Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест» на Ильинке, или Москва, которой уж


Об этой церкви Николы у Ильинских ворот давно надо было уже рассказать, и в первую очередь потому, что этот храм является одним из символических и важных составляющих так называемого «Большого Креста» Никольских церквей Китай-города - самого сердца Москвы, но и не только поэтому. Так что приступим, пожалуй...
В Китай-городе почитание свт. Николы Чудотворца являлось определяющим в церковном строительстве. Из 56 престолов, существовавших в Китай-городе на 1917 год, 13 было посвящено св. Николе. Это серьёзно даже для находящегося рядом Белого города, также немало наполненного Никольскими церквами. Если взять какую-нибудь старинную карту, например атлас А. Хотева 1852 года, можно видеть практически все Никольские церкви (кроме исчезнувшей в древности Николо-Ирининской), ещё не снесённое Зарядье, линию Китай-городских стен, в XVI веке опоясавших линию старейшего посада Москвы.
Крепость строил итальянский мастер Петрок Малой, поэтому ряд исследователей считают, что Китай расшифровывается как «город» («читта» по-итальянски, латинский корень, как и в английском «сити»). В самом названии находится расшифровка: «Китай» - это город, также как и Китеж - это град. Поэтому мы вправе рассматривать Китай-город как «город в городе», совершенно самостоятельную единицу в градостроительной структуре Москвы.

Никольские церкви вполне равномерно наполняли территорию Китай-города. Если из них выделить главные и соединить в плане линиями, то получится несколько наклонный пространственный крест (на фото выше). Верх этого креста - Никольский греческий монастырь посередине Никольской улицы, низ – церковь Николы Мокрого в Зарядье. Обе церкви исчезли в советское время. Правая перекладина Никольского креста – тоже исчезнувшая церковь Николы Большой Крест в конце Ильинки, о которой пойдет речь, левая - это существующий придел Николы Великорецкого храма Покрова на Рву. «Николин крест» придаёт духовно-символический смысл обилию Никольских церквей в Китай-городе. Если представить в плане круг, состоящий из Никольских церквей, то получится настоящий «Николин хоровод». При этом функциональная «специализация» этих церквей была различной.
Традиционно Никольские ворота Кремля украшала икона свт. Николы, обращённого ликом к Китай-городу. Изображение было исполнено в образе Николы Можайского, впервые заменившего Евангелие и благословляющий жест на меч в одной руке и стольный город в другой.

Обращаясь с молитвами к свт. Николе Можайскому, люди исстари получали Божию помощь и избавление от своих бед. «Святому Николаю, как патрону, одному воздаётся более молитв и земных поклонов, чем всем остальным святым в совокупности», свидетельствовали иностранцы, бывавшие в Московии. Казанова, высказавший эту мысль в XVIII веке, зафиксировал традицию почитания святого, идущую с домонгольских времен.
В древних московских текстах святитель назван «необоримой забралой и утверждением граду нашему». Есть предположение, что массовое крещение москвичей (наподобие Киева и Новгорода) было совершено именно на Николин день, 9 мая (вскоре после окончания строительства кремлевской крепости в 1156 году) в устье речки Черторый. Никольские церкви, возникшие в прилежащих к этому месту древних урочищах (на Ленивом торжке, в Турыгине, в Киевцах) дали толчок к строительству бесчисленных Никольских церквей как в Москве, так и во всех русских городах.

В Степенной книге XVI в. Церковь Николы Большой Крест упоминается как стоящая «вне града», то есть за городской стеной. А это могло быть только до 1534–1538 гг., когда еще только строили Китайгородскую стену.

Ильинские ворота крупным планом

Церковь свт. Николая Большой Крест, стояла в самом конце улицы Ильинка. В ней приводили к присяге - «крестному целованию» - граждан, имевших судебные тяжбы.
В 1680 г. архангелогородским купцом Филатьевым взамен старой была построена новая каменная церковь. Она славилась нарядным крыльцом, резьбой по камню, ажурными крестами на пятиглавии... Для украшения храма создатели пригласили самых лучших мастеров, и он стал выдающимся памятником того времени

Название «Никола Большой Крест» храм получил в народе так по приделу Николая Чудотворца и по реликвии храма - в нём находился большой (свыше двух метров) деревянный крест, изготовленный по заказу (обету) Филатьевых. Этот крест был сделан по образцу креста, изготовленного патриархом Никоном в Крестном Онежском монастыре. В кресте находились 156 мощевиков с частицами мощей различных святых, помимо мощей святителя Николая, располагавшихся по центру креста. Кроме этого деревянного креста, в храме хранился напрестольный крест, сделанный в 1680 году подьячим Андреем Городецким, и икона Всех Святых, написанная в 1700 году Кириллом Улановым.

Храм считается одним из первых примеров переработки архитектурного типа приходского храма, сложившегося в середине XVII века. Он представляет собой высокий, вытянутый четверик на подклете, расчленённом на четыре яруса по горизонтали. Архитектурным новшеством стало отделение колокольни (которая в 1819 году была надстроена двумя ярусами) от четверика, отсутствие трапезной (обычно служившей для соединения четверика и колокольни), уменьшение размера апсид и придела.

Как и в Архангельском соборе Кремля, в членениях фасадов церкви использовалась ордерная декорация, не отражающая настоящей структуры здания - храм не имел этажей, внутреннее пространство было цельным.

Во внешнем оформлении присутствовала некоторая эклектичность - в колонках первого яруса использован дорический ордер, на втором ярусе - коринфский, а в третьем пилястры сложной формы, однако благодаря удачно подобранному соотношению размеров и форм целостность постройки не была нарушена.
Окна, расположенные соответственно членению по ярусам, различались размером, формой и оформлением.

Так, на нижних ярусах окна имели прямоугольную форму и были обрамлены резными наличниками с разорванными фронтонами.


На третьем, невысоком, ярусе располагались восьмигранные окна, оформленные белокаменными узорными рамами. Завершался четверик ложными закомарами. Пять глав храма являлись многогранными, имели витые колонны на углах и были окружены кокошниками.


О разрушении «Николина креста» («Николина хоровода»)

В центре города «Николин крест» почти полностью уничтожен...
Собор Николо-Греческого монастыря разрушен в 1930-е гг., на его месте сквер. В настоящее время на Градостроительном совете принято решение восстановить собор. Теперь это лишь вопрос времени, и вскоре Николин крест может обрести вновь свою вершину.

Церковь Троицы в Полях с приделом свт. Николы (как часть «Николиного хоровода») также разрушена в советское время, на её месте мы видим музеефицированный археологами фундамент в Театральном проезде

Если фундамент Николо-Ирининской церкви сохранился (снесена еще в древности, находилась примерно на перекрестии Николиного креста в районе Рыбного и Юшкова переулков), то со временем он также может стать объектом археологической экспозиции.
Церковь Николы Мокрого в Зарядье (нижняя сторона креста) уже не восстановят (сейчас там новый парк Зарядье); хотя кто знает, Время все может расставить на свои места...
«Мокрым» св. Николу называли из-за чуда, случившегося в мае 1090 года в Киеве на Днепре. Утонувшего ребёнка нашли родители живым и невредимым, ещё не обсохшим от воды в церкви у Никольской иконы.

Советское время
В 1928 году храм Николы Большой Крест на Ильинке был отреставрирован. После выхода Декларации просоветского «управляющего церковью» митрополита Сергия община храма оказалась одной из «непоминающих», то есть несогласных с этой декларацией и прекратившей поминать на службе власти и митрополита Сергия (Страгородского).

Приход храма Николы «Большой Крест» стал своеобразным центром московского сообщества «непоминающих», поддерживал общение с другими общинами, не признающими митрополита Сергия главой Церкви. Туда приезжали исповедоваться и причащаться люди из других городов. Настоятель храма Михаил Любимов считал, что «…ни в коем случае нельзя допустить, чтобы верующие признавали Сергианскую церковь, так как это ведёт к некоторому примирению с существующим строем…».

Осенью 1931 года храм был закрыт, и община через некоторое время продолжила литургическую жизнь в маленьких домашних церквях. В 1932 году большинство из подпольщиков во главе с настоятелем были арестованы и попали в заключение.

В 1934 году храм был разрушен вместе с колокольней, на месте храма в настоящее время находится пустырь с беспорядочно растущими деревьями


Перед уничтожением храма иконостас церкви был разобран и 15 лет находился в музейных запасниках. В 1948 году его установили (в реконструированном виде) в трапезном Сергиевском храме Троице-Сергиевой лавры.

По сведениям старожилов, после закрытия Лавры в 1920 г. иконостас самой Сергиевской церкви был уничтожен. Когда после 1945 году Лавра открылась вновь, в нее из гос. хранилищ был передан иконостас церкви Николы Большой Крест (подобная же история произошла с иконостасом разрушенной церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой ул. - он тоже был установлен в Троице-Сергиевой лавре, в барочной церкви-ротонде Смоленской Божией матери).

В 1933 году о разрушении храма писал Юрий Ефремов (географ, поэт; директор Музея Земли в здании МГУ, друг и соратник Льва Николаевича Гумилева) в стихотворении «Никола Большой Крест»: «И выдрана с корнем, оторвана с мясом, Обрушена навзничь немая глава. И - ах! пронеслось по напрягшимся массам, Услышавшим боль и забывшим слова. И звезды, блиставшие золотом звезды С размаха упали на крышу ничком И в выступ кирпичный уткнулись, как гвозди, И купол застрял на уступе торчком. Так рушилась церковь...»

Концепцией восстановления церкви занимался академик В. Виноградов, архитектор С. Конев, храм изучала О. Брайцева и многие другие. В общем, пространственный «Николин Крест» Китай-города пока остаётся без своего самого красивого храма. Хочется верить, что мы увидим в нашей жизни восстановленный Николин храм. Есть идея передать в него знаменитый Шумаевский крест (ныне пребывающий в запасниках Музея архитектуры), привлекая в церковь паломников и туристов подобно возвращенному верующим «Кийскому кресту».
Сохранившиеся архитектурные элементы декора фасадов Никольской церкви
Белокаменные детали декора - балясина, колонны, фрагмент киота и раковины выставлены для обозрения в экспозиции музея Коломенское






Теперь в современном архитектурном окружении вам будет проще представить, как Китайгородскую стену, Ильинские ворота, так и Церковь Николы Большой Крест.

Сквер на месте церкви заметен за Зданиями Северного страхового общества на первом плане

Источники:
Вознесенский А. Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского». 1899 г.
Древо. Открытая православная энциклопедия. Портал.
Люлька А. Русская мечта о Зарядье. Территория и планирование. 2012.
Паламарчук П. «Сорок Сороков», «Книга и бизнес», «Кром», 1994, т.2.
Сытин П.В. Из истории московских улиц. М.: Московский рабочий, 1958.
Чёрный В.Д. Искусство средневековой Руси. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Цеханский Р. Николин крест в Китай-городе. АрхНадзор. 17 марта 2011.
© Vladimir d’Ar, 2021
|
</> |