Писатель хорош и обязателен к прочтению, но подростковый. Это если, кто не
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Писатель хорош и обязателен к прочтению, но подростковый. В конце 70-х начале 80-х в СССР выпустили его многотомник (то ли 9 то ли 12 томов) в мягкой обложке. Тогда-то и началась советская ремаркомания. Я прочитала его всего и была, скажем так, потрясена. Но спустя лет 30 попыталась перечитать и не смогла. Лапидарно, нравоучительно, картонно. Сюжет просчитывается на раз. Сюжетные ходы в различных произведениях повторяются. Дружба — так до гробовой доски, любовь до этой же самой доски, герои не изменяются в течение всего произведения и нарисованы одной краской. Вот именно то, что зайдёт молодым и юным с горящими сердцами.
У Ремарка тут недавно день рождения случился - ну вот социально ответственная литературоведка г-же evaarharova сочла долгом откликнуться. Правда, на всякий случай подстраховалась:
Моя критика не касается его политических и моральных воззрений (с этим у него всё о'кей. Не даром же его категорически не приемлет российская zet-общественность.), а только литературно-стилистических.
Вынужден констатировать. Ремарка она не читала. Ну где она у него нашла любовь и дружбу до гробовой доски? У Ремарка действие как правило ограничено годом-двумя. Если за это время приключается смерть кого-то из главных героев - ну тогда и правда получается "до гробовой доски". Но чаще нет. И как там сложится дружба у героев - можно только гадать.
А с любовью даже гадать не приходится. Как правило все пары распадаются - кроме тех случаев, где героиня успевает умереть раньше, чем это случится. Просто навскид. Триумфальная арка - у Равика и Жоан Маду все начинается бурно, но быстро ломается. Жоан слишком полигамна для Равика. Он более традиционный, чем она. Никакой нравоучительности тут нет и в помине. Ремарк не осуждает ни Равика ни Жоан. Разные люди. Судьба случайно свела - и развела.
Черный обелиск. У Людвига есть подруги, но как-то с ними не складывается. Опять же никакого осуждения. Его подруги - в отличие от Жоан - женщины практичные. Знают, чего хотят. И это не Людвиг.
Тени в раю. Роберт с Наташей разбегаются. ХЗ почему. Наверное - слишком разные. Экзотика исчезла ну и надоели друг другу.
А если бы были одинаковые? Есть и об этом. Возлюби ближнего своего. Любовь Керна и Рут. Беженцы из Германии. Нелегально скитаются по всей Европе - Чехословакия, Австрия, Швейцария, Франция. Казалось бы - что у них может пойти не так? Однако же, добираются до США и там расходятся. Ремарк даже не говорит почему.
А вот Ночь в Лиссабоне. Йозеф Шварц по поддельным документам приезжает в Германию к своей жене Хелен - сестре офицера гестапо Георга Юргенса - которую ему пришлось оставить, которая всё ещё любит его и на этот раз хочет покинуть Германию вместе с ним. Они бегут, куча разнообразных злоключений, одно из которых - у Хелен рак. Неизлечимый. И поэтому она гуляет от Йозефа налево. Она хочет успеть взять свое от жизни. Пожить с теми, кто не знает, что она больна. С теми, кто видит в ней просто красивую женщину. Но при этом, она делает все, чтобы Йозеф оказался в безопасности. Лапидарно, нравоучительно, картонно? Ну, смотря с чем сравнивать. Если с автобиографией Сальвадора Дали, где он весело рассказывает как занимался сексом с трупом своего отца - пожалуй, да. Тут Ремарк и правда не дотягивает. Уж не знаю, читала ли литературоведка автобиографию Сальвадора Дали. Я читал. Ремарк нравится больше.
|
</> |