Пенсия или велфер?

С одной стороны, мотивация понятна – трансферты из бюджета на «поддержание штанов» Пенсионному фонду с каждым годом растут, составляя уже немалую долю от всех федеральных расходов. А время нынче такое, что денег уже и самому федеральному бюджету ни на что не хватает – кризис!
Однако является ли простое повышение пенсионного возраста решением проблемы? Правительство хочет малость «ужать» пенсионные расходы и улучшить таким образом свою финансовую статистику – понятно. Но не породит ли такое «решение» еще более крупные проблемы в скором будущем?
На деле мы видим типичное лекарство из серии «одно лечим, другое калечим». Ну да, пенсионеров в стране станет меньше. Но зато сразу резко подскочит количество безработных! Кстати, из-за низкого пенсионного порога всегда были довольно лукавы сравнения, скажем, РФ и США по доле безработного населения: наши пропагандисты всегда гордились, что «у нас процент безработных меньше», но не учитывали, что в США пенсионный порог - 65 лет для всех! Понятно, что у них безработных будет больше.
На самом деле, как все знают, уже после 40 в России находить работу становится затруднительно, а после 55 по большинству объявлений лучше не обращаться. И что тогда? Ведь наша Россия - уникальная страна в том плане, что у нас вообще отсутствует «welfare state» в западном понимании слова. Наше «пособие по безработице» настолько ничтожно, что жить на него в принципе невозможно.
Наши «реформаторы из правительства» не учитывают, что, скажем, в Германии социальные пособия безработным, по сути, германский «велфер», достигает 900 (как «натурой», так и деньгами) евро в месяц, а то и больше. В то же время в России, как мы видим, безработному в лучшем случае заплатят четверть от официального прожиточного минимума (или порядка 30-40 евро).
То есть надо понимать, что на самом деле в РФ ранняя пенсия по сей день играет роль своеобразного «велфера для пожилых», скрытого пособия по безработице. Если пенсионный порог повысить, а ситуацию с социальными выплатами для безработных оставить прежней (а ее никто менять не собирается, про это нет даже разговора) – тогда непонятно, на что вообще будут жить те же пожилые женщины (которым найти работу труднее всего).
Или же все-таки придется пересматривать по всей стране, глобально, размеры пособия по безработице, доводя их до уровня «можно жить». А уровень «можно жить, хоть и с трудом» - это как раз и есть размер средней пенсии в 8 тыс. руб.!
Другими словами, после «повышения пенсионного возраста» правительству волей-неволей придется платить «пенсии» из бюджета уже не только «лишенным пенсии» от 55 до 63 лет, но вообще ВСЕМ безработным в стране. И где же тут, спрашивается, искомая «экономия для бюджета»?!
Можно вспомнить и более экзотические виды помощи малоимущим и безработным, существующие в мире – например, пресловутые «фудстемпс», продовольственные талоны. В Штатах их получают чуть не 20 миллионов населения. В России тоже периодически вспыхивают какие-то смутные разговоры в СМИ или в среде околоправительственных экспертов – о том, что хорошо бы и в России завести какие-то аналоги «фудстемпс», ведь положение малоимущих становится все более тяжелым. Однако ни во что реальное эти разговоры не переходят, наталкиваясь на банальное «денег нет!» Так что ж – на «экономию» от сокращения числа пенсионеров будем выдавать им (а также всем прочим безработным) талоны на продукты?
Плохая, словом, инициатива. Мало того, что ОЧЕНЬ непопулярная по своей сути, так к тому же сулящая массу мороки по накачке деньгами фондов и служб занятости, то есть повышенные, а не пониженные, расходы бюджета.
И на Политкоме: http://politcom.ru/20923.html
|
</> |