Ези - часть 2. Собор Сан-Сеттимио
sibeaster — 31.08.2023 Обычно мы начинаем знакомство с кафедральным городом с его собора, так что не будем нарушать традицию. Хотя в случае с Ези традиция дает трещину, так как собор в нынешнем виде - это XVIII век, слишком молодой он по итальянским меркам.Вон там собор с правом дальнем углу площади императора Фридриха II.
Собор стоит на месте языческого храма. Впервые собор Ези упоминается в 1119 году. В 1208-1238 годах он был перестроен в трехнефную романскую базилику; фасад его был уже в стиле нарождающейся готики, причем работал над фасадом уже неоднократно появлявшийся в этом блоге Джорджо да Комо (т.е. из Комо, тамошние мастера славились в качестве отличных камнерезов, а потому непрестанно перемещались по Италии). В 1469 году трехнефную романско-готическую базилику перестроили в однонефную ренессансную. В 1732-1741 году под влиянием новых архитекурных веяний старый собор снесли и построили новый неоклассический (архитектор - Филиппо Барриджони). Вот вроде и нужно покритиковать это последнее решение, но нет худа без добра: при перестройке был утерян алтарный образ Лоренцо Лотто - хоть одной его работы мы лишились навсегда!
С площади это трудно увидать, но собор увенчан куполом (над пересечением единственного нефа и трансепта)
(купол - на фото слева)
Фасад украшен статуями двух святых покровителей Ези. Один из них - римский папа Марцелл (в ЦСЯ Маркелл) I, второй - езийский священномученик - Септимий.
Связь Марцелла I с Ези нетривиальна: он посвятил в епископы святого Септимия.
Вроде бы смотреть на скучном фасаде собора больше нечего, но вдруг я бросил взор на главные двери (о которых в Вики вообще ни слова - видимо, очень недавно выполнены)...и застрял надолго. Обычно современное церковное искусство в этом журнале мы ругаем, но тут приятное исключение.
Смотрим по частям (напомню, что фотографии находятся на фликре, так что можно увеличить)
Рождественский цикл: Благовещение, встреча Марии и Елизаветы, Рождество, поклонение волхвов, Сретение, Крещение, чудо в Кане
Страстной цикл: вход в Иерусалим, Тайная вечеря, моление в Гефсимании, суд Пилата, бичевание, Распятие, Воскресение
Преображение, Воскрешение Лазаря, лев и орел (очевидно евангелисты Марк и Иоанн), сонм ангелов
Вознесение, Пятидесятница, Коронование Марии, ангел и телец (т.е. евангелисты Матфей и Лука) и снова ангелы
Внутри предсказуемая неоклассика XVIII века
Но связь с предшествующими зданиями попытались сохранить. Например, внутрь унесли львов работы Джорджо да Комо, некогда несших на себе портик. Теперь львы - на пенсии, их ноша уменьшилась до чаш для святой воды.
Купель, как и львы, выполнена из веронского розового мрамора (Меня тут спрашивали, когда же я поеду в Верону. Мой ответ: не дождётесь, на ближайший год у меня в планах только глухие горные итальянские мухосрански. А все эти ромео-джульеттины розовые сопли оставьте тинейджерам). Сама купель - XVI века, держащие ее львы - XV столетия, а самое важное событие в истории купели случилось в XVIII - тут крестили Перголези)
Об амвоне статья в Вики и местный путеводитель стыдливо умалчивают: видимо, это все же имитиация раннего средневековья, но мне понравилось
Не могу назвать живопись и малые архитектурные формы собора Сан-Сеттимио шедеврами, но надо же понимать: я в Италии не был 3,5 года (слышите, проклятые ковидобесы? это же сколько вам надо денег на индульгенции потратить, чтобы хоть когда-нибудь из чистилища выбраться), а потому мне было интересно абсолютно всё.
И даже восковые куклы, изображащие мощи святых Септимия и Флориана, я готов был бы облобызать, да они стеклышками были закрыты.
"Снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты" (Мф. 23:27b) - э, это не нам сказано!
С собором мы завершаем, но имейте в виду, что в Ези имеется епархиальный музей, который открыт во все дни, кроме понедельника, а не только по выходным, это во-первых, да он еще и бесплатный, это во-вторых. Отыщите на самой первой фотографии дальнее правое здание, войдите в арку по указателям, поднимитесь по лестнице на третий (вроде бы) этаж. При открытии двери зазвонит колокольчик, откуда из дальней комнаты придет девушка, включит свет - милости просим. Впрочем, от бесплатного музея многого ждать не приходится:в основном там картины XVII века и позже, церковные облачения и богослужебные сосуды. Я там выцарапал две приличных картины:
Автор - Антонио Беллинцони да (=из) Пезаро. В Пезаро я к тому моменту уже побывал, работы тамошних мастеров оценил, так что с радостью приветствовал старого знакомца.
Ну а тут автор - мой любимый Сассоферрато; ну нравится он мне, прости меня Муратов!
Впереди нас ждут еще две церкви, которые были открыты в первой половине дня.
|
</> |