Первая позиция. Русский балет

топ 100 блогов noveltour27.04.2023

29 апреля празднуется Международный день танца, в 1982 году одобренный ЮНЕСКО, в память о французском теоретике и реформаторе балета Жан-Жорже Новерре (1727-1810). И думаю, что будет правильным именно сейчас рассказать о большой выставке «Первая позиция. Русский балет», идущей в Петербургском Манеже с 22 февраля 2023 года. В анонсе, рассказывающем посетителям о том, как организовано выставочное пространство, мы читаем:

Танец появляется в России, как дань европейской моде и следует ее законам, однако с течением времени он переосмысливается и развивается в самостоятельную русскую школу. 
Мультимедийный занавес театрального зала в фойе выставки
Мультимедийный занавес театрального зала в фойе выставки

Первый этаж разделен на три большие зоны, каждая из которых представляет нам Императорский балет эпохи правления династии Романовых, популяризаторскую деятельность в Европе Сергея Дягилева и балет СССР, плавно перетекающий в современный российский.  Второй этаж отдан «Анатомии балета». (На всем пространстве экспозиции темновато, поэтому фотографии у меня получились так себе

Второй этаж выставки
Второй этаж выставки "Первая позиция. Русский балет"

Если на первом этаже нас ждет глобальный экскурс в историю, то на втором посетителям показывают закулисье: как создавалась система обучения классическому танцу Агриппиной Вагановой,  как менялся во времени балетный костюм, отдельно разобраны балетные движения и предложено всем желающим позаниматься у станка. Завершает экспозицию история создания и воплощения «Лебединого озера» в разных странах и с разных точек зрения.   

Фотографии современных балерин в разделе
Фотографии современных балерин в разделе "Современность"

Началом появления балета в России считают показ при дворе Алексея Михайловича Романова 16 февраля 1672 года сцен из оперы-балета «Орфей и Эвридика». Дальнейшее развитие этого направления шло под руководством приглашенных из Европы балетмейстеров. Но среди артистов труппы блистали и русские балерины.

Верхний ряд справа — портрет О. Кипренского танцовщицы Е. Телешовой. Нижний ряд слева — портрет А. Истоминой в роли Флоры неизвестных художник, справа — литография с оригинала Бюрде Мария Тальони в роли Сатанеллы в одноименном балете.
Верхний ряд справа — портрет О. Кипренского танцовщицы Е. Телешовой. Нижний ряд слева — портрет А. Истоминой в роли Флоры неизвестных художник, справа — литография с оригинала Бюрде Мария Тальони в роли Сатанеллы в одноименном балете.

Балетные постановки «Спящей красавицы», «Корсара», «Конька Горбунка» вызывали огромный интерес и поднимали танцовщиц до уровня императорской фамилии. Та же Телешова пользовалась особой благосклонностью Николая I. 

Эскиз декорации к опере Глюка
Эскиз декорации к опере Глюка "Орфей и Эвридика" Мариинский театр 1911 год

Императорский балет начинался с «Орфея и Эвридики» и переходом к новому этапу развития этого направления русского искусства, кураторы выставки выбрали эскиз декорации к опере «Орфей и Эвридика», поставленной в Мариинском театре в 1911 году. 

Раздел выставки
Раздел выставки "Русский дух", посвященный Ballets Russes Сергея Дягилева

 Великий антрепренер Сергей Павлович Дягилев заставил весь мир говорить о себе. Его «Русские сезоны» повлияли и на дальнейшее развитие мирового балетного искусства. 

Слева вверху — бюст Тамары Карсавиной, внизу — костюм Анны Павловой для
Слева вверху — бюст Тамары Карсавиной, внизу — костюм Анны Павловой для "Умирающего лебедя" (реконструкция. Справа — Б. Анисфельд "Портрет Анны Павловой "Умирающий лебедь" 1930 г.

С Дягилевым работали не только первоклассные исполнители, для него создавали балеты известные композиторы, а декорации и костюмы - лучшие художники того времени: Рерих, Анисфельд, Бакст и др.

Н. Рерих эскиз декорации к балету
Н. Рерих эскиз декорации к балету "Весна священная" И. Стравинского

Он открыл миру Игоря Стравинского, причем как это чаще всего бывает — по стечению обстоятельств. Для сезона 1910 года С.П. Дягилев задумал постановку балета «Жар-птица», музыку заказал композитору А. Лядову, но тот в необходимые сроки не уложился, и тогда  заказ получил 28-летний Игорь Стравинский. 

Верхний ряд слева — Н. Гончарова
Верхний ряд слева — Н. Гончарова "Феникс" 1911, справа — И. Билибин эскиз декорации к балету Жар-птица. Нижний ряд слева — реконструкция костюма жар-птицы Бакста, справа — братина "Курица" Головин 1890 г.

В сезоне 1911 года давали балет И. Стравинского «Петрушка», который стал очередной «фишкой» сезона.

А. Бенуа эскиз декораций к балету
А. Бенуа эскиз декораций к балету "Петрушка"

Интересно, что художники, композиторы, балетмейстеры, танцовщики и танцовщицы Русских сезонов Дягилева активно работали и в других театрах. 

В 1912 году в Мариинском театре Михаил Фокин ставит балет «Исламей» на музыку М. Балакирева, костюмы к которому создает выпускник (1909 г) Петербургской Академии художеств  Б. Анисфельд. В 1911 году он разработал  костюмы и декорации к опере «Садко», которая шла в рамках  Русских сезонов Дягилева. 

Б. Анисфельд эскизы костюмов к балету
Б. Анисфельд эскизы костюмов к балету "Исламей"

Он же придумал декорации для Антрепризы Анны Павловой в Берлине к балету 1913 г  «Семь дочерей Горного Короля» А. Спендиарова. 

Б. Анисфельд эскиз декораций к балету Спендиарова
Б. Анисфельд эскиз декораций к балету Спендиарова "Семь дочерей Горного короля"

В 1917 году Анисфельд получил приглашение от Бруклинского музея Нью-Йорка устроить персональную выставку и незадолго до октябрьских событий вместе с семьей покинул Россию навсегда. 

После 1917 года огромное количество артистов и других представителей культуры уехали из  страны. Третий раздел выставки предваряет знаменитая скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» и рассказ о том, как А. Луначарский в течение 5 лет методично отстаивал необходимость сохранения балета и оперы перед В. Лениным. Тот регулярно требовал закрыть Мариинский и Большой театры, а артистов пристроить к полезному труду.  Хвала революционным богам, Луначарский был не одинок в своем противостоянии, поддержку ему оказывал и М. Калинин. Театры не были закрыты, но от них потребовали соответствовать новому строю. Ну какая может быть Шопениана для представителей нового мира? 

З. Серебрякова
З. Серебрякова "Девочки-сильфиды" балет Шопениана 1924 г.

Новыми балетмейстерами была предложена концепция драматического балета. Кстати, многие из спектаклей идут до сих пор, например «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, поставленный Р. Захаровым в 1934 году  по знаменитой поэме А. Пушкина. 

Эскизы костьмов Заремы и Марии для балета Бахчисарайский фонтан В. Ходасевич 1936 г
Эскизы костьмов Заремы и Марии для балета Бахчисарайский фонтан В. Ходасевич 1936 г

Имена знаменитых балерин советского балета думаю помнят многие.

Верхний ряд — Л. Орлова
Верхний ряд — Л. Орлова "Т. Вечеслова в образе Татьяны в одноименном балете Т. Крейна" 1947. Нижний ряд слева — скульптура В. Мухиной "Балерина М. Семенова" 1941, справа — Ю. Пименов "Портрет Г. Улановой в роли Жизели"
А также в области балета мы впереди планеты всей...Ю Визбор

Первые гастроли, заново показавшие миру советский балет, произвели эффект сопоставимый с Русскими сезонами С. Дягилева.  А далее последовала эпоха Ю. Григоровича и Л. Якобсона, в балетах которых блистали балерины Кировского (бывшего Мариинского) и Большого театра. Кстати, Майя Плисецецкая была инициатором приглашения Ю. Григоровича в Большой театр. И даже недолго танцевала в его балете «Легенда о любви»

Слева — Е. Шегаль портрет М. Плисецкой в роли Кармен. Справа — Л. Острова
Слева — Е. Шегаль портрет М. Плисецкой в роли Кармен. Справа — Л. Острова "Алла Осипенко в партии Мехмене-Бану в балете Меликова "Легенда о любви" в постановке Ю. Григоровича"

На выставке большой раздел посвящен балету Ю. Григоровича «Спартак» А. Хачатуряна, на который было сложно «достать» билеты. Я, например, в 1978 году чудом купила  билет с рук перед спектаклем в Большом театре в Москве. 

Костюмы с. Вирсаладзе к балету Спартак в постановке Ю. Григоровича (Слева костюм Н. Тимофеевой (Эгина), в центре костюм М. Лиепы (Красс), справа костюм И. Петровой (Фригия))
Костюмы с. Вирсаладзе к балету Спартак в постановке Ю. Григоровича (Слева костюм Н. Тимофеевой (Эгина), в центре костюм М. Лиепы (Красс), справа костюм И. Петровой (Фригия))

История советского балета будет не полной, если не упомянуть так или иначе «оставшихся» во время гастролей за границей знаменитых солистов и солисток Кировского и Большого театров: Р. Нуреева, М. Барышникова, А. Годунова, Н. Макаровой.

Стилизованная подпись балерины Н. Макаровой
Стилизованная подпись балерины Н. Макаровой

Переход ко второму большому разделу выставки «Анатомия балета» сопровождается огромными фотографиями современных прим и премьеров, известных во всем мире. 

Фотографии современных солистов и солисток русского балета
Фотографии современных солистов и солисток русского балета

На втором этаже нас встречает развернутая схема создания А. Вагановой системы обучения классическому танцу. Сейчас она считается основой балетного образования во всем мире.

Портрет А. Вагановой
Портрет А. Вагановой

В витринах представлены поздравления от ее учеников, письма и собственные записи педагога. 

А дальше огромный зал Манежа заполняют манекены в пачках разных эпох и костюмы из балетных постановок. Как сообщается в анонсе выставки — вслед за непрерывно меняющейся хореографией следовал и балетный костюм. Усложняющийся танец требовал большой свободы движений, легкости конструкции и кроя. И большинство представленных здесь пачек и трико вполне соответствуют сказанному. Но при этом встречаются и  странные разработки, которые вряд ли дают эту самую свободу. Как например, на фото внизу. 

Костюм и головной убор
Костюм и головной убор "Акрам Хан" для исполнителя мужского кордебалета Автор Т. Ногинова. Балет Жар-птица 2017 год

Вот такая она «Жар-птица» 2017 года:) 

На этом я, пожалуй, свой рассказ о выставке завершу. Осталось только сказать, что работать она будет до 21 мая. #всемвесна

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ажуршый узор...мне кажется пригодится для летних нарядов ...
Нашел хороший сервис как сделать перепост в жж . Для этого пишем пост и сохраняем его в блоге. Потом копируем линк поста в адресной строке браузера и переходим по вышеуказанной ссылке. Идем в меню кнопка перепоста и нажимаем "далее" После чего ...
- и революции 1848 г. Вторник, карта. Историю эту нужно рассказывать издалека, но мы этого делать не будем, ввиду нехватки времени. Поэтому начнем с первого Бонапарта, известного всем Наполеона. Великий полководец развалился толстыми ляжками посреди Европы и говорил, что не ...
Вчера был арестован правозащитник Лев Пономарев за призыв к несанкционированному властями митингу по делу "Нового величия" - довольно известному делу, когда несколько молодых людей попали под следствие и под арест в связи с провокацией спецслужб, создавших фальшивую "радикальную" ...
       Эпоха продажности - это эпоха разнузданной рекламы. Отношение общества к рекламе всегда было достаточно противоречивым и неоднозначным. В зависимости от того, что именно несёт, к чему возбуждает внимание и может решиться вопрос о её ...