Летний сад 2.1

На сегодня, наверное, всё. В следующий раз продолжим прогулку по Летнему саду.

Продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Искала в сети бородатого трансвестита по имени Кончита, а нашла Задорнова mzadornov . Как же он меня разочаровал своим выступлением. Ни разу даже не улыбнулась, ибо его речь смахивала на речь моего дедушки. Тот тоже был с юмором и часто шутил. Но я не в состоянии была смеяться ...
А вот вопрос: а если б у России отобрали Калининградскую область или там Сахалин, к примеру, то что бы она стала делать? Сидела сложа лапки и писала б письма в ЕС и Генеральную Ассамблею ООН ? Или подвесила за яйца вздумавших провернуть ...
Все готово ко взлету. Обратно пилотирует Алексей. Что ж, посмотрим, чему там сине-красно-белых учат. В целом, неплохо. Пара моментов стоит того, чтобы обсудить. Был удивлен, увидев давно, казалось бы, в нашей компании излеченный способ вывода двигателей на взлетный режим: сначал ...
Вчера, наконец-то получил долгожданную посылку от Олега freedom , правда не без проблем, но это мелочи жизни. Любимая Почта России перепутала мою фамилию, код который мне прислали помощники Олега для отслеживания действий с бандеролью, тоже искали долго и упорно, но в итоге она че ...
Почему мне сегодня вспомнился этот случай, в открытом постинге не буду говорить, такая я сегодня загадочная . Лет шесть назад, на Х II   Европейском Православном Конгрессе, перебирая книги на лотке одного известного монастыря, я ...