Пелевин - Искусство лёгких касаний
enka_letka — 09.01.2022 С начала зимы я читала совсем мало: то была погружена в рукодельные проекты, то в плохое настроение, в котором читать ничего не хочется. Да и вообще ничего не хочется. То были праздники, гости, то работа, то еще какие-то дела. Но вчера я все-таки дочитала, точнее, дочитала до определенного места, дальше которого я точно читать не стану, книгу Пелевина "Искусство лёгких касаний". Несмотря на то, что я живу вместе с большим поклонником творчества Пелевина, я сама к ним совершенно не отношусь. Это совсем не мой автор, и почти всё, что я у него читала, удовольствия мне доставило не слишком много. Кроме "Жизни насекомых" (которая еще на втором курсе Универа попала ко мне в руки в общаге от Малыша), все остальные книги этого автора я читала по очень настойчивому совету С.: "Чапаев и пустота" (совсем не понравилось и быстро забылось), "S.N.U.F.F." (лучше, но тоже не была в восхищении), и вот теперь "ИЛК". В-целом, эта книга понравилась мне больше остальных, что я читала у Пелевина, однако, надо сказать честно, что из трех повест/мини-романов, содержащихся в книге, последнюю часть я читать быстро бросила, поскольку просто не смогла без отвращения продраться через описание быта в вагоне, где едут зэки. С. сказал, что он мне категорически НЕ советует читать последнюю часть, а вот первые две - очень даже, и особенно вторую, потому что эта книга в том числе и об осознанных сновидениях, которыми мы с переменным успехом увлекаемся уже почти год.«Искусство легких касаний» – сборник повестей, две первые истории которого объединены ницшеанской идеей о смерти бога. Третья часть – сиквел к роману Виктора Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи», в котором писатель продолжает рассуждение о возможности счастья отдельного человека.
Первая повесть «Иакинф» напоминает ранние вещи автора: просто, динамично и без двойного дна. Журналист, биржевой брокер, оконщик и социолог – четверо друзей-хипстеров отправляются в путешествие по Северному Кавказу в компании горного гида Акинфия Ивановича, персонажа из 90-х. Пелевинская Шахерезада в лице седовласого проводника, бывшего экстрасенса, рассказывает сказки о карфагенских богах и жертвоприношениях. В частности, человеческих…
Вторая повесть – «Искусство легких касаний» – придется по вкусу поклонникам позднего Пелевина: сложно, размеренно и метафорично. Это произведение – анализ тенденций и настроений в обществе за прошедший год: здесь и пожар в соборе Парижской Богоматери, и президентские выборы в США, и «русские хакеры», и «заочная» Третья мировая, и «желтые жилеты», и митинги сексуальных меньшинств… Используя образы-триггеры, Пелевин раскрывает главную тему новой книги – принятие «смерти бога» и конечности человеческой жизни.
Рассказ «Столыпин» возвращает читателя к героям романа «Тайные виды на гору Фудзи», имеющего открытый финал. Бизнесмены Федор и Ренат не достигли просветления, но жажда нирваны осталась. Сумеют ли они вырваться из Сансары или им придется дрейфовать в вонючем вагоне с заключенными вечно?
Первый мини-роман "Иакинф" о группе туристов-хипстеров и их своеобразном проводнике на маршруте, понравился мне больше всего, и в принципе больше всего остального, что я читала у Пелевина. Это действительно недлинный и очень динамичный роман, где вроде бы байки/россказни гида оказываются на самом деле жуткой правдой, и незадачливые туристы попадают в ловушку. Роман совершенно не характерно для Пелевина почти лишен всяких философских рассуждений, и именно это меня и привлекло. Я поняла для себя, что если описания природы/быта/чего угодно в книгах кажутся мне скучными, то я просто могу это быстро просмотреть на предмет смысловой важности. А тексты Пелевина более замысловатые, их трудно пробегать по диагонали, но вместе с тем философские размышления мне очень сильно скучны, и хочется их "проскроллить". А не выходит. И поэтому чтение у меня сильно замедляется и растягивается.
Второй роман "Искусство легких касаний" написан как дайджест некого гиганстского романа Голгофского. Ход очень интересный, потому что многие события просто пересказаны в очень кратком виде, и лишь отдельные страницы "романа" приведены полностью. Но даже в виде дайждеста в книге было на мой вкус много слишком скучных и слишком затянутых моментов, так что мне быстро начинало хотеться спать и я бросала чтение. Мне лично показалось, что связь с осознанными сновидениями слишком уж призрачна. И если она еще как-то видна в рассказе египтолога Солкинда, то чем дальше читаешь, тем менее это очевидно. Мне идея "ноосферных татуировок - химер" сильнее всего напомнила т.н. "инграммы" в саентологии (да, я читала в школе даже вот такое!). Трудно сказать, чем именно вдохновился автор, когда придумал идею книги.
Я вряд ли могу однозначно советовать прочитать книгу, в которой сама не дочитала треть, но то, что прочитала - вполне неплохо.
|
</> |