Песнь об их Сиде
qebedo — 03.05.2019 Империя и маврыИберийский полуостров в XI веке был настоящим европейским фронтиром. То, за чем рыцари всех остальных стран ездили за море в Палестину - "война с неверными", для испанцев было "там, за рекой". (Тем более странно, что и папство Римское, и прочее европейское рыцарство, помимо нескольких одиночных эпизодов, оставались к Реконкисте равнодушными.) "Дикой юго-западности" придавало то, что на самом деле "границы между светом и тьмой" не было, она существовала только в эпической поэзии. Вместо "единого христианского воинства", готового биться с безбожниками "ради Б-га", несколько мелких государств грызлись в основном друг с другом - но и по ту сторону границы ситуация была той же самой. В общем, вся Испания представляла из себя "питательный бульон" для самого разного рода авантюристов и "рыцарей удачи", постоянно "перелетавших" со стороны на сторону и пытавшихся сколотить "свой маленький гешефт". Мусульмане служили христианам, христиане выступали союзниками мусульман, причем многие умудрялись "менять ориентацию" по несколько раз за карьеру... Фронтир, как и было сказано.
Испания накануне XI века (кликабельно)
Самым сильным государством было королевство Кастилия, ообразованное совсем недавно, в 1037 году, бывшим графом этой же территории Фернаном, сыном короля Наварры Санчо III Великого, ставшим королем Фердинандом I Кастильским. Победив и убив в том же году короля соседнего Леона Бермудо III, Фердинанд по праву жены, сестры погибшего, присоединил к Кастилии еще два королевства - Леон и Галисию (находившуюся с Леоном в унии). Объединив три короны, Фердинанд I забрал себе столько власти и силы, что в 1056 году провозгласил себя императором всей Испании. Этот громкий титул подразумевал, что остальные христианские правители полуострова "опускались" на ступень ниже рангом. Естественно. что королям Наварры Санчо IV (племяннику "императора") и Арагона Рамиро I (брату Фердинанда I) это вельми не понравилось, как и "ни от кого не зависимому" ("чисто теоретически" он подчинялся королю Франции, но где была в XI веке та Франция, а где - Каталония...) графу Барселоны Рамону Беренгеру I Старому. Они стали активно, но не очень успешно первенство Кастилии-Леона оспаривать. однако при жизни "императора" не сильно в этом приуспели.
В мусульманской части Испании, Ал-Андалусе, всё было "еще более запущено". В 1031 году отрекся от престола последний халиф [ал-Мутадд Абу Бакр] Хишам III, и Кордовский халифат приказал долго жить, развалившись примерно на 30 самостоятельных тайф, которыми правили амиры - крупнейшими из них были Сарагоса, Валенсия, Ал-Андалус, Бадахос, Севилья, Малага и Кордова. В отличие от христианских государств, где религиозная истерия "Отвоевания" не терпела бытового соседства с иноверцами, этнорелигиозный состав населения тайф был пестрым. Помимо потомков арабов, пришедших на полуостров в VIII веке, существовали две большие группы населения - муваллады и мосарабы.
Мосарабы
Мувалладами называли тех христиан, кто перешел в ислам, и их потомков. Число их было велико - ведь немусульмане платили два тяжких налога - джизью (плата "за защиту", прямой подушный налог) и харадж (налог на имущество), и бОльшая часть обращенных во времена арабских завоеваний как раз спасали свои кошельки, а не души. Естественно, что по букве закона все, кто принял ислам, становились единоверцами, но арабы всегда были редкостными расистами, и все "неарабы" в их понимании оставались существами второго сорта. Потому муваллады всячески оттирались от высших постов в иерархии, периодически восставали и становились жертвами резни. Кстати, так же называли и детей от смешанных браков мусульманина и христианки, воспитанных по исламским обычаям. Естественно, что в ходе реконкисты муваллады, оказывавшиеся на христаинских землях, охотнее и чаще снова становились ренегатами, возвращаясь в лоно католической церкви.
Мосарабы ("сделанные арабами") - это те христиане, которых сохраняли свою веру и платили налоги. Ведь в какое-то время арабские завоеватели столкнулись с тем, что из-за массового перехода в ислам покоренных ими народов резко упали суммы, собираемые в качестве джизьи и хараджа. Так что прозелитизм и поощрение смены веры в Испании резко затормозились и "не стояли в повестке дня". Мосарабам позволено было отправлять свой культ и иметь церкви - у них даже появился свой служебный обряд (мосарабский), несколько отличающийся от общекатолического, который в некоторых епархиях используют до сих пор. В одежде и обычаях мосарабов было много заимствований от арабов, которые они, перебегая через границу или попросту будучи "реконкистированы", привнесли и в общество христиан (например, традиционная архитектура, особенно на юге нынешней Испании, музыка, песни, танцы и пр.).
Мосарабский крест
В общем, сложилась довольно парадоксальная ситуация - несмотря на "накал священной войны", мысль о том, что с врагами можно жить рядом, договариваться и даже быть союзниками, ничем не смущала в том числе и весьма ортодоксальных людей с обоих сторон. Чего уж было говорить о людях, далеких от тонкостей религии и богословия, ибо "с волками жить - по волчьи выть"...
|
</> |