Александровский дворец.Часть 2.
ariananadia — 01.08.2021
Интерьеры дворца, созданные по
проекту Д. Кваренги, также соответствовали классическим канонам. В
конце XVIII — начале XIX века над оформлением дворцовых интерьеров
работали многочисленные русские и иностранные мастера: столярные
работы выполнял И. Шпонгольц, лепка создавалась под руководством И.
Моклорда, роспись плафонов и стен исполнили живописцы-декораторы А.
делла Джакомо и Д. Феррари.
ПАРАДНЫЙ КАБИНЕТ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II.
В Парадном (Новом) кабинете Александровского дворца, замыкавшем
ряд личных комнат императора Николая II, проходили в период его
царствования заседания Совета министров, представления депутаций и
комиссий. Здесь император играл в бильярд с великими князьями и
офицерами свиты.Антресоль с колоннами полированного мрамора
соединялась переходом над коридором с Кленовой гостиной Александры
Федоровны, которая могла тайно присутствовать при совещаниях
императора.
Детали отделки и мебель для кабинета
были созданы в 1903–1906 годах на фабрике поставщика императорского
двора Ф. Ф. Мельцера по проекту придворного архитектора Р. Ф.
Мельцера. До наших дней от первоначального убранства сохранились
панели, камины, антресоль с колоннами, обшивка потолка из красного
дерева, а также портреты, фотографии, фарфоровые изделия и
книги.Нынешний декор стен, украшенных трафаретным орнаментом, а
также книжные шкафы, угловой диван, письменный стол, бра и люстры
воссозданы по обмерам и историческим фотографиям в 1997 году. На
свои исторические места вернулись портрет отца Николая II,
императора Александра III, кисти В. А. Серова (1865–1911),
коллекция изделий Датской королевской мануфактуры и Императорского
фарфорового завода, а также другие мемориальные
предметы.
Помещения первого этажа левого
флигеля дворца первоначально предназначались для императорской
свиты; в XIX веке они использовались как запасные комнаты для
временного пребывания императорской семьи; здесь часто жил великий
князь Константин Николаевич и его супруга Александра Иосифовна. В
1870 году здесь останавливался герцог Эдинбургский и великая
княгиня Мария Александровна.В настоящее время из десяти личных
интерьеров последних венценосных владельцев дворца только в трех
помещениях частично сохранилась внутренняя отделка и фрагментарно
воссоздано убранство.
МРАМОРНАЯ ГОСТИНАЯ
В 2010 году были открыты для осмотра три парадных зала.
Иногда её именовали Бильярдным залом, так как в 1832 году по
указанию Николая I в ней был поставлен большой бильярд и малый
бильярд "бики".
Зал обставлен гарнитуром золоченой мебели, га полу расстелена шкура тигра.
Гостиная украшена зеркалами и
золочёными консолями с мраморными вазами и стеклянными
светильниками.
ПОЛУКРУГЛЫЙ ЗАЛ
Полукруглый (Третий Парадный или
Средний) зал находился в самом центре Парадной анфилады. В нем при
Николае II на Рождество зажигалась елка для лиц ближайшей
свиты и офицеров частей, находящихся на службе по охране.
Название зала в самом центре
Парадной анфилады продиктовано его планировкой: одна из стен имеет
полуциркульное очертание. Два прохода, выделенные колоннами и
пилястрами, соединяют Полукруглый зал с одинаковыми боковыми
помещениями – Портретным (Вторым) и Бильярдным (Четвертым,
Мраморной гостиной) Парадными залами.
Отделка зала сохранялась почти без
изменений до 1941 г., хотя его не раз реставрировали. Золоченая
мебель, мраморные камины, зеркала, составлявшие убранство зала,
были подобранны Кваренги с большим вкусом. Особенно замечательны
были два торшера с синими стеклянными колоннами и с хрустальными
подвесками вокруг чаши со свечами. Из окон зала открывались
глубокие перспективы парка, а дверь красного дерева вела на
открытую колоннаду дворца.
ПОРТРЕТНЫЙ ЗАЛ
Следующий зал - Портретный. Николай
I одним из первых императоров стал размещать в дворцовых залах
собственные портреты и изображения членов семьи. Здесь находилась
одна из лучших живописных серий, созданная по заказу императора
немецким художником Ф. Крюгером.
Также в зале выставлены два стеклянных пасхальных яйца.
Дальше лежат три не восстановленных зала.
В восточном крыле расположены жилые комнаты последней царской семьи.
Первая из них - Угловая гостиная Александры Фёдоровны.
Рояль из трёх сортов дерева в парадном зале дворца
Дальше начинается ряд комнат,
внутреннее убранство которых было полностью утрачено. В них по
одной стене размещены огромные фотографии прежних интерьеров. На их
фоне размещены уцелевшие детали. Так выглядит бывший Сиреневый
кабинет.
А здесь находилась Кленовая гостиная императрицы, отделанная фирмой Ф. Мельцера в 1903-1906 годах. Уцелели лишь некоторые предметы мебели.
>
Шкафы из царской библиотеки.
Сильнее всего поражает спальня
императрицы. Стена над кроватью плотно завешана иконами, согласно
чтимой Николаем II древнерусской традиции.
На воспроизведённой фотографии 1941 года видно. что раньше
икон было в два раза больше.
В когда-то служебных
Гардеробной и Камердинерских сохранился ясеневый шкаф, в котором
хранятся вещи из гардероба последнего русского царя: мундиры
гвардейских и армейских полков, шинель, бурка, оленья доха, в
которой император ездил на охоту. Особым экспонатом является
красная форма полковника Лейб-гвардии Гусарского Его Величества
полка (в шкафу слева). Император на венчании был одет именно в этот
мундир.
Мундир полковника Фарнезского Уланского 5-го полка, офицерский мундир Сербской армии, мундир 5-го Румынского Рошфорского Гусарского полка, принадлежавшие Николаю II.
Также в залах выставлены уцелевшие предметы и личные вещи царской
семьи.
В конце анфилады - два полностью восстановленных интерьера. Первый
- обшитая дубовыми панелями Приёмная Николая II.
Камин сохранился ещё со времён до перестройки, осуществленной Р. Ф.
Мельцером в 1896-1898 годах, когда здесь располагалась
Столовая.
Но самые трогательные экспонаты
дворца связаны с детьми Николая II. Вот детали интерьера комнаты
цесаевича: угловой шкаф, диванчик, ковёр, игрушечная лошадка,
иллюстрации Билибина на стене.
Расписание занятий на 1916-1917 годы.
Немецкие фарфоровые куклы.
Ярмарочный гиньоль.
. Наряд ослика, катавшего Алексея.
Мягкие игрушки.
Костюмы цесаревича.
Платья княжон.
В этом дворце семья Николая II встретила Февральскую
революцию, отсюда 1 августа 1917 года они отправились в свой
последний путь на Урал. Во дворце остались их призраки-костюмы,
рядом с которыми всегда стоят живые цветы.
==================
Источник:http://www.tzar.ru/museums/ /
|
</> |