Было дело в Комарове
vikond65 — 31.08.2024 Большинство заставших Советский Союз наверняка помнит написанную еще в 1930-е годы и посвященную 1-й Конной армии Буденного задорную "Конармейскую песню" на стихи Михаила Суркова, которую исполняли в дни революционных праздников, а также — часто крутили по радио и по телевизору.Один из ее куплетов звучит так:
На Дону и в Замостье тлеют белые кости,
Над костями шумят ветерки.
Помнят псы-атаманы, помнят польские паны
Конармейские наши клинки!
Однако вряд ли кто-то из многочисленных слушателей и исполнителей этой песни смог бы вразумительно ответить на вопрос: а что же, собственно, произошло в Замостье? И неудивительно, поскольку эту историю в СССР не афишировали, а в учебниках истории, справочниках и энциклопедиях о ней не упоминали. Потому что 31 августа 1920 года под городом Замостье (по-польски Замосць) армия Буденного была разбита польскими войсками, попала в окружение, понесла большие потери и едва избежала гибели, с трудом вырвавшись из устроенного поляками "котла".
За этим последовало долгое отступление в ходе которого была потеряна обширная территория на востоке Польши и на Волыни. Вот такой парадокс. Фактически "белые кости", о которых в песне поется, по большей части принадлежали не польским панам, а буденновцам. Странно, что на это в течение многих десятилетий не обращала внимания советская цензура.
Впрочем, очевидно, расчет был сделан на то, что из-за секретности никто, все равно, не узнает что же на самом деле стряслось под Замостьем. Никто и не знал (по крайней мере, в СССР), пока не грянула гласность, а из пыльных шкафов советской истории не посыпались наваленные там скелеты.
В Польше, кстати, сражение при Замостье называют Комаровской битвой, по названию другого близлежащего поселка Комаров, где части первой и второй польских дивизий атаковали с обоих флангов прорывавшихся из окружения буденновцев. И очень ею гордятся, поскольку, по их данным, поляки, сражаясь в меньшинстве и потеряв всего 500 человек, уничтожили порядка 4000 советских конников, не менее 200 взяли в плен, а остальных обратили в бегство.
Советские данные о потерях в этом сражении никогда не публиковались, потому я ничего не могу сказать относительно правдивости или лживости польской информации. Ну а дальше, по традиции моего блога, — подборка иллюстраций.
Польская карта-Схема битвы под Комаровым, на которой, думаю, всё понятно даже тем кто не владеет польской мовой. Справа — обмундирование польских войск времен советско-польской войны 1920 года. В первом ряду — офицер-артиллерист и пехотинец-пулеметчик, во втором — рядовой 19-го Волынского уланского полка и сержант Татарско--литовского конного полка.
Слева и в центре — конники 2-го и 203-го уланских полков, справа — подписи под рисунком. Только лэнсеры в Польше назывались уланами.
Польские кавалерийские трубачи.
Бойцы 2-го Львовского эскадрона смерти. Обратите внимание, что вторая справа — женщина.
Эскадронное знамя 3-го швадрона 4-го уланского полка с иконой Матки Бозки Ченстоховски.
Преследование бегущих буденновцев польскими кавалеристами под Комаровым, картина Йержи Коссака.
Конники Буденного, фото 1920 года. Глядя на эти одухотворенные лица, становится понятно, почему поляки встречали их, мягко говоря, без восторга.
Трубачи Первой Конной, картина основоположника советской студии военных художников Митрофана Грекова.
Ну и в довесок: памятник бойцам Первой Конной, установленный в Львовской области в 1975 году и изуродованный шумерскими вандалами. В 2017-м его остатки были окончательно уничтожены.
|
</> |