рейтинг блогов

Первый русский генерал авиации

топ 100 блогов vitalidrobishev04.08.2020 Теги: Ткачев Первый русский генерал авиации

В конце марта 1965 года в одной из коммунальных квартир  Краснодара умер одинокий пожилой мужчина, которого звали Вячеслав Матвеевич Ткачев. Никто из его соседей не знал, что когда-то этот человек носил золотые генеральские погоны и командовал Военно-воздушными силами России на фронтах Первой мировой войны, а потом возглавлял авиацию Русской армии генерала Врангеля...

Имя русского летчика Вячеслава Матвеевича Ткачева в наше время мало кому известно. Между тем, именно он поставил первый в России мировой рекорд дальности перелета. Он первым из русских военных летчиков во время мировой войны был удостоен военного ордена Святого Георгия Победоносца. Именно он стал первым не принадлежащим к царской фамилии начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания действующей армии, и он же стал же стал первым в российской армии генералом от авиации.
Будущий авиатор родился в кубанской станице Келермесской, 24 сентября 1885 года в семье казачьего офицера. Получив начальное образование на дому, он в десятилетнем возрасте успешно выдержал вступительный экзамен в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус, где познакомился с еще одним будущим знаменитым русским пилотом Петром Нестеровым. После окончания кадетского корпуса Вячеслав поступил в Константиновское артиллерийское училище, Петр - тоже в артиллерийское, но Михайловское. В 1906 году оба закончили обучение, и на долгие семь лет пути их разошлись. Судьба вновь свела их в марте 1913 года: сотник Ткачев после окончания Севастопольской школы летчиков и поручик Нестеров, сдавший выпускные экзамены в Гатчинской, получили назначение в только что сформированный XI корпусной авиаотряд, дислоцировавшийся в Киеве.

Без малого год они летали вместе. За две недели до того дня, когда в киевском небе Нестеров завязал знаменитую “мертвую петлю”, сотник Ткачев, поручики Нестеров и Передков впервые в России выполнили полет звеном в плотном строю, едва не касаясь крыльями самолетов. Время массового освоения полетов в плотных боевых порядках наступило для русских военных летчиков лишь через три года - в начале 1916-го. В отечественной авиации этот вид боевой подготовки внедрял единственный оставшийся к тому времени в живых участник первого группового полета есаул Ткачев.

В октябре 1913 года Вячеслав Матвеевич на самолете “Ньюпор” совершил блистательный во всех отношениях перелет по маршруту Киев-Одесса-Керчь-Тамань-Екатеринодар протяженностью в 1500 верст, проходивший, “в ненастное осеннее время и без предварительной подготовки трассы”.

В 1914 году после ухода на повышение командира XI авиаотряда его должность занял штабс-капитан Петр Нестеров. Через несколько дней получил новое назначение подъесаул Вячеслав Ткачев - ему было предписано сформировать и затем принять под командование XX авиаотряд. Ткачев со своим отрядом прибыл на свой первый фронтовой аэродром 28 июля 1914 года и поступил в распоряжение штаба 4-й армии Юго-Западного фронта, который он был обязан ежедневно обеспечивать свежей развединформацией. 10 августа здесь началось грандиозное сражение, названное впоследствии Галицийской битвой.

Оно полыхало двадцать суток на фронте протяженностью в 150 километров. 12 августа Вячеслав Матвеевич вылетел на разведку в район Сандомира на своем “Ньюпоре-4”. На удалении двадцати верст от линии фронта с высоты в восемьсот метров пилоту открылась грандиозная панорама: почти две австрийские дивизии густыми колоннами направлялись к передовой. Далее командир авиаотряда понял, что обнаруженная им колонна - лишь часть неприятельского корпуса, спешным маршем выдвигавшегося к правому флангу русских. Разведчика заметили и стали обстреливать с земли. Невзирая на явную опасность, Ткачев несколько раз прошелся над дорогами, забитыми неприятелем. И лишь после того, как несколько пуль пробили крылья его аэроплана, повернул к своим. У Борова Ткачев обнаружил еще одну пехотную бригаду австрийцев, артиллерийские подразделения.

В районе Красника самолет обстреляли шрапнелью, масляный бак оказался пробитым, двигатель могло заклинить в любую секунду. Бросив педали, Ткачев ногами заткнул масляный фонтан, чтобы хоть ненадолго продлить работу мотора. Его аэроплан до соприкосновения с землей оставался без поперечного управления. В подобной ситуации шансы на благополучное завершение полета практически нулевые. И человека, который посадил машину в таких условиях, следует считать не просто очень хорошим пилотом, а летчиком милостью Божьей. Приказом главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта № 290 от 24 ноября 1914 года подъесаул Вячеслав Ткачев был первым среди русских пилотов удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени.

Вскоре подъесаул сбил неприятельский самолет, что по тем временам было выдающимся достижением. На момент вступления в войну ни один из 236 русских аэропланов не был приспособлен для огневого поражения самолетов противника или наземных целей. Второй сбитый неприятельский самолет командир XI авиаотряда записал на свой счет в августе 1916-го: огнем из личного оружия ему удалось повредить двигатель двухместного австрийского аэроплана “Авиатик”, аппарат сел недалеко от русских окопов и вместе с экипажем был захвачен пехотой.

Еще несколько раз он проявил себя как разведчик. 4 июля 1915 года именно Ткачев вскрыл сосредоточение ударной германской группировки в междуречье Лины и Стыри, а в конце июня 1916-го в результате операции, проведенной на основе разведданных, добытых Ткачевым, русские войска захватили почти 30 тысяч германских военнопленных. Сам пилот был награжден Георгиевским оружием.

В годы Первой мировой войны Вячеслав Матвеевич зарекомендовал себя не только умелым летчиком, но отличным командиром-организатором и теоретиком применения истребительной авиации: осенью 1917 года вышла его книга “Тактика воздушного боя” - первый научный труд в России по данной тематике.

К этому времени полковник Ткачев стал авиатором с мировым именем: пройдя должности командира авиадивизиона и инспектора авиации Юго-Западного фронта, он 6 июня 1917 года был назначен начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного главнокомандующего. По сути - главкомом военной авиации России.

Известие об октябрьском перевороте застало полковника Ткачева в расположении Ставки. 19 ноября 1917 года он узнал о предстоящем прибытии из Петрограда красногвардейцев во главе с новым Верховным главнокомандующим прапорщиком Крыленко. Вполне резонно опасаясь за свою жизнь, поскольку никогда не скрывал монархических взглядов и убеждений, полковник написал рапорт об отставке и на следующий день, не дожидаясь ответа, уехал на фронт.

Путь Ткачева лежал на Кубань. Дважды полковника задерживали, дважды он бежал из-под ареста. В начале 1918 года он появился в родных местах, где рядовым бойцом вступил в партизанский отряд казачьего полковника Кузнецова и участвовал в боях против войск Северо-Кавказской советской республики.

После занятия Майкопа войсками Добровольческой армии Ткачев приступил к к формированию 1-го Кубанского авиаотряда. Весной 1919 года кубанский авиаотряд был переброшен для поддержки Кавказской Добровольческой армии барона Врангеля и прекрасно показал себя в боях с 10-й армией красных. Петр Николаевич высоко оценил боевые и организаторские качества Ткачева: с 8 мая Ткачев, кроме родного 1-го Кубанского, командует 4-м Добровольческим, 4-м Донским авиаотрядами, 19 мая ему присваивают звание генерал-майора авиации.

В апреле 1920 года его назначили начальником авиации Вооруженных сил Юга России. На этом посту он оставался до окончания Гражданской войны, продолжая практически до эвакуации врангелевской армии из Крыма поднимать в воздух свой самолет и участвовать в воздушных боях. Междоусобная война для него закончилась 15 ноября 1920 года, когда последний начальник авиации русской армии на одном из последних пароходов покинул Крым и отправился в эмиграцию.

Из Турции Ткачев перебрался в Сербию, где перешел на службу в инспекцию авиации Королевства сербов, хорватов и словенцев. Одновременно со службой генерал активно работал в русских эмигрантских организациях, проявляя большую заботу по устройству русских летчиков. После того как Югославия была оккупирована немцами, Ткачевым, как и другие русские генералы с мировым именем, начал сотрудничать с властями Третьего рейха.
Генерал написал несколько воззваний к формируемым казачьим частям Русского корпуса, несколько месяцев преподавал тактику ВВС на открытых в Белграде ведомством Гиммлера Высших военно-научных курсах, где готовились офицерские кадры для воинских формирований из русских эмигрантов и советских военнопленных, изъявивших желание сражаться с властью большевиков.

20 октября 1944 г. в Белграде его арестовали сотрудники контрразведки 3-го Украинского фронта. Генерал был отправлен в Москву, где 4 августа 1945 года по приговору военного трибунала осужден на 10 лет “за борьбу против Советской власти в годы Гражданской войны”.
Его жену в СССР депортировать не стали, и через несколько лет после войны она оказалась под Парижем в доме престарелых. Вячеслав Матвеевич вышел на свободу лишь в феврале 1955-го. Он был лишен права жительства в больших городах и вернулся на Кубань. Поселился в Краснодаре, устроился на работу - в артель инвалидов-переплетчиков. Подрабатывал тем, что писал заметки по истории авиации в местные газеты. Потом написал книгу “Русский сокол” - о своем друге детства и боевом соратнике Петре Нестерове. Книгу напечатали, и окрыленный Ткачев засел за вторую - “Крылья России” (История русской военной авиации 1914-1917 гг.). Работа великого русского авиатора над рукописью оборвалась вместе с его жизнью 25 марта 1965 года.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Под четыре тысячи подтвержденных с короной в день, и я боюсь идти в театр. Может быть, кто-то не боится короны и хочет два билета на субботу вечером в театр Маленький в Тель-Авиве? С удовольствием вам их подарю. Update: билеты ...
Уже совсем скоро будет опубликован подробный план экспедиции по Карибам. Треть путешествия пройдет на частном самолете, треть - на океанском катамаране, треть - на круизном лайнере. Будет увлекательно и непредсказуемо. Предварительный маршрут: Американские Виргинские о-ва, ...
Вот в целом работа как у всех остальных идет - и как у тех, кто в больницах работает, и кто в офисах, и в магазинах - рутинная и обычная, вот идет себе и идет... И в поликлинике больных вроде как немало, и на дежурствах не скучно, и психозы в отделениях совсем не редкость, но иногда ...
Уж кто пост держит по полной программе-с уважением, но-грешны, у нас не ...
...
  • SergLongBy : Александр Ткачев о ситуации с ящуром: мы уничтожили ферму и ввели режим особого контроля (https://t.co/IKBDWi0MZk) https://t.co/IgzqyRWByN

  • Greya777 : ЧЕМ ПРОСЛАВИЛАСЬ ПОЧАЕВСКАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ! Ткачев о Почаевской Иконе ... https://t.co/lSctiU0FwC через @YouTube

  • apiksDen : @Sunny63135569 @varlamov Пфф. Вон Ткачев во время наводнения не плакал, попытался свалить всё на жителей, да еще и… https://t.co/maxR0RTA0S

  • _Sindirella_ : RT @monaxinya1: Лучше поменьше жаловаться. Как бы ни казалась жизнь тяжелой, ее всегда можно еще утяжелить. Лучше твердить вслед за Златоус…

  • apetich : 6, Летят перелетные птицы. Александр Ткачев - Петрович https://t.co/btFnvVgJxI через @YouTube

  • apetich : https://t.co/btFnvVgJxI через @YouTube Перелетные птицы.Песни из программы «От 22 июня 1941 до Дня Победы».Исп.Алек… https://t.co/B4hi61bvmS

  • Norlin_Airlann : Смотрите "Господь забирает человека не раньше, чем тот готов. Протоиерей Андрей Ткачёв." на YouTube https://t.co/rfpTwkJU1p

  • serafimasss : У зла есть лицо, и чтобы его победить.. Протоиерей Андрей Ткачёв. https://t.co/DsV90kNtbU через @YouTube

  • hcSKA : Ойойой, какая же атака! Ткачев с Галимовым чуть еще один шедевр не сотворили - Вова обыграл четверых, отдал, открыл… https://t.co/2vvJLzldrG

  • hcSKA : Ткачев из Ярославля хотел было бросить, но Галенюк незаметно так плечами повел, и железнодорожник передумал. Да и к… https://t.co/P6TQwfGOka

  • hclokomotiv : 45' Ткачёв бросал после передачи Каюмова из-за ворот - Самонов отбивает.