Советский кинематограф: женщины о женщинах

1. "Евдокия" Татьяны Лиозновой, 1961 год.
Всем, всем, всем. Даже тем, кто прочли повесть Веры Пановой, которая легла в основу сценария. Да, кино старое, и раскрашивать его не станут, как "Семнадцать мгновений весны", и Голливуд ремейк не снимет. Да, местами он может шокировать современную зрительницу, например, сцена испытания маленького Паши в суде, где он должен выбрать между родной матерью и приёмной. Но... не хочу писать банальное про цельность и неподдельность. Вот, кстати, нашу речь этот фильм обогатил смелым уподоблением.

2. "Крылья" Ларисы Шепитько, 1966 год.
Неоднократно приходится слышать, что эта картина была скорее проходная, своего рода передышка на пути к гениальному "Восхождению". Всё слишком по-советски, слишком затянуто, ну, Евстигнеев здорово в эпизоде сыграл... Не классика, в общем. Мелкотемье. Два дня из жизни директрисы заштатной путяги. Да, было время, когда эта дюжинная, стареющая особа летала в эскадрилье "ночных ведьм", но что называется, вспомнила баба, как девкой была. Одним словом, смотреть нечего. Вот тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Виды провинциального городка в безжалостной документальной манере, над аэродромом пляшущие золотистые пылинки (почему они золотистые, плёнка же чёрно-белая?!), магнетическая Майя Булгакова в главной роли. Невыносимая горечь в общем-то удавшейся судьбы. В фильмах Л.Е. Шепитько есть всё, зачем мы смотрим фильмы Лени Рифеншталь, с исключением рифеншталевской же неприемлемой и блевотной идеологии. Всё и кое-что ещё.

3. "Долгие проводы" Киры Муратовой, 1971 год
Без этого имени любой список будет неполон. С удивлением, кстати, узнала, что мать Муратовой работала врачом в родильном доме и написала несколько пособий по уходу за малышами. Это ведь у Сократа мать была повитуха, и он называл свой метод майевтикой, повивальным искусством... Какие философские глубины можно отыскать в этой мещанской мелодраме об истероидной, эгоцентричной матери и сыне, стремящемся прочь из родимого болота?
— И меня здесь похоронишь, запомни!
— Хорошо, похороню...
— Саша!!

4. "Пацаны" Динары Асановой, 1983 год.
Понимаю, что под титулом "женщины о женщинах" название "Пацаны" выглядит несколько комично. Однако поясню свою мысль. Да, у советской подростковой девиантности была ярко выраженная гендерная специфика - мужская. Да, основная линия противостояния: это воспитатель Паша в безупречном исполнении Приёмыхова, наш советский Аттикус Финч, и тринадцатилетний Вова - кстати, куда потом делся актёр Андрей Зыков? Но отменно прозрачным намёком в фильме прозвучала и запретная на тот момент тема сексуального насилия в семьях. Ребёнком я этих "Пацанов" смотрела раз десять, по малолетству и наивности - не понимала, а осознала только во взрослом состоянии, читая сценарий Ю. Клепикова. Маргарите, сестре Вовы, отец-забулдыга отрезает косу, и девочка пытается покончить самоубийством. А ведь издревле девичья коса символизировала невинность, остричь означало обесчестить! Делается не по себе.

5. "Муж и дочь Тамары Александровны" Ольги Наруцкой, 1988 год.
Эту трагикомедию можно охарактеризовать как "Женщины о женщинах". Сценарий Надежды Кожушаной, у которой каждая работа - прорыв в неведомые сферы, режиссура О. Наруцкой, а в ролях матери и дочери - соответственно Валентина Малявина и Анна Баженова. Тоже, кстати, куда пропала? Сюжет фантасмагорический и в то же время естественный, как приход весны. Так и слышишь, как зрители, расходясь, переговариваются: О, у наших соседей такое же было! Я бы "Мужа и дочь Тамары Александровны" с удовольствием показывала на психфаке, лучше всякого семинара раскрывает тему родительского сценария. И дом под снос как аллегория нашего Отечества. Отечество разваливается, материнство остаётся.

|
</> |