Петергоф, Знаменская дача. Конюшенный двор, 1853-1855 гг. Часть первая.
lidushka_39 — 10.02.2023 Эпиграф: Реставрировать нельзя оставить.Знаменская усадьба, на территории которой находится Конюшенный двор, в отличие от расположенных неподалёку Петергофских фонтанов (к которым ведут все дороги), не столь популярна у почтеннейшей публики, зато широчайше известна в узких кругах знатоков и любителей дореволюционного отечественного зодчества. (Далее все цветные фото – 25.10.2022, след. кадры – Знаменка, Конюшенный корпус, детали оформления оконных проёмов)
По концентрации и уровню архитектурных раритетов на единицу площади, дворцово-парковый ансамбль в Знаменке ни на йоту не уступает великолепному Царскому Селу, меланхолическому Павловску, роскошному Петергофу, романтическому Ораниенбауму.
Тем не менее, в силу множества обстоятельств, Знаменская усадьба не превратилась в объект паломничества туристов, став заложницей исторических событий и экономических проблем - а посему, степень сохранности её архитектурных памятников, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
По иронии судьбы, в сравнении с другими памятниками Петергофа, серьёзно пострадавшими во время Великой Отечественной войны, Конюшенный корпус в Знаменке чудесным образом уцелел, отделавшись незначительными повреждениями – зато теперь, в XXI веке, всё идёт к тому, что от шедевра Гаральда нашего прекрасного Боссе вскоре не останется камня на камне.
А ведь сие любопытнейшее здание – одно из лучших воплощений феерично возвратившихся в петербургскую архитектуру 1850-х гг форм барокко, творчески переосмысленных и мастерски воспроизведённых Гаральдом Юлиусом Боссе, по проекту которого в 1853-1855-х гг и был возведён Конюшенный двор в Знаменской мызе.
В национализированных после революции великосветских конюшнях при советской власти размещались всё учхозы да птицефабрики. В 1969 г колхозы выселили, конюшни надумали реставрировать, и даже кое-что восстановили, но не осилили весь объём работ, бросили на полдороге, и с 1974 г (!) колоссальное здание стоит необжитым, пустым и постепенно разрушается.
В последнее десятилетие процесс многократно ускорился, ибо сгнила кровля.
С января 2010 года все постройки Знаменской усадьбы находятся в оперативном управлении ФГУ «Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном Федеральном округе» Управления делами Президента РФ.
Согласно распоряжению КГИОП СПб, к 2017 году должны были осуществиться первоочередные противоаварийные работы и выполнена консервация здания Конюшенного двора, а к лету 2021 года - завершена его реставрация. На дворе 2023 год, и в свете последних геополитических событий, в обозримой перспективе вопрос с реставрацией памятников такого масштаба, вероятнее всего, закрыт.
Нет худа без добра - с учётом критического состояния объекта, любое вмешательство непременно уничтожит уцелевший аутентичный контент: старинные материалы и кирпич 1850-х гг (в том числе любопытнейшую облегчённую кладку сводов), родной штукатурный декор, легендарную дылёвскую лепнину тончайшего рисунка, все инженерные конструкции, исторические габариты, гармоничные пропорции деталей фасадов.
Ежели, вопреки обстоятельствам, вопрос решится в пользу реставрации – не исключено, что обещая поступить как лучше, сделают как всегда: и вместо научно-обоснованной реставрации аварийное здание надумают сносить, заменив новоделом, ибо так выйдет проще и дешевле. А значит, от старинного Конюшенного двора останутся лишь воспоминания – и фотографии (чем и объясняется обилие детальных и подробных снимков).
Комплекс зданий великокняжеской загородной летней резиденции для Николая Николаевича Романова в Знаменской мызе возводился по проекту Гаральда Юлиуса Боссе в 1853-1859-х годах и на сегодняшний день состоит из великолепного Дворца, Конюшенного и Кухонного корпусов, комплекса оранжерей, водокачальни (внизу, у кромки берега Финского залива) и нескольких домиков со службами, предназначавшихся для проживания управляющего, садовников и подмастерьев (на след. фото – Дом садового мастера, в котором сейчас живут охранники, присматривающие за порядком на территории усадьбы).
С подробной историей Знаменского дворца (он на след. фото) можно ознакомиться здесь:
https://lidushka-39.livejournal.com/65898.html
https://lidushka-39.livejournal.com/66279.html
И чаще всего основное внимание нынешние гости Знаменки уделяют именно ему – как самому живописному и фотогеничному объекту усадьбы.
После такого великолепия мало кому придёт в голову восхищаться расположенным в 300 метрах к юго-западу полуразрушенным, но от этого нисколько не утратившим фактуру и безупречность пропорций грандиозным Конюшенным корпусом, очертания которого нынче и разглядеть сложно из-за буйно разросшихся деревьев.
Конюшенный двор возведён на западном берегу Верхнего (Большого) пруда – и в те времена, пока прибрежные заросли ещё не вымахали до небес, отражённое в синем зеркале озера громадное здание наверняка производило сильное впечатление. Не исключено, что нынче растительность намеренно не вырубают – не потому что этим некому заняться (перед южным фасадом, например, территория расчищена), а чтобы уберечь руинированный объект от чрезмерного внимания вандалов и любителей пролезть, куда не следует.
К слову, в Знаменке серьёзная охрана – несколько КПП, территория патрулируется, поэтому лихим людям быстро укажут на выход. Для культурных посетителей вход свободный, бесплатный и неограниченный - главное, захватить power bank для фотокамеры, ибо никаких аккумуляторов на пейзажи с деталями не хватит. Детали пригодятся, когда мы будем сравнивать фасады Конюшенного двора и Знаменского дворца – даже неподготовленный наблюдатель заметит в них много общего.
Внешняя отделка зданий выполнена в лучших традициях русской барочной архитектуры XVIII века и включает в себя полный “джентльменский набор” всех причитающихся тому декоративных элементов: ордер, богатую лепнину и скульптуру, фигурные обрамления проёмов, овальные окна, балюстрады, аттики, лучковые фронтоны, раскрепованный антаблемент и пр.
Оба здания выдержаны в едином стиле – причём если Дворец в 1856-1859 гг архитектор был вынужден перестраивать из того, что было, приспосабливаясь под уже имеющиеся конструктивные элементы, то Конюшенный корпус в 1853-1855 гг возводился “с нуля”, на пустом месте, став для Гаральда Боссе своего рода экспериментом, возможностью опробовать свои силы перед предстоящей в перспективе капитальной реконструкцией великокняжеского дворца.
“Первый блин” удался на славу, Конюшенный корпус по праву считается одним из лучших образцов русского необарокко, и остаётся только грустить о его плачевном нынешнем состоянии и радоваться тому, что он пока ещё жив.
Итак, в 1850 году Г. Боссе приступает к разработке проекта застройки Знаменской мызы. Предлагалось для рассмотрения несколько вариантов, список зданий неоднократно корректировался, но с Конюшенным двором вопрос сразу решился однозначно – тому быть. След. репродукция - Северный фасад, акварель И. И. Шарлеманя, 1861 г:
Поскольку Знаменка предназначалась в собственность великому князю Николаю Николаевичу Романову, вся военная служба которого была связана с кавалерией, Конюшенный двор по умолчанию подразумевался объектом первой необходимости. Да и вообще, в те времена было модно хвастаться выездом и (по моему обывательскому впечатлению) соревноваться, у кого конюшни богаче – поэтому без лишней скромности 27 июля 1852 года был утверждён проект Конюшенного двора на 90 лошадей. След. чертёж – северный фасад:
Полтора века назад нашим предкам было невдомёк, что фотографировать этот самый живописный фасад их потомкам практически всегда придётся против солнца – либо намеренно подгадывать фотосессию к закату (лишний повод наведаться в Знаменку ещё раз).
А может, нынче оно и к лучшему – в тени не так заметны признаки упадка и разрухи. Здание Конюшенного двора в Знаменке в плане представляет собой гигантский прямоугольник размерами 100 х 70 метров, стороны которого чётко ориентированы по сторонам света (явный реверанс в сторону неоготических николаевских конюшен в Петергофе, построенных по проекту Н. Л. Бенуа в 1847-1855 гг). На следующей схеме зелёная стрелка указывает на северный Парадный въезд:
Внутреннее пространство делилось на три части – с востока на запад устроена центральная ”перемычка”, соединённая посередине с южным корпусом. Красными треугольниками на схеме отмечено местоположение собственно конюшен в южном и центральном корпусах. Восточный и западный корпуса использовались в качестве каретных сараев. В южной стене помещались двое ворот, через которые, вероятно, выпускали лошадей – с этой стороны к Конюшенному двору когда-то подходила дорога, по которой можно было добраться до близлежащей деревни.
Южный фасад:
Окно цокольного этажа – полуподвального помещения высотой около двух метров:
Четыре двухэтажных угловых корпуса предназначались для проживания обслуживающего персонала - конюхов, объездчиков, ветеринарных врачей, кузнецов и пр.:
След. чертёж – северный фасад, в центре которого разместился Парадный въезд с трёхчастными воротами:
Парадный въезд, во всей красе:
Когда-то здесь были кованые двухстворчатые ворота:
В аттике над центральной аркой – творение Петра Тимофеевича Дылёва, лепной рокайльный картуш с изображением герба с вензелем великого князя Николая Николаевича на щите – теперь уже ничего не разобрать.
От терракотовой царской короны над картушем давно уж след простыл. Окно нынче выглядит вот так, а облупившаяся штукатурка позволяет разглядеть выложенные кирпичом рамочные наличники:
Запоминаем наличник, позже мы к нему ещё вернёмся.
Обращаем внимание на интересную фактуру стены – три ряда кладки чередуются с четвёртым, утопленным на полкирпича вглубь, метод применён к северному фасаду и фасадам первых этажей угловых корпусов здания. Г. Боссе был гениальным дизайнером: сэкономив на штукатурке, прибавил живописности глухим простенкам - на солнечных участках, благодаря игре светотени, на неоштукатуренных стенах создаётся необходимый декоративный эффект.
Удачно найденное мягкое сочетание красного цвета кирпича и на его фоне - сероватого оттенка штукатурных деталей: колонн, пилястр, наличников, филёнок, антаблемента. Благородная патина времени, поблекшие тона, оригинальные старинные материалы.
Замковый камень каждого (!) окна оформлен лепными композициями из раковин, окруженных букетами и гирляндами – фирменный стиль Г. Боссе, многие его необарочные окна украшены бутонами и соцветиями.
Здесь будет уместным сказать, что вся лепнина и скульптура в Знаменке изготовлялась по собственным эскизам Боссе мастерами из артели знаменитых отца и сыновей Дылёвых – и их неизбежное уничтожение в ходе предполагаемой в перспективе реконструкции здания станет невосполнимой утратой.
(Продолжение следует…)
|
</> |