
Пелевин - Искусство лёгких касаний


«Искусство легких касаний» – сборник повестей, две первые истории которого объединены ницшеанской идеей о смерти бога. Третья часть – сиквел к роману Виктора Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи», в котором писатель продолжает рассуждение о возможности счастья отдельного человека.
Первая повесть «Иакинф» напоминает ранние вещи автора: просто, динамично и без двойного дна. Журналист, биржевой брокер, оконщик и социолог – четверо друзей-хипстеров отправляются в путешествие по Северному Кавказу в компании горного гида Акинфия Ивановича, персонажа из 90-х. Пелевинская Шахерезада в лице седовласого проводника, бывшего экстрасенса, рассказывает сказки о карфагенских богах и жертвоприношениях. В частности, человеческих…
Вторая повесть – «Искусство легких касаний» – придется по вкусу поклонникам позднего Пелевина: сложно, размеренно и метафорично. Это произведение – анализ тенденций и настроений в обществе за прошедший год: здесь и пожар в соборе Парижской Богоматери, и президентские выборы в США, и «русские хакеры», и «заочная» Третья мировая, и «желтые жилеты», и митинги сексуальных меньшинств… Используя образы-триггеры, Пелевин раскрывает главную тему новой книги – принятие «смерти бога» и конечности человеческой жизни.
Рассказ «Столыпин» возвращает читателя к героям романа «Тайные виды на гору Фудзи», имеющего открытый финал. Бизнесмены Федор и Ренат не достигли просветления, но жажда нирваны осталась. Сумеют ли они вырваться из Сансары или им придется дрейфовать в вонючем вагоне с заключенными вечно?
Первый мини-роман "Иакинф" о группе туристов-хипстеров и их своеобразном проводнике на маршруте, понравился мне больше всего, и в принципе больше всего остального, что я читала у Пелевина. Это действительно недлинный и очень динамичный роман, где вроде бы байки/россказни гида оказываются на самом деле жуткой правдой, и незадачливые туристы попадают в ловушку. Роман совершенно не характерно для Пелевина почти лишен всяких философских рассуждений, и именно это меня и привлекло. Я поняла для себя, что если описания природы/быта/чего угодно в книгах кажутся мне скучными, то я просто могу это быстро просмотреть на предмет смысловой важности. А тексты Пелевина более замысловатые, их трудно пробегать по диагонали, но вместе с тем философские размышления мне очень сильно скучны, и хочется их "проскроллить". А не выходит. И поэтому чтение у меня сильно замедляется и растягивается.
Второй роман "Искусство легких касаний" написан как дайджест некого гиганстского романа Голгофского. Ход очень интересный, потому что многие события просто пересказаны в очень кратком виде, и лишь отдельные страницы "романа" приведены полностью. Но даже в виде дайждеста в книге было на мой вкус много слишком скучных и слишком затянутых моментов, так что мне быстро начинало хотеться спать и я бросала чтение. Мне лично показалось, что связь с осознанными сновидениями слишком уж призрачна. И если она еще как-то видна в рассказе египтолога Солкинда, то чем дальше читаешь, тем менее это очевидно. Мне идея "ноосферных татуировок - химер" сильнее всего напомнила т.н. "инграммы" в саентологии (да, я читала в школе даже вот такое!). Трудно сказать, чем именно вдохновился автор, когда придумал идею книги.
Я вряд ли могу однозначно советовать прочитать книгу, в которой сама не дочитала треть, но то, что прочитала - вполне неплохо.
|
</> |