Пищевой терроризм в советской семье
maiorova — 15.08.2015 ***Бабушка, закончившая два педвуза (чем очень гордилась), всегда считала, что и с познавательной и с медицинской точек зрения городскому ребенку необходимо как можно чаще бывать на лоне природы. И в первое послевоенное лето мы сняли дачу на станции Удельная. Бабушка пасла меня, а наша хозяйка — своих коз, чьим молоком меня усердно отпаивали. Когда я с отвращением подносила ко рту кружку, бабушка складывала трубочкой губы и шумно втягивала в себя воздух, будто пила. Если рядом оказывалась хозяйка, бабушка в очередной раз показывала ей мои торчащие ребра и рассказывала, как в эвакуации я погибала от диспепсии и дистрофии и как она меня выхаживала.
Удельная и козье молоко были в моем сознании неразлучны, хотя мне очень хотелось, чтоб Удельная осталась, а козье молоко испарилось навеки. И чудо свершилось. Как-то раз, когда дедушка приехал вечером на дачу, бабушка подала ему на ужин кофе с молоком. Едва он допил стакан, она веселым и звонким голосом сказала: “Ну вот, выпил и не поморщился, а говоришь, что козье молоко терпеть не можешь”. Дедушка покраснел, уставился на нее неподвижным взглядом, потом вскочил и, опрокинув табуретку, выбежал из комнаты. Бабушка бросилась за ним, я за бабушкой. Мы нашли дедушку за калиткой. Его рвало. Я смотрела на него с ужасом и восторгом, потому что понимала, что после всего случившегося бабушке вряд ли удастся влить в меня хоть одну каплю столь полезного для рахитичных дистрофиков напитка.
***
- Через "не могу", - говорила бабушка, - надо уметь действовать через "не могу".
Такова была жизненная установка, которой руководствовалась бабушка в воспитании детей. Когда мама, будучи ребёнком, отказывалась есть гороховый суп, жалуясь на сильные боли в животе, бабушка принялась кормить её одним гороховым супом.
- Через "не могу", - твердила она плачущей маме, которую вскоре с сильнейшим приступом аппендицита увезли в больницу.
Аппендицит оказался гнойным. Маму чудом спасли, а бабушке объяснили, что при аппендиците горох противопоказан.
Но бабушкин метод воспитания не изменился. Не растить же в самом деле белоручек и неженок. "Не можешь - научим, не хочешь - заставим". Бабушка была страстным адептом этого армейского девиза.
[Из книги мемуаров "А у нас во дворе"]
От себя добавлю, что неизменно поражаюсь этому стремлению советских, да и постсоветских мам, бабушек, тётушек накормить своих чад и домочадцев какой-нибудь пищей, которую те из принципа не едят. Ну, не любит человек те же шпроты - зачем их впихивать, хоть бы и под соусом робера? Чтобы во вранье уличить, поймать? зачем? Прямо гордость хозяйки - употчевать, а потом заявить:
- Так это же X!
И с триумфом наблюдать, как всех тошнит.
|
</> |