рейтинг блогов

Первый после "богов"

топ 100 блогов vikond6526.11.2020
Первый после богов

Продолжим историю первого президента Парагвая, не превратившегося в монстра. Правящий триумвират, избранный в августе 1869 года, просуществовал недолго. Уже в мае 1870-го из его состава вышел Хосе Бедойя, который предпочел уехать обратно в Аргентину в качестве парагвайского торгового представителя. А 31 августа того же года подал в отставку Карлос Лойзага.
Сирило Риварола остался один и, по его расчетам, он должен был стать временным президентом Парагвая, так как возвращение к президентской форме правления уже было согласовано с союзным командованием и с только что избранным парламентом - Национальной Ассамблеей.

Однако Ассамблея 37 голосами против пяти неожиданно объявила президентом другого кандидата - 23-летнего Факундо Мачаина, недавно вернувшегося в Парагвай из Чили, куда его еще детстве вывезли родители-эмигранты. Мачаин считался образованным человеком (он успел закончить юридический факультет) и хорошим оратором, однако, Парагвая он не знал и жизненного опыта не имел.

Есть предположение, что выбор Ассмаблеи был обусловлен именно последними факторами: депутаты собирались использовать молодого, неопытного, не имевшего связей и незнакомого с местными реалиями президента как марионетку, управляя страной от его лица. Между тем, их решение выглядело не просто странным, но и незаконным, так как, согласно парагвайской конституции, президентом не мог стать человек моложе 30 лет.

Разумеется, Риварола не согласился с этим выбором. Уже на следующее утро привел к зданию Национальной Ассамблеи большую группу своих сторонников и лично обратился к депутатам, призвав их отменить вчерашнее решение. Обращение, подкрепленное шумящей за окнами толпой, возымело действие. Парламентарии большинством голосов лишили Мачаина полномочий, провозгласив временным президентом Риваролу. Таким образом, юный президент формально находился у власти всего 12 часов, большинство из которых он проспал.

Однако люди, сделавшие ставку на Мачаина, не смирились с поражением. Основанная ими газета "Голос народа", пользуясь впервые объявленной в стране свободой печати, начала регулярно публиковать материалы с разнузданной критикой временного главы страны. В ответ на это пропрезидентская газета "Возрождение" не менее резко критиковала оппозицию и лично Мачаина, называя его выскочкой, безответственным авантюристом, а впридачу - еще и наркоманом.

У парагвайцев, привыкших за долгие годы диктатуры к тому что пресса всегда поет в унисон, а с написанным в газетах необходимо соглашаться, от этого голова шла кругом. Но газетной грызней дело не ограничилось. Вскоре в стране появились вооруженные отряды сторонников и противников президента, между которыми то и дело вспыхивали кровавые стычки.

Только за сентябрь-октябрь 1870 года и только в Асунсьоне в этих столкновениях погибли 29 человек, а еще десятки были ранены. Парагвай, не успев оправиться от страшной войны, унесшей более половины его населения, оказался на пороге другой войны - гражданской.

Примечательно, что в это время он все еще был оккупирован аргентино-бразильскими войсками, однако, интервентов абсолютно не волновали местные разборки, поскольку их эти коллизии никак не затрагивали. Ни сторонники, ни противники Риваролы не выступали против оккупантов и не призывали население к борьбе с ними.

В конце концов, "риварольцам" удалось одержать верх как на улицах, так и в парламенте. 25 ноября Национальная Ассамблея объявила Риваролу уже не временным, а постоянным президентом Парагвая с четырехлетним сроком полномочий. Но, как оказалось, эта победа была эфемерной. Оппозиционеры продолжали борьбу с Риваролой, обрушиваясь с критикой буквально на все его решения.

Одним из таких решений, вызвавшим очередной кризис власти, стал президентский указ о конфискации церковных ценностей с целью их продажи на внешнем рынке и закупки на вырученные деньги продовольствия для голодающих. Разумеется, клерикальные круги выступили против этого указа, а когда он все-таки был реализован, в парламенте и в прессе начала раскручиваться кампания против назначенного Риваролой министра финансов Хуана Батисты Хиля, обвиненного в том, что он якобы присвоил часть денег от продажи церковного имущества.

И хотя Хиль представил все отчетные документы, обвинения не стихали. Оппозиционеры заявляли, что фактическая сумма продажи была гораздо выше указанной в бумагах, а разницу Хиль частично положил себе в карман, частично - отдал президенту. Помимо этого с парламентской трибуны регулярно звучали заявления о том, что Риварола стремится к диктатуре и мечтает "надеть ботфорты Лопеса".

К середине осени 1871 года конфликт между президентом и парламентом обострился до предела. Однако Риварола не стал выходить из него тем способом, который через 122 года избрал первый президент одной далекой северной страны.

В соответствии с конституцией, глава Парагвая мог распустить парламент только если он сам одновременно сложит свои полномочия. В ноябре Риварола подписал указы о роспуске Национальной Ассамблеи и о новых выборах, а одновременно составил и опубликовал прошение к новому составу Ассамблеи о своей отставке.

Он был уверен, что в будущий парламент, в основном, придут его сторонники, которые отклонят просьбу об отставке и оставят его на посту президента. Однако Риварола ошибся. Новый состав Ассамблеи на первом же заседании 18 декабря большинством голосов утвердил отставку и принял постановление о передаче власти вице-президенту Сальвадору Ховельяносу (еще один бывший политэмигрант, прибывший в Парагвай в 1869 году в обозе аргентино-бразильских войск).

На этот раз Риварола не стал опротестовывать решение парламента. В тот же день он сдал дела и уехал из столицы на свою фазенду в отдаленной провинции Барреро Гранде. Там экс-президент окружил себя вооруженной охраной и прожил почти безвыездно семь лет, понимая, что за время своей недолгой политической карьеры он нажил немало смертельных врагов.

Тем временем, в стране сменились еще три президента. В 1874 году истек срок полномочий Ховельяноса и на его место был избран тот самый Хуан Батиста Хиль, которого четырьмя годами ранее парламент яростно обвинял в коррупции. Однако он не дожил до завершения своего президентского срока. 12 апреля 1877 года Хиль, ехавший в открытой карете по Асунсьону в сопровождении двух офицеров, был средь бела дня застрелен тремя убийцами.

Покушавшихся удалось задержать и водворить в тюрьму, но через несколько дней туда ворвалась разъяренная толпа сторонников Хиля и растерзала убийц, а заодно и подвернувшегося под горячую руку их адвоката, каковым оказался бывший "12-часовой президент" Факундо Мачаин.

Президентский пост унаследовал вице-президент Эухенио Уриарте, однако, уже через год пришла пора очередных выборов. Новым главой государства в ноябре 1878 года был избран Кандидо Барейро, в 1871 году занимавший должность секретаря правительства Риваролы. Он сразу вспомнил о своем бывшем патроне и пригласил его в столицу, гарантируя безопасность и обещая высокий государственный пост.

И тут Риваролу вторично подвела интуиция. Он поверил обещанию, покинул "крепость" и приехал в Асунсьон. На следующий день, 31 декабря, надев свой лучший костюм и начистив ботинки, он в приподнятом нстроении отправился на аудиенцию к президенту. Но по дороге на него напали несколько человек в масках и искололи кинжалами. Через несколько минут Сирило Риварола скончался от десятка смертельных ранений в возрасте 45 лет.

Убийство произошло на людной улице в центре города, но на этот раз киллерам удалось скрыться. Они и их заказчик так и остались неизвестными, хотя, по Асунсьону ходили слухи, что заказчика надо искать в президентском дворце. Но доказательств причастности Барейро к расправе над его бывшим шефом не было, а убийство первого после эпохи великих диктаторов президента Парагвая до сих пор остается одной из неразгаданных тайн истории Южной Америки.

Первый после богов
Панорма Асунсьона в начале 1870-х годов со стороны реки Парагвай.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Народ, я вообще с недоумением воспринимаю последнее время все эти выкрики из зала, что любые планы или аналитические разборы в Пентагоне или ЦРУ - они чисто для попила бабла и более не для чего. Что реальность - она одна, а фантазии военных - это фантазии военных. Понятно, что все вы ...
Американский военный аналитический центр CNA выпустил небезынтересный доклад известного британского исследователя России Эндрю Монагана ( Andrew Monaghan) "How Moscow Understands War and Military Strategy" ("Как Москва понимает войну и военную стратегию" - полный текст здесь ...
Удивляет, как много детей боятся собак. Дорогие родители! Познакомьте детей с собаками! Сходите в приют, в питомник, попросите знакомого кинолога или заводчика рассказать ребенку о поведении собак. Это очень важно: помогает детям адекватно относиться к собакам, и собакам - к детям, служит ...
а и правда,с какого перепугу у Навального в друзьях 8276 друзей,а? если все платные блоги тысячников больше 2000 добавить не могут! где-нибудь ответили на этот вопрос кто-нибудь? а? я как-то и не тудыть по этому поводу а то вот сказочки такие почитаешь ...
Натюрморт на черном фоне Еще одна подборка волшебных натюрмортов на черном фоне. Для вас, мои друзья! ...