Пересечь «темную долину» 4. Про опасности для России
anlazz — 05.12.2019 Теперь – после того, как было показано, что же такое представляет из себя «темная долина», и что же нужно делать для того, чтобы избежать попадания в это самое место – в самый раз обратить внимание на то, насколько все это актуально для нас. В том смысле, что опасность попадания в данную «долину» только одним советским периодом не ограничивается. И для той же РФ оказывается вполне вероятной в будущем. Со всеми вытекающими последствиями.Кстати, в данном плане забавно наблюдать за современными «алармистами», которые находят любые причины вероятного «кризиса», якобы способного привести к уничтожению РФ. На первом месте у них, конечно же, «транзит власти» - сиречь, уход Путина в 2024 году. (Ну да: ультраиндивидуалистическое мышление правых не способно к пониманию проблем за пределами конкретной личности.) На втором, разумеется, «майдан» - т.е., «цветная революция», которая, впрочем, приурочивается к той же дате. Ну, и т.д., и т.п. Приведенные «варианты», кстати, еще достаточно рациональные – на том уровне, на котором может быть «рационален» алармизм, как таковой. Поскольку по сравнению с идеей о том, что, скажем, «скоро весь мир введет против России санкции» или что «развитие зеленой энергетики приведет к отказу Европы от российского газа», или даже о том, что после эмиграции всех людей «со светлыми лицами» Россия рухнет, пресловутый «майдан» кажется верхом здравомыслия.
Однако подобная ситуация приводит к тому, что опасности, стоящие перед страной, вообще перестают ощущаться. Ну да: как в классическом примере с пастухом, кричащем «волк, волк» по любому поводу – до той ситуации, когда в существование волков просто перестают верить. Так что стоит еще раз указать на то, что реальные опасности для России существуют. Но – в отличие от популярных «страшилок» - они охватывают не одну область, а сразу нескольких. (Так же, как для СССР 1930 или 1980, или, например, для Российской Империи 1917 года.) И, что не менее важно, они подчиняются вполне прогнозируемым временным изменениям, причем начало последних лежит далеко от момента проявления. (Данный вопрос я уже рассматривал в постах, посвященных «точкам бифуркации».)
Указанные особенности делают «консервативный сценарий» - т.е., ориентацию на сохранение имеющегося – малореализуемой. (А точнее – не реализуемой совсем, ибо увидеть тот момент, в котором происходит бифуркация, невозможно по определению.) В результаите единственно рациональным способом деятельности оказывается, как уже было сказано в прошлом посте, «перепрыгивание» данной долины, т.е., ориентация на переход к некоему «миру будущего», который должен быть гораздо более подходящей для данного социума, нежели текущий. Впрочем, об этом будет сказано отдельно. Пока же стоит обратить внимание на другое – на то, что же представляет из себя указанная «темная долина» для РФ.
* * *
Которая оказывается связанной с совершенно иными процессами, нежели те, которых принято бояться. Тем не менее, поскольку на данную тему я писал уже неоднократно, то упомяну их тут относительно кратко. Так, одним из важнейших изменений в нашем обществе, которое способно в будущем привести к крайне нехорошим последствиям, выступает т.н. «деградация российского образования». На самом деле, кстати, явление крайне неоднозначное и неочевидное, однако при этом вполне наблюдаемое даже сейчас. Поскольку в реальности эта самая деградация, по существу, состоит из двух процессов. Одним из которых выступает банальное снижение уровня знаний, предоставляемых средней и высшей школой – за исключением «элитных» учебных заведений, особенно актуальное в провинции. (Моим родственникам было, например, прямо заявлено: школа НЕ ОБЯЗАНА готовить ребенка к ЕГЭ. (О реальной жизни тут даже заикаться не стоит.) Дескать, она дает возможность сдавить т.н. «базовую часть» экзамена. А для всего остального надо нанимать репетитора.) Эта опасность, как правило, еще рефлексируется – хотя и не сказать, чтобы удачно.
Однако еще более интересна другая составляющая данного явления. Состоящая в том, что в постсоветский период происходит (а точнее, уже произошла) «переориентация» образовательного процесса с познания механизмов функционирования и изменения мира на обретение навыков самопрезентации и коммуникации. Иначе говоря, с научно-технической на гуманитарную «главную составляющую». И хотя нельзя сказать, что последняя – полностью ненужная вещь в существующем мире – однако для экономики страны подобное изменение оказывается крайне опасным. Поскольку чем дальше – тем больше в ней становится людей, занимающихся, в основном, убеждением окружающих в том, что они могут решать проблемы, нежели решением самих проблем. В отличие от тех же 1990 годов, когда было огромное количество сверхквалифицированных специалистов, уверенных в своей ненужности.
Последнее, кстати, сформировало вполне работающий тип экономики, основанной на крайне низкой цене рабочей силы. (Причем, рабочей силы квалифицированной.) Однако сейчас ситуация в корне меняется, а значит, возникает вопрос о «пересборке» данной модели. Что, в общем-то, хорошо – так как главный принцип «новорусской экономики», основанной на том, что основный исполнители «работают за копейки», нельзя назвать конструктивным – однако практически невозможно. И по причине того, что квалифицированных специалистов нынешняя система производит недостаточно, и потому, что места «организаторов производства» в имеющейся системе с самого начала занимались людьми, имеющей указанную выше модель поведения. (Т.е., делающими ставку на самопрезентацию и коммуникацию вместо, собственно, трудовой деятельности.) Поскольку до недавнего времени «все и так работало» - в том смысле, что рабочие, инженеры, учителя, врачи и т.д. имели настолько высокий уровень квалификации, что не требовали над собой «надсмотрщика». В результате «начальственные должности» - в отличие от советского времени – воспринимались, как награда, а не как дополнительная ответственность или, хотя бы, место приложения сил.
Поэтому понятно, что навыков реальной организации наши «организаторы» не имеют. А значит –перестроить производственные связи под «новую реальность» (например, потребность контроля исполнителя, поскольку без этого он способен наделать бед) они не способны. (В определенной мере это произошло только в строительной области, да и то за два десятка лет, а так же потому, что стройка – это довольно «простая» отрасль.) Из этой проблемы, собственно, и вытекают две основные опасности для России. Состоящие, во-первых, в сложности занятия начальственных кресел «компетентными людьми» - поскольку имеющееся начальство однозначно не даст сделать. А, во-вторых, не раз уже описанном разрушении системы «инженерных школ». Т.е., особых рабочих коллективов разработчиков сложных изделий, имеющих «внутри себя» систему «некодифицированных» норм и представлений об области своей работы. (Что на практике оказывается на порядок более эффективным в плане НИОКР, нежели «классическая» бюрократическая схема организации. А для наиболее сложных видов деятельности вообще, единственно возможной.)
* * *
Ну, и самое главное тут – это, конечно, временные характеристики данного процесса. В том смысле, что все указанные проблемы становятся актуальными где-то к концу 2030-началу 2040 годов. Поскольку именно к этому времени произойдет окончательное «замещение» советских поколений на «новорусские». (О чем я так же уже неоднократно писал.) Однако и это еще не все – в том смысле, что пересечение максимумов двух деструктивных процессов (падения уровня образования и разрушение инженерных школ) неизбежно будет наложено еще на один, крайне важный, фактор. А именно – на глобальный системный кризис. Именно системный, а не только экономический, который уже идет. В том смысле, что к указанному времени основные «акторы» современного мира – а именно, ЕС и США – с единичной вероятностью окажутся в состоянии серьезных проблем с функционированием тех же сложных производственных систем. Во многом, кстати, вызванном аналогами описанных выше процессов. (В смысле, деградации образовательной системы, потери инженерных школ и всеобщего торжества самопрезентации.) Однако имеющих большую скорость проявления по причине того, что они начались еще раньше, нежели в бывшем СССР. (А точнее, само создание «низкоэнтропийных» производственных систем тут было инициировано советским влиянием.)
Впрочем, понятно, что разбирать этот самый «закат Европы вручную» надо отдельно. Тут же можно только отметить, что итогом его станет невозможность компенсировать «внутренний развал» в нашей стране «внешними закупками». (В связи с тем, что с «западной новационностью» дело будет обстоять еще хуже, нежели с российской.) А, во-вторых, оно приведет к банальному снижению возможностей закупки российских энергоносителей. Причем, спад в данной области произойдет в разы, если не на порядки. (Именно поэтому РФ с огромной скоростью занимается разработкой «альтернативных путей» экспорта – в Юго-Восточную Азию. Это и газопровод «Сила Сибири», и развитие Северного Морского пути, ориентируемого именно под газовозы.) И, что крайне важно, этот самый «закат Европы» неминуемо ударит по всему остальному миру. (Поэтому надежды на ЮВА не сказать, чтобы радужны.)
Указанная комбинация внешних и внутренних кризисов – к которым, кстати, следует прибавить еще и «кризис здравоохранения», дополнительно снижающий доступностью квалифицированных трудовых ресурсов – неизбежно приведет к катастрофической стагнации российской экономики. Именно экономики – т.е., возможности функционирования всеобщей системы жизнеобеспечения социума – и, вследствие этого, к катастрофической ситуации для России, как таковой. На этом фоне пресловутые «проблемы» в виде того, чья задница займет то или иное «руководящее кресло» и прочие «либеральные страшилки» оказываются просто смешными. Но вход в данную «темную долину», как уже говорилось, лежит где-то в конце 2030 годов.
Поэтому существует огромная вероятность того, что даже до этого дело не дойдет – поскольку мировой Суперкризис накроет текущую реальность раньше, нежели Россия окажется в указанной «долине». И тогда возникнет определенная вероятность для осуществления пресловутого «прыжка», сиречь, перехода к другому типу общественного устройства. Но обо всем этом надо говорить, разумеется, уже отдельно…