Дворцы на рельсах
vikond65 — 01.09.2024Ровно 160 лет назад, 1 сентября 1864 года, американский изобретатель и предприниматель Джордж Мортимер Пулман представил первый в мире спальный железнодорожный вагон. Интересно, что произошло это в разгар гражданской войны в США, но Пулман предвидел, что она идет к концу, а после ее завершения вновь станут широко востребованными пассажирские перевозки, в том числе — дорогие и комфортабельные.
Интуиция его не обманула: основанная в 1867 году фирма "Pullman Palace Car" по производству роскошных спальных вагонов , которые изобретатель называл "дворцами на колесах", а также — вагонов-ресторанов (еще одно изобретение Пулмана) сделала его одним из богатейших людей в США.
Перевозчики, причем — не только американские, охотно покупали или брали в аренду пулмановские вагоны, несмотря на их баснословную, по тем временам, цену — в среднем 20 тысяч доларов (примерно в пять раз дороже обычного пассажирского вагона). Расходы вскоре окупались за счет высокой цены на билеты. К концу XIX века слово "Пулман" стало синонимом выражения "элитный аристократический вагон". Символом престижа фирмы было то, что вагоны у нее заказывали короли и президенты.
Интересно, что спальные "Пулманы", несмотря на все свое великолепие, в течение довольно долгого времени не имели купе. У них на полу стояли раскладные диваны, превращавшиеся в спальные места нижнего яруса, а второй ярус представляли откидные полки, крепившиеся вдоль стен. Для обеспечения "приватности" диваны и полки закрывались занавесками. И только в начале XX века появились изолированные купе в привычном нам понимании, отделенные от сквозного прохода стенками с запирающимися сдвижными дверями.
Фирма, основанная Пулманом, существует и сейчас, но еще в 1965 году, в связи с резким спадом американских пассажирских железнодоржных перевозок из-за бурного развития авиационного и автомобильного транспорта, она прекратила выпуск спальных вагонов дальнего следования. А в 1984-м ее купила канадская компания "Бомбардье".
На заставке — самый первый спальный вагон Пулмана, построенный в 1864 году и названный "Пионером". Снмимок сделан, когда вагон был списан после нескольких десятков лет эксплуатации, а потому он выглядит сильно изношенным.
Первый серийный восьмиосный спальный вагон Пулмана образца 1867 года на журнальной иллюстрации.
Рекламный плакат фирмы Пулмана и шикарные интерьеры ее вагонов.
Шестиосный вагон начала XX века.
Еще одно фото интерьера и патентный чертеж "бескупейного" пулмановского вагона раннего образца, на котором показан способ раскладывания спальных мест нижнего и верхнего яруса.
Женщина на разложенном нижнем диване читает книгу. На стене видна сетка-гамак для вещей и одежды. Странно, что ни на одном снимке я не заметил лестниц, с помощью которых пассажиры верхнего яруса забирались на свои места.
А это уже отдельное купе люкс-вагона более позднего образца с широкой двуспальной кроватью. Спрва — пулмановский вагон-ресторан.
Джордж Пулман и проводник его поезда в фирменной кепочке. После гражданской войны компания Пулмана охотно принимала на работу освобожденных из рабства негров, отдавая предпочтение бывшим домашним слугам и поварам, которых нанимали для работы в вагонах-ресторанах.
|
</> |