Большой дворец (Петергоф).Часть2.
ariananadia — 03.08.2021Парадная лестница, Танцевальный зал,Голубая приемная.
В Е С Т И Б Ю Л Ь И П А Р А Д Н А Я
Л Е С Т Н И Ц А
Парадный вход размещён в западном
флигеле дворца. Такое решение позволяло Растрелли развернуть
анфиладу парадных залов, нанизанных на ось вдоль фасада (этот
принцип наиболее полно реализован архитектором в следующем по
времени создания большом дворце — Екатерининском). Квадратный в
плане зал с двухсветной лестницей — один из самых эффектных
интерьеров дворца, отличающийся парадной и роскошной
отделкой.
В нём Растрелли достиг максимального
синтеза искусств, применив едва ли не все возможные средства
декорирования: масляная живопись плафона, темперная роспись стен,
лепнина, резьба по дереву, кованый металл. В интерьере лестницы
многообразно представлены различные скульптурные формы: барельефы,
картуши, статуи, рокайли, вазы.
Но основным элементом декора,
традиционным для растреллиевских интерьеров, является золочёная
резьба по дереву.
Выполнение работ относится к 1751
году; бригаду русских мастеров возглавлял Иосиф Шталмеер. Нижнюю
часть лестницы украшают резные кариатиды, воссозданные в
послевоенные годы по моделям скульпторов Г. Михайловой и Э.
Масленникова.
Самые заметные скульптуры верхней части — аллегорические
изображения времён года, украшающие верхнюю площадку
лестницы.
Весна, Лето (на перилах),
Аллегория Весны.
Осень и Зима (помещены в нишах
напротив первых) представлены в образе юных девушек.
Аллегория лета.
Повторения скульптур «Весна», «Лето»
и «Осень» также выполнили Г. Михайлова и Э. Масленников.
Скульптура «Зима», в годы Великой
Отечественной войны была эвакуирована и сохранилась.
Аллегория осени.
Десюдепорт с фигурами «Верность» и «Справедливость»
Стены богато расписаны темперой; в
орнаментах сплетаются цветочные гирлянды и другие растительные
мотивы, двуглавые орлы, вензеля Елизаветы Петровны. Рисованные
фигуры Аполлона, Дианы и Флоры вписаны в иллюзорные ниши; обманный
эффект подчёркивает воздушность и лёгкость интерьера (работы
выполнены Антонио Перезинотти с помощниками). Этому же служат и
восемь больших двухъярусных окон, пропускающие на лестницу изобилие
света. В верхних ярусах располагаются характерные для барокко
зеркальные окна-обманки, призванные усилить за счёт световых
эффектов ощущение простора.
Дверной портал, ведущий в
Танцевальный зал, решён в формах триумфальной арки. Украшением
монументального десюдепорта служат две резные фигуры «Верность» и
«Справедливость».. Портал воссоздан по моделям С.
Лебедевой.
Потолок Парадной лестницы украшен
плафоном «Аллегория Весны» работы Бартоломео Тарсия (1751
год).
Живописная работа со времени
создания воспринималась как прославление Елизаветы Петровны и её
царствования, отмеченное расцветом искусств, наук и ремёсел. Так же
трактовалась общая символика интерьера: он раскрывается аллегорией
благоденствия Российского государства и его процветания под эгидой
искусств. Плафон воссоздан Л. Любимовым, В. Никифоровым, В.
Корбаном. Эти же реставраторы воссоздали падугу и живописное
оформление стен Парадной лестницы. Мажорный и торжественный настрой
парадной лестницы получил продолжение в Танцевальном зале.
Т А Н Ц Е В А Л Ь Н Ы Й ЗАЛ
Танцевальный зал – самое большое помещение во дворце
Танцевальный (или Купеческий) зал
площадью около 270 м² занимает всё западное крыло дворца. По
декоративному убранству —самый пышный интерьер дворца, разработан в
особом праздничном ключе. Он создавался в 1751—1752 годах и
полностью сохранил изначальный замысел Растрелли.
Обилие позолоты на бело-голубых
стенах создает впечатление торжественности и великолепия.
Посетителя, вступающего в него по великолепному наборному паркету,
ошеломляет огромное пространство, и дело здесь не только в его
размерах . Громадные окна, множество зеркал, наличие фальшивых
зеркальных окон, которые отражают солнечный свет и усиливают
освещение, создают иллюзию бесконечного объёма.
В простенках над зеркалами находятся
круглые изображении – тондо, по мотивам произведений Овидия и
Вергилия, выполненные Т. Валериани. Плавные переходы от потока к
стенам декорированы живописными медальонами. Почти весь потолок
занимает плафон, расписанный Б.Тарисия.
Интерьер этого зала создавался
Растрелли в начале 1750-х годов. Во время Великой Отечественной
войны он серьёзно пострадал – сегодня не все изображения являются
подлинными, но они искусно восстановлены художниками-реставраторами
В.Никифоровым и В.Корбаном в 1995 году.
Особенность Танцевального зала —
фальшивые зеркальные окна-обманки, занимающие основное пространство
глухих западной и северной стен. На противоположных им стенах —
окна настоящие, большие, в два яруса. Простенки между окнами, как
настоящими, так и фальшивыми, занимают огромные зеркала. Изобилие
зеркал создаёт эффект многократно умноженного пространства.
В отделке господствует золочёная
резьба по дереву. В простенках между окнами, над зеркалами,
расположены тондо на темы «Энеиды» Вергилия и «Метаморфоз» Овидия
(работы Джузеппе Валериани; в настоящее время подлинных четыре;
остальные двенадцать — копии, воссозданные взамен утраченных во
время Великой отечественной войны).
Падуги, создающие плавный переход от стен к потолку, украшены живописными медальонами и лепными кронштейнами. Плафон «Аполлон на Парнасе» (Бартоломео Тарсия, 1751 год), созданный специально для зала, занимает весь свод. Орнаментальный узор наборного паркета из клёна, ореха, светлого и тёмного дуба дополняет интерьер.
Г О Л У Б А Я П Р И Е М Н А Я
Небольшая комната, связанная с
Танцевальным и Чесменским залами; также имеет выход через
стеклянные двери в галерею, соединяющую основную часть дворца с
Гербовым корпусом.
Своё название получила по отделке
стен: они затянуты голубым шёлковым штофом. Вспомогательное
помещение служило своего рода канцелярской; здесь постоянно
располагались секретари, а также камер-фурьеры, которые записывали
в специальные журналы дворцовую летопись (в них фиксировались
прибытие или отъезд важных персон, курьеров, а также привоз
предметов обстановки и т. п.).
Интерьер создан Растрелли и в
дальнейшем не подвергался изменениям.
В нынешней экспозиции музея в
Голубой приёмной представлены предметы мебели середины XIX века в
стиле «второго барокко», изделия из бронзы и вазы Императорского
фарфорового завода в стиле ампир.
Стены украшают живописные работы;
одна из них кисти И. К. Айвазовского с Петергофским пейзажем («Вид
Большого дворца и Большого каскада»).
Приёмная выделяется множественностью
перспектив, характерной для замыкающей комнаты барочной планировки:
из окон видны Верхний сад и Нижний парк, сквозь стеклянные двери —
галерея в «Корпус под гербом»
=========================
https://www.spbmuzei.ru/bolshoj-petergofskij-dvorecz/
https://www.spb-guide.ru/page_18177.htm#foto-26/
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Interior_of_the_Grand_Peterhof_Palace//p>
http://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/bolshoy_petergofskiy_dvorets/