Первая воздушная битва Второй мировой

топ 100 блогов vikond6501.09.2024 Первая воздушная битва Второй мировой Warsaw-Pursuit-Brigade-1939-Polish-Air-Force.jpg

Ровно 85 лет назад с нападения гитлеровской Германии на Польшу началась Вторая мировая война. И в тот же день в небе над польской столицей состоялось первое воздушное сражене этой войны, в ходе которго польские перехватчики ценой больших потерь отразили первый налет немецких бомбардировщиков на Варшаву.

Немцы сосредоточили против Польши силы двух воздушных флотов: 1-го, под командованием генерала Люфтваффе Альберта Кессельринга и 4-го, под руководством генерала Александра Лёра. В 1-м насчитывалось 807 боевых самолетов, а в 4-м — 627, итого — 1434, в том числе более 400 истребителей. Кроме того, 333 разведывательныых, корректировочных и связных самолета были приданы наземным частям, а 92 гидроплана входили в ВВС Кригсмарине.

Этой армаде поляки смогли противопоставить всего 392 боевых самолета, из них примерно 160 истребтителей. Вспомогательная авиация наземных войск насчитывала 102 машины. Соотношение сил оставляло польским летчикам мало шансов, особенно — с учетом того, что к началу войны 100% польских истребителей безнадежно морально устарели. А закупленные недавно английские "Харрикейны" и французские "Мораны-Солнье" еще не успели прибыть в страну. И тем не менее, поляки приняли бой и сделали всё, от них зависящие, чтобы, если не победить, то, по крайней мере, нанести противнику максимально возможный урон.

На рассвете, в 5.30 утра посты ПВО доложили о приближении к Варшаве со стороны Восточной Пруссии большой группы немецких самолетов. Это были 80 двухмоторных бомбардировщиков "Хейнкель" Не-111 и "Дорнье" Do-17 в сопровождении 20 истребителей — одномоторных Вf-109 и двухмоторных Bf-110.

Воздушное прикрытие города осуществляла так называемая "Бригада перехвата" (Brygada Poscigowa), в которую входили три истребительные эскадры, всего 54 машины, из них 44 истребителя PZL P-11 (максимальная скорость — 390 км/ч, вооружение —  4 пулемета) и 10 совсем древних PZL P-7 (скорость 310 км/ч, вооружение — 2 пулемета).

Р-7 не могли даже догнать немецкие бомбардировщики, а против "Мессершмиттов" были совсем беспомощны, но и Р-11 уступали в скорости обоим типам немецких истребителей более 100 км/ч. Однако бригада вылетела невстречу неприяелю и вступила в бой. Поручику Габышевичу совместно с подхорунжим Богушем и капралом Неверой удалось сбить "Хейнкель", который упал к северу от Варшавы. Его обломки были найдены, а фрагмент киля до сих пор красуется в варшавском военном музее. Удивительно что "реликвия" сохранилась в годы немецкой оккупации.

Этот бомбардировщик стал первым подтвержденно сбитым самолетом во Второй мировой войне. А вот, с подтверждениями других воздушных побед, одержанных (или якобы одержанных) поляками в тот день, вопрос довольно спорный. Сами они утвреждают, что в трех воздушных боях на подступах в Варшаве и непосредственно над городом сбили в общем счете 14 немецких самолетов "достоверно" и еще пять — "вероятно" (и эти цифры вошли в официальную польскую статистику). Однако доказательств у них нет, а немцы признали безвозвратную потерю в ходе первых налетов на Варшаву всего трех самолетов: двух бомбардировщиков и одного Bf-110.

При этом поляки признают. что их собственные безвозвратные потери за день составляли 10 перехватчиков (двое пилотов погибли и 8 получили ранения), а еще 24 машины получили повреждения, из них только две получилось вернуть в строй к следующему утру. Таким образом счет взаимно признанных потерь был 10:3 в пользу немцев, а численность "Бригады перехвата" сократилась более чем наполовину. Что и неудивительно учитывая подавляющее техническое превосходство немецких самолетов над польскими. Удивительно — то, что полякам, вообще, удавалось кого-то сбивать, а само их вступление в бой уже можно считать героизмом.

Первая воздушная битва Второй мировой antonis-roen911-karidis-gmt-games-wing-leader-pzl-p-11-polsk.jpg

В дальнейшем большинство поврежденных машин, все-же, кое-как удалось восстановить. Благодаря этому "Бригада" участвовала в боях до 7 сентября, продолжая нести тяжелые потери, пока окончательно не утратила боеспособность, а ее остатки не были эвакуированы из города. За 6 дней она одержала 11 подтвержденных противником воздушных побед.

Первая воздушная битва Второй мировой dcnwija-53de9dbf-e044-4d82-b11b-d1959983e561 copy.jpg
Польские самолеты, принимавшие участие в отражении немецкой агрессии в сентябре 1939 года, сверху - вниз и слева - направо:
Легкий бомбардировщик PZL-23 "Карась" образца 1934 года. К началу войны считался устаревшим.
Два истребителя PZL Р-7 образца 1930 года, к 1939-му — седая древность.
Два немногим более новых истребителя PZL Р-11 образца 1932 года. Самый массовый польский самолет довоенного периода, построенный в количестве 350 штук. Верхняя машина — радиофицирована.
Многоцелевой "пехотный" самолет (разведчик, корректировщик, связной) "Люблин" R-13.
Фронтовой бомбардировщик PZL-37 "Лось". Самая современная машина довоенных польских ВВС, принятая на вооружение в 1938 году. До начала боевых действий поляки успели построить 96 штук, но из них лишь 70 поступили в войска.
Первая воздушная битва Второй мировой 1706451293_51_Luftwaffe-Air-War-Poland-1939.jpg
Самолеты Люфтваффе — участники вторжения в Польшу:
Двухмоторный тяжелыйистребитель-бомбардировщик Мессершмитт Bf-110 "Цершторер".
Разведчик-корректировщик Хеншель Hs-126, Изображенная машина оснащена аппаратурой для постановки дымзавес.
Мессершмитт Bf-109E "Эмиль".
Мессершмитт Bf-109C "Цезарь".
Два пикирующих бомбардировщика Юнкерс Ju-87 "Штука".
Бомбардировщик Хейнкель Не-111Н.
Скоростной бомбардировщик Дорнье Do-17Z.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Продали как базилик, но думаю душица. Фотографии отвратительные. Заранее благодарен ...
Юрий Костузик Как побывать на войне и не лишиться рассудка? А это вообще возможно? Мэл Гибсон считает, что да, вполне. Правда, нужна вера. Впрочем, если её и нет, не беда. Гибсон одолжит чуть-чуть своей. Здравый смысл повсюду. Никуда от него не скрыться: даже мелкие идиотские ...
Я так понимаю, это ответ на недавно процитированную здесь жалобу "атца дваих дитей". Чайлдфри на этот раз оставили в покое, зато товарищ проехался по женщинам. "Женщины-овуляшки бесят, конечно, но всё равно ведь осознаёшь, что их поведение ...
Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов в 2009г. (Источник Госкомстат РФ) НДФЛ 17,6%ЕСН 10,3%Др. налоги на социальные нужды 14,0%НДС 21,7%НДПИ и сборы за пользование природными ресурсами 11,4%Налог на ...
Всё-таки мироздание намекает мне, что ныть смысла нет. Только-только собрался поплакаться, что голова не варит, работа не клеится и в танках за полтора десятка боёв, откатанных с утра - ни одной победы. как тут внезапно привалило куча всякого ...