Еще раз извиняюсь за Тиват. Окончание истории
denokan — 23.08.2014
Все готово ко взлету.
Обратно пилотирует Алексей. Что ж, посмотрим, чему там
сине-красно-белых учат.
В целом, неплохо. Пара моментов стоит того, чтобы обсудить.
Был удивлен, увидев давно, казалось бы, в нашей компании излеченный
способ вывода двигателей на взлетный режим: сначала вывести
примерно на 40%, дать стабилизироватсь... И вместо того, чтобы со
стабилизированного режима нажать TOGA, сует РУД вперед и нажимает
эту кнопку, но двигатели-то раскручиваются.
Бонусов от такой методы - ноль целых, ноль десятых.
И еще один интересный нюансик,
На земле состоялся диалог:
- Алексей, приучайся использовать ручной микрофон для
разговоров. Когда ты нажимаешь кнопку на штурвале, ты волей-неволей
создаешь на нем нагрузку. А если в это время капитан рулит вручную,
то это очень чувствуется и вносит дискомфорт в управление.
- Но тогда, если у меня не будут руки на штурвале, как я буду
контролировать пилотирование?
- А разве надо держать руки на штурвале, чтобы контролировать
пилотирование?
- Ну, меня так учили - один пилотирует, а другой мягко держится за
штурвал.
- Да, есть такая советская методика. Она отличается от того, что
принято на западе. И я поддерживаю второй вариант: "руки на
коленках". Вот, смотри
Показываю, как это делаю я: Руки на коленях. Руки на штурвале. Руки
на коленях. Доля секунды на каждое действие.
- Да, иногда приходится это делать. Я стараюсь не отбирать
пилотирование, если есть возможность - просто придержать, либо
подтолкнуть в нужном направлении. Но для того, чтобы контролировать
пилотирование, руки на штурвале не являются
обязательным.
И вот, мы вылетаем из Тивата, выполняя серию глубоких кренов. Пару
раз не даю Алексею превысить крен 30. Точнее, пару раз даю, но как
только индикатор уходит за риску 30, придерживаю штурвал.. и убираю
руку с него.
Вспоминаю разговор, состоявшийся на земле, улыбаюсь. Смотрю на
Алексея: "Ну что, я вроде успел?"
Сине-бело-красные, конечно же, ни при чем. Метода "Мягко
держаться за штурвал" еще очень долго будет существовать.
К слову, все же есть польза в такой методе... но только на
этапе обучения, как способ дать курсанту почувствовать, что делает
инструктор, пилотируя лайнер, парируя возмущения и отклонения. При
этом еще и поверх инструкторской руки, что на РУД, должна лежать
рука курсанта - так как управление самолетом и тягой на
традиционном лайнере неразделимо. Нельзя научиться пилотировать
самолет, без понимания, как влияет тяга на
пилотирование.
Но когда речь идет о подготовленных пилотах (заезженная фраза -
"равной квалификации") - то эта методика лишь мешает. По-крайней
мере я четко чувствую вмешательство в пилотирование, даже если
просто "мягко держаться за штурвал" - он тяжелеет, и чувство
самолета уже не то.
Круг почета вокруг Тивата.
Еще городок к северо-востоку от него
Горы
Деревушка
Затерянный аэродром
В этом месте всегда рой из самолетов
Белград, видимо.
Ближе к России летим вместе с зеленым братом.
Лето подходит к концу, день становится короче. Очень скоро в это
время будет совсем темно..
На выравнивании демонстративно поднимаю руки вверх над штурвалом,
Алексей совершает рабочую посадку. Мы на базе!
Диспетчер загоняет нас на 78-ю стоянку, заруливаем на нее, читаю
речь пассажирам, обращая их внимание на красивый закат. И тороплюсь
успеть его запечатлеть.
Ах да!
Еще одна показательная история случилась на этом перелете.
Очень молодой парнишка (со слов бортпроводницы - моложе 18),
видимо, был не в себе от приступа аэрофобии. Сначала зашел в
самолет, потом пошел выходить со словами: "Я перепутал
рейс", потом разобрались - ничего он не перепутал, он вернулся
в салон.. Пересел с тринадцатого ряда на 21-й... и... достал из-под
сиденья спасательный плавательный жилет, раскрыл упаковку и просит
бортпроводницу:"Я забыл, как им пользоваться, вы не покажете,
как надо его надуть?". Сидит бледный-бледный. Готовится плавать
после взлета...
Говорю проводницам: "Вот вы улыбаетесь, а вдруг он действительно
ЗАБЫЛ? То есть, раньше знал, значит, уже пользовался?"
На самом деле, я тоже пошутил, конечно же. Но факт показателен -
очень многие люди страдают аэрофобией. И иногда не могут
контролировать свое поведение. Некоторые напиваются в хлам, лишь бы
полет прошел незаметно... Но не предложишь ведь мальчишке коньячку
за счет компании?
Весь полет интересовался о состоянии парня, но вроде бы ничего,
держался. Девчонки окружили его материнским вниманием.
Когда долетели, он выходил и благодарил девчонок:"Спасибо, что
доставили!" Еле удержались, чтобы сказать "да ладно тебе, в
воздухе еще никто не оставался".
Теперь этот жилет будем отписывать.
Всем большое спасибо!
Хороших выходных!
|
</> |