История воздухоплавания

топ 100 блогов noveltour11.04.2023

12 апреля 1961 года человек впервые совершил орбитальный полет вокруг планеты Земля. С этой даты началось освоение  людьми космического пространства. Не уверена, что многие люди, родившиеся после 90-х годов прошлого века, знают имя  Юрия Гагарина и способны оценить его подвиг.  Но многие ли знают, кто такие братья Монгольфье? А ведь именно они 5 июня 1783 года при большом скоплении народа продемонстрировали полет оболочки, наполненной горячим воздухом. И таким образом, открыли эпоху воздухоплавания, как таковую. Почти 240 лет назад:)  

Воздушный шар в небе над поселком Сосново 8 апреля 2023 года
Воздушный шар в небе над поселком Сосново 8 апреля 2023 года

Покажу несколько рисунков В.С. Любарова на тему истории воздухоплавания из набора открыток 1988 года издательства «Изобразительное искусство». Пояснительный текст к ним написал к.т.н. В.В. Володин. 

Слева — русский
Слева — русский "Икар" 1695 года, справа — миф о Дедале и Икаре

Думается, как минимум,  имена Дедала и Икара известны широкому кругу людей, слишком часто упоминаются обстоятельства смерти последнего в разных контекстах. А вот про то, что в России в 1695 году был свой «Дедал», осталась запись в летописи. Некий крестьянин явился к князю Троекурову, заправлявшему денежными делами в Москве, с предложением профинансировать изготовление крыльев, на которых изобретатель собирался полететь, как журавль. Деньги были выделены, приспособление изготовлено, но полета не получилось. Слюдяные крылья оказались слишком тяжелы. Изобретатель на этом не успокоился и предложил спонсировать изготовление крыльев из кожи. Князь согласился, но увы, и кожаные крылья экспериментатору полететь не помогли. Закончилось все печально: 

«И учинено было изобретателю за то наказание: бить батогами, снем рубашку и те деньги велено доправить на нем и продать животы его и остатки»   
Слева: воздушный шар профессора Жака Шарля. Справа — воздушный шар Жозефа Монгольфье
Слева: воздушный шар профессора Жака Шарля. Справа — воздушный шар Жозефа Монгольфье

Французам в этом отношении повезло больше.  Жозеф и Этьен Монгольфье изготовили аэростатическую машину в виде шара  диаметром 3,5 метра и, наполнив ее дымом, запустили в воздух в присутствии друзей и родных. Оболочка продержалась в воздухе 10 минут. А 5 июня 1783 года шар диаметром 10 метров взлетел при большом скоплении народа на базарной площади.  Должностные лица, присутствовавшие при этом, засвидетельствовали изобретение.  

Молодой профессор физики Парижской Академии наук Жак Шарль считал, что дым, не лучшее наполнение для воздушного шара. Он разработал конструкцию оболочки из шелка, покрытого раствором каучука в скипидаре, для того, чтобы использовать в качестве наполнения водород. 27 августа 1783 года на Марсовом поле в Париже  на глазах 100 тысяч зрителей шар, заполненный водородом быстро поднялся в воздух и исчез из поля зрения. 

Слева — полет шара братьев Монгольфье с животными в корзине. Справа — полет человека на Монгольфьере
Слева — полет шара братьев Монгольфье с животными в корзине. Справа — полет человека на Монгольфьере

19 сентября 1783 года братья Монгольфье представили публике новый эксперимент: полет шара с животными в корзине. Баран, утка и петух пролетели 4 км и через 8 минут благополучно опустились на землю. А 21 ноября 1783 года первый полет на  Монгольфьере совершили Пилатр де Розье и маркиз д`Арланд. Шар пролетел за 25 минут около 9 км.

Слева перелет Жана Пьера Бланшара через Ла-Манш в 1785 году Справа — использование привязанных аэростатов для наблюдения за противником в войне французов против других европейских государств (Великая французская революция)
Слева перелет Жана Пьера Бланшара через Ла-Манш в 1785 году Справа — использование привязанных аэростатов для наблюдения за противником в войне французов против других европейских государств (Великая французская революция)

Первый управляемый полет на аэростате состоялся 7 января 1785 года. Механик Жан Пьер Бланшар и его друг американский доктор Джеффри перелетели через Ла-Манш.

А в 1793 году французский физик Гитон де Морво предложил использовать привязанные аэростаты, для подъема на них наблюдателей. В апреле 1794 года был издан декрет об организации первой воздухоплавательной роты французской армии. А также, решением Конвента была создана Национальная воздухоплавательная школа. 

После этого развитие воздухоплавания из области чистого эксперимента перешло в практическую плоскость. Примерно того же человечество ожидает и в освоении космического пространства, вполне возможно, что это все случится на наших глазах:)

#всемвесна 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В моей коллекции клюквенных бабок-ёжек новый экземпляр (кликабельно!), на сей раз работы мастеров Поднебесной. Как ни странно, довольно качественный (хотя пять скандинавских фибул, нацепленных совершенно не по делу и "языческий головной убор" ...
Нет, все-таки интернет - это зло ;-) Вот у меня 3 дня его не было и я успела кучу дел. Во-первых, мы отремонтировали коридор и теперь там хорошо, горят свечки и мои сумки получили целую полку в свое распоряжение. Во-вторых, я перечитала "Книгу о вкусной ...
...По Красной площади в ходе генеральной репетиции Парада в составе механизированной колонны прошёл парадный расчёт участников спецоперации по защите Донбасса - диктор... ...
51 триллион частиц микропластика засоряют наши моря. Если вы затрудняетесь оценить масштаб этой цифры — это в 500 раз больше, чем звезд в нашей галактике ( United Nations News, 2017 ) ...
про наши нездоровые фантазии, досье победителя сирийского мятежа. Познакомьтесь с нашим новым соседом до обсуждения розовых мечт... послушайте, послушайте , оно того стоит. Происхождения с Рамат хаГолан, жизненная мечта -вернуть себе Голаны, отомстив евреем. капелька фактов для ...