Петергоф. Усадьба Знаменка
architectstyle — 14.12.2021На месте, где сейчас располагается дворцово-парковый ансамбль Знаменка, в начале XVIII века находились дачи И.Р. Стрешнева и братьев В.И. и М.И. Ржевских, а также князя Г. Волконского.
В 1755 г. мызу, которая уже называлась «Знаменкой», купил генерал-фельдмаршал А.Г. Разумовский, тайный супруг императрицы Елизаветы Петровны. Императрица часто останавливалась в Знаменке, направляясь в Петергоф. Именно тогда и был построен, предположительно по проекту Ф.-Б. Растрелли, великолепный Знаменский дворец, и усадьба начала́ приобретать черты богатой летней резиденции. Вокруг дворца был разбит парк во французском вкусе.
Открытка начала XX века
Вскоре рядом с дворцом возводится трехкупольная Петропавловская церковь (опять же предположительно) по проекту Ф. Б. Растрелли, открытка 1900 года.
Позднее церковь была частично перестроена. Храм представляет прямоугольный в плане основной объем, завершенный тремя куполами, по традиционной «украинской» схеме вытянутыми вдоль его продольной оси. Центральный, более высокий купол, завершен четырехгранным барабаном с луковичной главкой, расположенные с востока и запада боковые купола - более плоские полусферической формы.
Южный вход в церковь оформлен классическим портиком из четырех попарно расположенных колонн, завершен треугольным фронтоном.
После смерти А. Г. Разумовского в 1771 году хозяином Знаменки становится его младший брат Кирилл Григорьевич Разумовский. В 1777 году после разрушительного наводнения, когда подъем воды над ординаром достиг 310 см, старую Нижнюю Петергофскую дорогу перенесли на верхнюю террасу на участке между Сергиевой пустынью и Петергофом. После окончания строительства Верхней дороги южный фасад Знаменского дворца стал главным и был заново создан Верхний парк как парадный въезд в усадьбу.
Южный фасад дворца, ажурная решётка балкона отсутствует.
Северный фасад дворца от Нижней Царской дороги
В 1789 году Знаменку приобрел сенатор, директор Ассигнационного банка Петр Васильевич Мятлев. При нем дворец был надстроен третьим этажом, перед южным фасадом был распланирован Верхний сад, а перед северным - обширный приморский Нижний сад. Здесь давались блистательные балы, на которые съезжался весь свет столицы. П.В. Мятлев был образован, отличался острым умом и веселым нравом, дружил со многими литературными деятелями: Д.И. Фонвизиным, И.И. Дмитриевым, Н.М. Карамзиным.
Сын сенатора Иван Петрович Мятлев известен как поэт, славившийся своими экспромтами и каламбурами. Среди его друзей были А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский.
Самое, наверное, известное стихотворение Мятлева, написанное в 1834 году:
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой.
А потом первая строчка из стихотворения Мятлева «Розы» звучала рефреном в произведении И.С. Тургенева. Помните: «Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти: Как хороши, как свежи были розы...»
На слова Мятлева писали музыку Бородин, Варламов, Глинка. А «Фонарики-сударики» стали классикой городского романса:
Фонарики-сударики,
Скажите-ка вы мне,
Что видели, что слышали
В ночной вы тишине?
Так чинно вы расставлены
По улицам у нас.
Ночные караульщики,
Ваш верен зоркий глаз!
......................
Фонарики-сударики
Горят себе, горят,
А видели ль, не видели ль –
Того не говорят.
В 1835 году император Николай I купил Знаменку за миллион рублей у наследников сенатора П.В. Мятлева и подарил своей жене, императрице Александре Федоровне, присоединив имение к соседней Александрии. Связанные общим управлением и системой дорог, Знаменка и Александрия стали единым хозяйством.
Любимому архитектору императрицы А.И. Штакеншнейдеру, было поручено перестроить дворец. Первоначально он предложил придать зданию готический облик, чтобы он имел стилевое единство с постройками Александрии. Но впоследствии А.И. Штакеншнейдер отказался от готических башенок и сохранил стиль елизаветинского барокко середины XVIII века. По его проекту были оформлены пышные интерьеры парадных залов дворца, лестницы и зимнего сада.
Поснимать интерьеры нам не удалось, т.к. ломиться в дом без приглашения нам воспитание не позволило. Возле дворца правда лаяли сторожевые собаки, но спрашивать у них разрешение на съёмку как-то не пришло в голову, а других собеседников мы не нашли.
В окна позаглядывали, но и только.
В 1856 г. Знаменка переходит сыну Николая I - великому князю Николаю Николаевичу. В 1856-1860 гг. архитектор Г. Боссе перестраивает усадьбу, придает дворцово-парковому ансамблю новые художественные черты. К 1859 году подошла к концу отделка эффектного, изысканного по декору барочного фасада дворца — композиционного центра загородной резиденции великого князя, затем завершилось строительство конюшенного здания, оранжереи и кухонного корпуса. В этом же стиле был выполнен фасад Конюшенного двора (1853 - 1856) и двухэтажного Кухонного (Кавалерского) корпуса (1856 - 1859), связанного оградами с одноэтажным домом смотрителя. В декоре фасадов Кухонного корпуса, Оранжерей и Конюшенного корпуса Г.А. Боссе также использовал детали, присущие архитектуре барокко, что связало облик служебных зданий с дворцом и придало ансамблю стилистическое единство.
Дворец великого князя Николая Николаевича. Вид на южный фасад с фонтаном.
Фонтан найти нелегко, его чаша затерялась в траве, а других архитектурных частей от него не осталось.
Кухонный (Кавалерский) корпус
Кухонный (Кавалерский) корпус, вид со двора.
Качели-карусели - артефакты, указывающие на принадлежность усадьбы в последние годы пансионату.
Церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла рядом с дворцом.
Ещё один пансионатский артефакт и оранжереи на заднем плане.
Оранжереи
Дом садовых мастеров и оранжереи (левее).
Дом садовых мастеров
Тот же дом, вид с улицы Знаменки.
Дом садовника и улица Знаменка.
Арка-ворота между домом садовника и оранжереей.
Проходим через ворота, смотрим на арку с другой стороны.
Справа налево: оранжереи, арка, дом садовника.
Живописная арка поближе
Дом садовника
У входа в парк по проекту Н.Л. Бенуа в 1867 году на деньги простого унтер-офицера была построена в «русском» стиле из красного кирпича часовня Св. Иосифа в память о неудавшемся покушении на императора Александра II (попытка покушения была совершена 4 апреля 1866 года у Летнего сада).
Часовня Иосифа Песнописца. Открытка. На фотографии выше видно, что исчезли крылечки.
В 1919 г. во дворце разместилась детская трудовая коммуна, находившаяся в ведении Союза телеграфных служащих Петрограда. Принадлежащие имению 137 десятин земли и хозяйственные здания были переданы совхозу «Знаменка», который представлял собой трудовое хозяйство для инвалидов войны и учебно-показательное - для крестьянства. В 1935 г. усадьба поступила в ведение Ленинградского сельскохозяйственного института. Здесь размещались учебные аудитории и общежития для студентов, учебные поля. 22 сентября 1941 г. Знаменка была занята немцами. В годы ВОВ фашисты разграбили и разрушили Знаменку, оставив одни руины. Советские войска освободили Знаменку 15 января 1944 г. Через 15 лет после войны в Знаменском дворце был обнаружен замаскированный фашистами склад боеприпасов. До 2010 г. в Знаменке располагался пансионат ГУП «Пассажиравтотранс». В 2010 г. территория усадьбы передана Управляющему делами Президента, пансионат закрыт. Здание дворца пустует, но, как я говорила раньше, охраняется.
Все фотографии из архива 2015 года.
|
</> |