Первобытное "общество благоденствия" vs удушливая цивилизация, или: в каждой
alex_rozoff — 10.10.2023 В начале большая [цитата] «Общество благоденствия» — это совсем не то, о чем вы думаете. С высоты птичьего полета единственным «обществом благоденствия» историкам и антропологам представляются стаи охотников и собирателей каменного века. Судите сами, сегодня в развитых странах люди работают от 40 до 45 часов в неделю. В развивающихся — иногда от 60 до 80. В сообществах, все еще ведущих первобытный образ жизни, «рабочая неделя» колеблется от 35 до 40 часов. И это притом что цивилизация оставила им только самые неблагоприятные регионы Земли. В каменном веке охотники и собиратели владели всеми богатствами лесов, гор, рек и морей. Они должны были тратить существенно меньше времени на добывание пропитания. Их рацион был много разнообразнее рациона крестьян в античности или в Средние века, которые тысячелетиями были обречены на потребление почти исключительно углеводов вроде пшеницы, риса, картофеля, бобов и пр. Племена охотников и собирателей значительно меньше страдали от природных катаклизмов, тогда как в сельскохозяйственном обществе засуха, наводнение, заморозки или падеж скота могли вызывать массовый голод, уже не говоря об организованном голоде, когда потребность армии или государства в продовольствии приводила почти к полному его изъятию у беззащитных обывателей [...] Они не заполняли налоговых деклараций и не тратили жизнь в бесконечной погоне за столь нужными вещами вроде сумки Birkin или автомобильного номера из трех семерок. Они созерцали бескрайнее звездное небо над головой, не особенно задумываясь о нравственном императиве. Злодейства, несомненно, случались, но были мельче. Едва ли даже самый дикий дикарь был аморальнее Наполеона, Гитлера, Сталина или Пол Пота.Люди жили так два с половиной миллиона лет. На этом фоне история цивилизации, которая началась примерно 10.000 лет назад, кажется эпизодом. Когда-то Жан-Жак Руссо призывал вернуться к естественному состоянию первобытности. Благодаря его теориям в нашу политическую практику вошло понятие о естественных правах человека. Быть может, нам снова пора посмотреть на общества, которыми не управляли национальная гордость, обида или алчность.[конец цитаты]*.
Это пишет не радикальный анархо-примитивист и не эпатажный "зеленый" активист. Это пишет редакционный директор Forbes - одного из наиболее авторитетных и известных финансово-экономических изданий в мире.
Даже если считать, что этот текст - своего рода шутка, то (с учетом личности автора) она какая-то не смешная. Причем обстоятельство, отмеченное в статье, является объективно-историческим фактом: переход от первобытной хаотичности к оседлой упорядоченности действительно был гуманитарной катастрофой. Уровень и качество жизни, достигнутые в первобытной культуре верхнего палеолита оставались уровнем несравненного благоденствия в течение всей истории цивилизации до середины XIX века в Европе и Северной Америке (а в большинстве стран Азии и Африки - до середины XX века)**.
Это очень важный пункт исторического знания, показывающий, что вся история культуры и религии, морали и права, государства и иерархии ценностей, была лишь сменой одного говна на другое, а другого на третье. Все социально-организационные изобретения со времен древнейших аграрных империй и до эпохи просвещения включительно, были бессмысленной игрой в бисер. Даже гениальные догадки мыслителей и ученых того периода - ровно ничего не изменили. Единственно важным событием в пост-первобытной истории стал пока еще не объясненный общественными науками короткий переход к машинно-энергетической культуре (между серединой XIX и серединой XX века).
Некоторые альтернативно-одаренные философы рассуждают, что, якобы, этот переход был следствием некого накопленного культурного прогресса. Так вот, это абсолютная чушь. Машинно-энергетический переход никак не связан с изменениями культуры. По меркам стартового набора знаний, он мог с таким же успехом произойти на 2000 лет раньше.
Другое дело - что машинно-энергетический переход переход повлек разрушение некоторых культурно-исторических моделей. И тут важно отметить: произведенные разрушения пока не достаточны для устойчивости машинно-энергетической модели. Оставшийся культурный мусор последних 6000 лет до сих пор мешает материальному прогрессу.
...Такие дела...
--------------------
*) 23 февраля 2023 В поисках счастья: что такое «общество благоденствия» (Николай Усков, редакционный директор Forbes)
https://www.forbes.ru/mneniya/485307-v-poiskah-scast-a-cto-takoe-obsestvo-blagodenstvia
**) 21 февраля 2021 Дж. Скотт, "Против зерна" - эпатажная теория, подрубившая самые древние корни современной культуры
https://alex-rozoff.livejournal.com/354387.html
***) 12 июня 2023 Лучшее объяснение, что такое экономика, зачем она нужна, и об отношениях "плебс" - "элита"
https://alex-rozoff.livejournal.com/683298.html
|
</> |