Пельмени, шитьё-вязание и история семьи для пациента с деменцией
dpmmax — 15.06.2020Так часто получается, что подобрать лечение и дать рекомендации по приёму лекарств для пациента с деменцией не так уж сложно. Есть личный опыт, есть клинические рекомендации, да и с коллегами всегда можно посоветоваться. Но всегда остаётся та часть ухода за человеком, которая не относится к лекарствам, зато живо интересует родных и близких больного, поскольку им-то с ним жить и общаться.
Да, есть специальные методические рекомендации по такому уходу, и в них описывается, чем можно позаниматься с преддементным или дементным человеком, чтобы и постепенную потерю навыков и способностей замедлить, и просто чем-то занять его, поскольку избыток времени, в течение которого он предоставлен самому себе, может оказаться коварным: вам может не понравиться то, чем сам себя человек займёт.
Поэтому и спрашивают. Все рекомендации копировать из методичек не буду, они легко находятся в сети. Подскажу лишь несколько способов, опробованных на практике.
Помнится, в одной из методичек для развития (или хотя бы поддержания уровня) тонкой моторики, которая сама по себе поддерживает ряд отделов коры в тонусе, советовали давать пациенту намешанную в чашке (тарелке, кастрюльке, объём произволен) сушёную красную и белую фасоль. Чтобы перебирал и отделял одну от другой. Нет, без сомнения, и тонкая моторика тут работает, и внимание тренируется, но...
Знаете, чем-то Золушку такой пациент будет напоминать, которой злая мачеха нашла занятие: сиди и ковыряйся, пока голова не превратится в тыкву. Прямо не занятие, а наказание какое-то. Всё-таки, на мой взгляд, в любом упражнении — ведь дают его не чужие люди — должен быть какой-то смысл, помимо учебно-тренировочного. Нужно, чтобы человек чувствовал (поверьте, те, кто не в совсем уж глубокой деменции, это чувствуют), что он делает что-то нужное и полезное. Причём не только и даже не столько для себя, сколько для семьи. Да в том же раскрашивании картины по номерам и то будет больше смысла и интереса для него самого (при условии, что это ему ещё под силу), если потом эту картину где-нибудь повесят в доме. Помните про дофаминовую конфетку.
Если человек ещё не утратил навыков готовки, и у вас есть возможность присмотреть, чтобы плита была вовремя выключена — пусть готовит. Не обязательно что-то сложное, скорее, привычное ему издавна. Если опасаетесь за плиту и пожарную безопасность дома — посадите с внуками или детьми лепить пельмени, стратегически запас не помешает. Опять же, если есть опасения за качество теста и начинки — заготовьте их заранее сами.
Если человек не забыл, как держать нитку с иголкой или вязальные спицы с пряжей — вообще прекрасно. Дома всегда найдётся что подшить, починить или смастерить заново. А главное — человек будет чувствовать себя востребованным.
Есть и ещё одно занятие. И оно построено на законе Рибо, который касается того, как убывает при деменции память. Вначале теряются новые, свежие воспоминания, потом — те, что были месяц, год, несколько лет назад. И в последнюю очередь забываются события из молодости и юности. Так что за занятие?
Это описание истории семьи. Пусть человек вспоминает, где и как жили, какими были люди, окружающие его, кто из родни что из себя представлял и чем занимался. Если сложно писать или печатать — пусть кому-нибудь диктует. Поверьте, этот пласт воспоминаний не будет лишним, а другого шанса его запечатлеть может и не представиться: все заняты, всем некогда.
Подчеркну, что речь идёт о пациентах, у которых ещё сохранились какие-то навыки. Понятно, что в случаях с глубокой деменцией остаётся только уход. И ещё один момент: в случае с готовкой, лепкой пельменей, шитьём и вязанием это будет работать, если человек всё это уже умел. Ели же нет, то очень сомневаюсь, что вы сможете его обучить.
И к вам тоже просьба, в том числе к коллегам: подскажите из своего личного опыта, чем удавалось с пользой занять человека в деменции или преддеменции.
P.S. Мой проект «Найди своего психиатра» продолжает работать и расширяет свою географию: теперь, помимо Москвы и Тольятти, в нём участвуют коллеги из Санкт-Петербурга, Иваново, Нальчика, Ростова-на-Дону и Владивостока. Есть коллеги из Донецкой области. Есть сеть пансионатов для пожилых пациентов с деменцией. Поэтому, если вдруг возникла необходимость и нужна помощь или консультация — заглядывайте, изучайте и обращайтесь. Что ценно в сложившейся ситуации — большинство коллег ведут онлайн-приём.
P.P.S. Статьи по психиатрии, психологии и всему, что касается этого направления, мы решили дублировать в Яндекс Дзене — вдруг кому удобно смотреть их там