Прошедшему Дню театра

В очередной раз устроила ревизию своим книжным полкам, собрала пару пакетов книг в поселковую библиотеку. Как всегда, у стопки со старыми наборами открыток «зависла», пересмотрела несколько штук, заодно «откопала» «Историю русского театра» художника Владимира Семенова 1989 года. Тридцать две композиции от хороводов до В. Мейерхольда. Покажу небольшую часть, с чего начинался русский театр. Текст к набору написан Ольгой Туркестановой.

Считается, что предтечей русского театра были языческие хороводы, потому что они являлись существенной частью каждого языческого праздника и имели свой сценарий. Этнографы различают любовные, семейные, военные, трудовые и пр. хороводы. До нас дошли три разновидности: круговой (его разыгрывали члены одной семьи или рода), двухлинейный (отражал взаимодействие двух групп) и однолинейный (вариант кругового). В хороводах существовали солисты-запевалы, лицедеи (не более трех) и хор (массовка). Есть мнение, что именно лицедеи стали родоначальниками скоморохов.

Скоморохи упоминаются в разных источниках еще с 16 века. Медведь был важным элементом языческих обрядов. Он считался символом здоровья, плодородия, благополучия. Для скомороха медведь являлся членом семьи, его называли по имени-отчеству. В представлениях обычно изображалась жизнь обычных людей. Хозяин спрашивал медведя «как дети ходят горох воровать» или «как бабы на работу идут», а зверь все это показывал.

Быть скоморохом-профессионалом мог не каждый. У них тоже существовали свои специализации, так кроме водителей медведей огромным успехом пользовался кукольник, разыгрывавший представления о Петрушке. Это были короткие злободневные сценки «Петрушка и лекарь», «Петрушка и городовой» и пр. Удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм, всегда вызывал сочувствие и одобрение у зрителей.

С 18 века на ярмарках появляются балаганы. Изначально внутри были сцена, занавес и скамейки для зрителей. Труппа состояла из певцов, танцовщиц, бродячих актеров, которые чаще всего разыгрывали небольшие комические пьесы. Отдельным видом были цирковые балаганы.

В 1672 году при царе Алексее Михайловиче состоялся первый спектакль, для которого специально построили «комедийную хоромину». Большую роль в организации сыграл боярин Артамон Матвеев, назначенный начальником Посольского приказа. Спектакль сыграли 17 октября в селе Преображенском, шел он 10 часов и очень понравился царю.
До создания первого профессионального русского театра Федора Волкова оставалось 80 лет.
|
</> |