Петергоф.Часть 9.

топ 100 блогов ariananadia11.08.2021
Большой дворец (Петергоф)Часть 9:Дубовый кабинет,Особая кладовая.



Петергоф.Часть 9.


Д У Б О В Ы Й   К А Б И Н Е Т


Дубовый кабинет Петра I, сохраненный Ф.-Б. Растрелли при перестройке в середине ХVIII века, — подлинная реликвия дворца. Декоративная отделка интерьера, созданная по проекту Ж.-Б. Леблона в 1718 — 1720 годах, соответствовала деловому характеру помещения. Резные дубовые панно, створки дверей и два наддверника, украшающие кабинет, — шедевры декоративной резьбы. Они выполнены по рисункам и при участии известного французского скульптора Н. Пино резчиками Рустом, Фоле, Фордром, Таконе и другими мастерами.


Петергоф.Часть 9.

Квадратная в плане комната с невысоким потолком и четырьмя окнами с мелкой расстекловкой. Окна закрывались складными дубовыми ставнями. На восточной и западной стенах и над мраморным камином северной стены - зеркала в резных рамах. Как и на парадной лестнице Нагорных палат, здесь, в кабинете императора, определяющим материалом художественной отделки является дуб.


Петергоф.Часть 9.

Дубовые щиты сплошь закрывают стены, придавая интерьеру удивительную теплоту и уютность. В петровскую эпоху этот материал, в изобилии имевшийся в южных областях России, любили применять при отделке помещений. Дубом в Петергофе были отделаны комнаты дворцов Монплезира, Марли, павильона Эрмитаж. Но самым удивительным примером использования этого материала является Дубовый кабинет Нагорных палат.
Стены кабинета от пола до потолка покрыты деревянными щитами, причем если панели низа стен гладкие, то над ними размещаются вытянутые по вертикали филенки, сплошь покрытые необычайно изящной резьбой. Резьба покрывает и двери, десюдепорты, филенки над зеркалами и камином. Подобное решение интерьера производило сильное впечатление.


Петергоф.Часть 9.



Берхгольц, побывавший здесь в 1721 году, сделал следующую запись в своем "Дневнике": "Замечателен особенно кабинет, где находится небольшая библиотека царя, состоящая из разных голландских и русских книг; он отделан одним французским скульптором и отличается своими превосходными резными украшениями". Этим "скульптором" был Николя Пино, выдающийся мастер, приехавший в Россию в августе 1716 года.


Петергоф.Часть 9.


Его искусство высоко ценилось современниками. Непревзойденный декоратор Пино сам рисовал эскизы для будущих своих работ. О его мастерстве свидетельствует альбом, хранящийся в Государственном Эрмитаже. Среди множества проектов здесь имеются рисунки Пино для филенок Дубового кабинета Большого дворца. Некоторые из них почти без изменений были воплощены в деревянной резьбе, композиция других в процессе работы была значительно модифицирована.


Петергоф.Часть 9.


Кабинет был устроен в южной части дворца "по Леблонову чертежу". Именно он и предложил Пино выполнить резьбу, ибо считал, что "так как однообразные сплошные филенки скучны для глаз, то прибегают к украшению их рамками, картинами, пилястрами..."В конце 1718 года "вольные резчики" Фоле, Руст, Фодре и Таконе приступили к работе. Н. Пино на дубовых щитах делал прокладку композиции, а резчики должны были. "вы делать и вычистить" панно. Через год первые восемь филе нок были готовы, а в 1720 году были исполнены оставшиеся четыре.


Петергоф.Часть 9.

Кроме того, Фоле вырезал орнаментальные украшения для пилястр, разделявших филенки и панно над камином а Руст исполнил десюдепорты, рамы зеркал и резьбу над ними. В работах участвовал и мастер Мишель.К Дубовому кабинету, связанному с именем Петра I, издавна относились как к одной из реликвии. Поэтому принято было считать, что интерьер кабинета не претерпел с момента его создания каких-либо изменении. В действительности оказалось, что дело обстояло иначе. В середине XVIII века при расширении дворца по проекту Растрелли в восточной стене Дубового кабинета на месте окна пробивают дверной проем.


Петергоф.Часть 9.


Тогда же исчезает и печь с маленьким боковым камином на северной стене и взамен сооружается мраморный камин с зеркалом в резной раме. Вслед за этим ликвидируется одна из симметрично расположенных на серверной стене дверей, соответствовавшая существующей ныне. Эти переделки вынуждают дополнить число панно еще двумя. При этом расположение их на стенах было нарушено. И сейчас о замысле Леблона и Пино можно только догадываться.


Петергоф.Часть 9.


Немалый вред интерьеру причинило и то, что при Петре III Павле I, Николае I и позже комната использовалась как рабочий кабинет и, в соответствии со вкусами владельцев здесь устанавливались полковые барабаны и знамена квартировавших в Петергофе полков, прекрасная резьба закрывалась картинами и портретами в пышных золоченых рамах. В период становления музея в Дубовом кабинете была создана экспозиция, соответствовавшая петровской эпохе.


Петергоф.Часть 9.

В первые дни Великой Отечественной войны восемь панно, створки дверей, десюдепорты были эвакуированы. После восстановления кабинета они заняли свое место на стенах. Шесть панно погибли. В настоящее время три уже воссозданы. Модели к ним подготовила скульптор Н. Оде. В простенке между окон южной стены можно видеть первую вырезанную заново филенку. Она выполнена резчиком Б. Гершельманом. Еще две находятся на северной стене справа и слева от камина.


Петергоф.Часть 9.

Тематика панно различна. В соответствии с модой того времени изображения на четырех панно символизировали времена года. Два из них сохранились. У входа в кабинет на западной стене находится панно с изображением гермы, украшенной цветами и двумя крылатыми драконами. Над ними декоративный картуш с изображением Овна - знака зодиака, олицетворяющего апрель, а выше помещены ваза с цветами и улыбающаяся женская маска, также в обрамлении цветов.


Петергоф.Часть 9.

Эти символы соответствовали весне. Аналогично оформлена и филенка, находящаяся в юго-западном углу. Но здесь в гирлянды цветов вплетены колосья, а в картуше изображен Лев - знак летнего месяца июля. Два несохранившихся панно имели подобное решение. Об этом можно заключить по имеющимся в альбоме Эрмитажа рисункам Н. Пино ко всем четырем филенкам.


Петергоф.Часть 9. Петергоф.Часть 9.


Два панно, первоначально располагавшиеся, скорее всего, на южной стене в простенке между окнами, а ныне помещенные в юго-западном и юго-восточном углах, должны были в символической форме прославлять Петра I и его супругу. Эскизы к этим панно сохранились в Музее декоративных искусств в Париже. При воплощении этих эскизов в дереве Н. Пино внес некоторые изменения.


Петергоф.Часть 9.

На одной филенке в окружении глобуса, навигационных и астрономических инструментов изображен мужчина в античной одежде. Голова его украшена лавровым венком - символом славы. Ниже, на фоне трубы и лиры, свиток с надписью: "La Vertus Supreme ou Pierre Premier Empereur De La Grande Russie" (Высшая добродетель Петра I императора Великой России).


Петергоф.Часть 9.


На панно в юго-восточном углу комнаты в центральном медальоне изображена Минерва - богиня мудрости. Поле филенки украшено символами скульптуры, живописи, архитектуры, музыки и торговли.


Петергоф.Часть 9. Петергоф.Часть 9.


Два панно на южной и одно на восточной стене заполнены символами военного и морского могущества: мечами, шлемами, щитами, боевыми топориками, трезубцами Нептуна и т. п. До войны сохранялась подобная же филенка на северной стене.


Петергоф.Часть 9.


Совершенно иного содержания два панно справа от камина. На лентах с кистями как бы подвешены различные духовые, струнные и ударные инструменты. Здесь волынки, скрипки, кастаньеты, треугольники и т. д. На раскрытых нотных тетрадях воспроизведены записи мелодий начала XVIII века.


Петергоф.Часть 9.


В целом разнообразная и великолепная по исполнению резьба Дубового кабинета представляла собой уникальный ансамбль в характерной для того времени символической форме, прославлявший расцвет науки, культуры, торговли и военного могущества новой России и ее преобразователя Петра I.


Петергоф.Часть 9.



Петергоф.Часть 9.

В кабинете издавна сохранялись вещи, связанные с основателем Петергофа.

Сейчас на бюро между окон стоят его походные часы-будильник, выполненные аугсбургским мастером Иоганнесом Беннером. Такие часы, вложенные в кожаный футляр со стеклом, брали в дорогу. Подобные часы часто имели лишь одну часовую стрелку.


Петергоф.Часть 9.


На полках стоят книги из петровской библиотеки.


Петергоф.Часть 9.

У западной стены на столе - кабинет итальянской работы конца XVII века, выполненный из черного дерева и бронзы со вставками из лазурита, яшмы и различных мраморов.

Стулья и кресла первой трети XVIII века с плетеными сиденьями издавна находились в этом помещении.


Некоторые экспонаты музея "Особая кладовая"


Петергоф.Часть 9.


Музей "Особая кладовая" расположен в западном флигеле Большого Петергофского дворца. Получивший название "Корпуса под Гербом", флигель появился в результате перестройки петровских Нагорных палат по проекту архитектора Ф. Растрелли в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Название связано с тем, что купол Корпуса увенчан флюгером в виде геральдического двуглавого орла.


Петергоф.Часть 9.


Петергоф.Часть 9.


Петергоф.Часть 9.


Приемная

Приемная обита зеленым штофом однотонного рисунка. Украшение интерьера – печь на «голландский манер», отделанная голубыми ландшафтными изразцами.


Петергоф.Часть 9.

Среди экспонатов справа вверху – пасхальные яйца-подвески фирмы Карла Фаберже. Внизу – настольные часы той же фирмы из мрамора и серебра. Принадлежали Николаю Второму и находились на его письменном столе в Зимнем дворце.


Петергоф.Часть 9.

Справа вверху среди экспонатов “затаились” настольные часы, изготовленные фирмой Карла Фаберже. Они выполнены из золота и серебра и покрыты эмалью. Рядом – рамка с фотографией царевича Алексея. В центре – серебряный кубок, врученный Николаем Вторым в качестве приза победителям парусной гонки в Петергофе, прошедшей 22 июля 1898 года. Работа Карла Фаберже.


"Корпус под Гербом" играл особую роль в истории императорской загородной резиденции. Его комнаты предназначались для проживания знатных гостей и членов императорской семьи. В разное время здесь гостили европейские монархи, наследные принцы и великие герцоги. В апартаментах корпуса жила императрица Екатерина II – в музее демонстрируется комплекс ее личных покоев.


Петергоф.Часть 9.

Василий Семёнович Садовников. Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе, 1852


Именно здесь начинались высочайшие выходы, т.е. торжественные шествия императорской семьи в сопровождении свиты придворных по анфиладе парадных залов в придворную церковь, расположенную в восточном флигеле дворца. Выходы устраивались в связи с церковными, государственными и семейными праздниками. Здесь одевали в свадебный наряд невест перед церемонией венчания. В музее хранятся вещи из приданого средней дочери Николая I, великой княжны Ольги Николаевны, которая венчалась в петергофской придворной церкви с принцем Карлом Вюртембергским. В "Корпус под Гербом" привозили младенцев перед совершением обряда крещения. В придворной церкви Большого дворца крестили четырех из пяти родившихся в Петергофе детей императора Николая II.


Петергоф.Часть 9.

Приданое великой княгини Ольги Николаевны

ЧАЙНО-КОФЕЙНЫЙ СЕРВИЗ


Санкт-Петербург, Фирма "Никольс и Плинке": мастера Карл Тигельштейн и Генрих Август Лонг.1839 –1840

Серебро, золочение, кость



В музее "Особая кладовая" представлены церковная утварь, произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусства. Многие вещи принадлежали русским императорам и императрицам, являлись частью убранства многочисленных дворцов Петергофа. Здесь хранятся предметы одежды, среди них – костюм Петра I, туфли и мундирное платье Екатерины II, мундир Николая I. Интерес представляют наградные подарки, которые в большом количестве заказывались императорским двором ведущим ювелирам: кубки, табакерки, броши, портсигары, часы и перстни с изображением двуглавого орла или монограммы императора.


Петергоф.Часть 9.

Изделия работы И. Брицына. Справа – часы-рамка, выполненные из золота и серебра и покрытые эмалью.


Петергоф.Часть 9.


Изделия работы И. Брицына. Среди них – табакерка, выполненная из серебра, эмали, украшенная алмазом; а также пряжка. Изготовленная из серебра и золота, она была украшена рубинами и бриллиантами.


Петергоф.Часть 9.



Петергоф.Часть 9.


Туалетная комната. На туалетном столике слева- шкатулка из сандала, слоновой кости и черепахового панциря, правее – набор туалетных коробочек из Мейсенского фарфора.


Петергоф.Часть 9.



Петергоф.Часть 9.

Два десятка ювелирных украшений выложены в соответствии с планировкой центральной части петергофской ансамбля. Дар ювелирного холдинга «Сarat»


Петергоф.Часть 9.

Инструменты ювелира, принадлежавшие Ивану Брицыну.


В одном из интерьеров музея демонстрируется рабочий стол ювелира, на котором расположены инструменты петербургского мастера начала XIX века, владельца фирмы "Русская эмаль" И. С. Брицина. В витринах этого интерьера представлены изделия прославленной фирмы К. Фаберже, украшавшие дворцы Петергофа при императорах Александре III и Николае II. Многие экспонаты музея носят мемориальный характер и напрямую связаны с российской историей, что многократно увеличивает их ценность.


Петергоф.Часть 9.


Петергоф.Часть 9.

Литургический прибор из золоченного серебра с фарфоровыми медальонами.


Петергоф.Часть 9.


Литургический прибор.


Петергоф.Часть 9.

Митра, выполненная из бархата, украшенная серебром, аквамаринами и золотым шитьем



Петергоф.Часть 9.

Евангелие с переплетом в серебряном окладе с эмалевыми вставками. Последняя треть 18 века.


Петергоф.Часть 9. Петергоф.Часть 9.



Й.-Г. Хоссауэр (1794-1874)е гг.РОЗА В ПОДСТАВКЕ.                                                                 Жермен Франсуа-Тома (1726-1791)ЗЕРКАЛО ТУАЛЕТНОЕ В  Франция, Париж, 1750-Германия, Берлин, 1852.серебрение, медь                                                                                серебро, чеканка, литье, серебряный аграмант, стекло, гравировка, бархат



Петергоф.Часть 9.


Тронное кресло с вензелем императора Николая I

Россия, Москва.1847-1849.
По проекту архитектора К.А. Тона.Резьба, бархат, позолота, золотное шитье, липа, основа - древесина хвойных пород, серебряные и золотые нити.


Петергоф.Часть 9.

Тронное кресло с вензелем императрицы Марии Федоровны
Россия, Москва.1847-1848
Мастерская Шера Д.А.По проекту архитектора Тона К.А.

Сосна, липа, резьба, токарная работа, комбинированное золочение; бархат, муар; х/б и шелковые нити (основа), серебряные, серебряные золоченые нити, пайетки; плетение, вышивка.


Петергоф.Часть 9.


  Петергоф.Часть 9.

Тронное кресло Николая Второго. 1896 год. Изготовлено фабрикантом П.А. Шмидтом.


Петергоф.Часть 9.


Тронное кресло Императрицы Марии Фёдоровны



Петергоф.Часть 9.


Придворное платье с серебряным шитьем, русской работы, последняя треть 19 века.


Петергоф.Часть 9.


Петергоф.Часть 9.


Петергоф.Часть 9.

Конская упряжь коня Екатерины Второй. Изготовлена из бархата и кожи, обшита золотой нитью



Петергоф.Часть 9.



Петергоф.Часть 9.


Деталь чайно-кофейного сервиза из приданого Ольги Николаевны
1839 –1840

Фирма "Никольс и Плинке", Санкт-Петербург
Серебро, позолота



Петергоф.Часть 9.



Петергоф.Часть 9. Петергоф.Часть 9.


Чаша для пунша.Фирма "К. Фаберже".Россия, Москва, 1916 год.Серебро, поделочные камни; эмаль, роспись, литьё, чеканка, золочение, гравировка.


Ваза.Фирма "К.Фаберже".Россия, Москва, 1908-1917 годы.Серебро, хрусталь; чеканка, резьба, гранение 


Петергоф.Часть 9. Петергоф.Часть 9.


Кувшин.Фирма "К. Фаберже".Россия, Москва, 1899-1908 годы.Хрусталь, серебро; резьба, чеканка, золочение, гранение 


Петергоф.Часть 9.


Модель парусного бота Петра I. Россия, Санкт-Петербург, 1754. Серебро.


Петергоф.Часть 9.


Й.-Г. Хоссауэр (1794-1874) по эскизу К.-Ф. Шинкеля (1781-1841)

ПОТСДАМСКИЙ КУБОК.Германия, Берлин, 1830,серебро, чеканка, гравировка, позолота, эмаль, роспись



Петергоф.Часть 9. Петергоф.Часть 9.



Петергоф.Часть 9.



Петергоф.Часть 9.



Петергоф.Часть 9.

Пресс-папье с портретом великого князя Александра Николаевича в крестильной одежде. На малахитовом основании в золотой рамке установлено миниатюрное двустороннее изображение новорожденного. Император «Освободитель» предстает здесь милым голубоглазым младенцем в чепце и рубашечке. Несложно представить, как бабушка смотрела на этот портрет внука, пока писала письмо за столом в кабинете. Предмет был завещан Марией Федоровной её «возлюбленной невестке» императрице Александре Федоровне» - матери Александра Николаевича. Так, семейная реликвия, глубоко личная вещь, попала в Петергоф и, несмотря на все перипетии истории, дошла до наших дней. Наряду с данным пресс-папье, в музее «Особая кладовая»  


Петергоф.Часть 9.

Самовар Екатерины Второй. Согласно преданию он подавался к столу императрицы во время ее игры в карты.


Петергоф.Часть 9.


Спальная комната. Фрагмент экспозиции.


Петергоф.Часть 9.



Петергоф.Часть 9.


Интерьер восстановлен таким, каким он был в царствование Екатерины.


Петергоф.Часть 9.

На переднем плане – табакерка Императорского фарфорового завода середины 18 века, украшенная серебром.


Петергоф.Часть 9.


Вееры великой княгини Александры Иосифовны.



Петергоф.Часть 9.

Справа вверху – подносной ковш Анны Иоанновны из позолоченного серебра, пожалованный атаману Семену Савельеву за “… ево многие и верные службы”. В центре – два подносных блюда Императорского двора середины 18 века с изображением государственного герба.


Петергоф.Часть 9.

Агатовые столовые ложки и вилки, ножи с золотой оправой. Из вещей Несвижского замка литовских князей Радзивилов, конфискованных в русскую казну в 1812 году.

https://a-121.ru/muzej-osobaya-kladovaya-gerbovyj-korpus-bolshogo-petergofskogo-dvorca//

http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000022/st005.shtml/

https://www.spb-guide.ru/page_18177.htm/

https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/muzei_osobaya_kladovaya/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
- Эхо любви 03:29  ...
Портреты на обложке журнала «Time»: Черненко (в 1984 году) и Молотова (в 1954) 6 июля 1984 года произошло одно из памятных событий недолгого правления предпоследнего советского Генсека Константина Черненко — был восстановлен в партии Вячеслав Молотов. Шаг был очень знаковый. ...
Зачем нам воевать в Сирии? Я не политик, поэтому скажу честно то, что думаю. В порядке важности. 1. Защитить свои границы от появления вблизи рассадников терроризма. 2. Продемонстировать возвращение России в активную мировую политику (да, да, война - это тоже политика. иными средствами, ...
Холмогоров хвалится "мощью России" - что всех лидеров "русской весны" в Донбассе убивало ГРУ РФ, а не какое-то там СБУ. Это всё, что вам надо знать о Русском Мiре. Знаете, на что уж я левый и интернационалист, понимавший с самого начала (Крымнаш и пр.) об империализме и локальном чек ...
Есть у меня сумка, хотелось бы верить, что Michael Kors, купленная на ebay у продавца со 100% рейтингом. Но ведет она себя весьма странно. Я в плане брендов полный ноль, кому не лень - просветите меня, пожалуйста :) Это она . Что меня беспокоит: 1. Замша ...