
Печальные страницы "Южного календаря".

рецензия на фильм "Южный календарь" от торрио ( Оригинальное сообщение)
Синопсис: Фильм состоит из трех новелл, действия которых происходят на российском юге, на берегу Черного моря. Каждая новелла - история человека: герой новеллы «Ничего» - директор музея, пытающийся спасти уникальные археологические экспонаты; героиня новеллы «Чайки» - сельская девушка, работающая посудомойкой в курортном пансионате; герои новеллы «Инжир» - морской офицер, уволенный из черноморского флота по программе сокращения вооруженных сил, едущий в поезде в Москву и его попутчица.
* * *
О хорошем фильме легко писать. Фильм «Южный календарь» именно
таков.
Это три истории, каждая из которых проста и безыскусна настолько,
что кажется взятой из жизни твоего соседа по подъезду, сослуживца,
приятеля. Они повествуют о жизни людей в первое десятилетие ХХI
века, когда «страна поднялась с колен» и «стабильность, наконец,
пришла на нашу землю после лихих 90-х».
События происходят в некоем курортном городке черноморского
побережья России. Герои одной истории мимолётно появляются в
качестве статистов и второстепенных персонажей в других историях.
Городок, знаете ли, маленький. И по этому городу мечется несчастный
директор местного музея, который рушится у него на глазах, в
поисках либо денег на ремонт, либо нового помещения. И никому нет
дела ни до него, ни до музея, ни до раритетов, хранящихся в этом
музее. Ни официальным властям, ни «авторитетным бизнесменам». Разве
что коллекционер хотел бы… приобрести несколько бесценных, с его
точки зрения вещиц, выставленных в экспозиции. Естественно за
хорошие деньги! А тут и однокурсники директора музея в местный
пансионат в отпуск приехали. Называют его подвижником и настоящим
учёным, не чета им, спрашивают о судьбе кандидатской диссертации, о
жене, которая бросила героя новеллы и уехала обратно в Москву. Вот
только однокурсники, утверждающие, что занимаются ерундой, выглядят
состоявшимися в жизни, отдыхали недавно на Маврикии и сейчас пойдут
кататься на сёрфинге. А директор музея пойдёт обратно в свой
кабинет, который делит с единственной своей сотрудницей. У
сотрудницы, в свою очередь, тяжело больна дочь, а на операцию,
которую необходимо делать в Москве, нужны огромные деньги, которых
на её должности не заработать за всю жизнь.
Как и в жизни, на решение указывает сама судьба. Шторм и ливень
приводят к тому, что в музее обрушивается часть стены и кровли,
разнося вдребезги один из застеклённых шкафов с бесценными, с точки
зрения археологии и директора музея, экспонатами. Коллекционер
получает желаемые раритеты, сотрудница музея везёт дочь на операцию
в Москву, а директор музея остаётся наедине с угрызениями совести,
которые не смягчает даже осознание того, что продажа, в данном
случае, это – спасение. Спасение раритетов от уничтожения, а
ребёнка - от болезни.
Отчего я позволил себе пересказ первой новеллы? Оттого, что все три
истории объединяет одна проблема, суть которой - безысходность
существования среднего россиянина, вопреки изобилию развлекательных
программ по ТВ и продуктов на прилавках. Разве героиня второй
истории так слепо копировала бы фотомоделей из глянцевых журналов,
если бы она не ощущала, своей крайней психологической скованности и
искалеченности души царящей вокруг привычной, безысходной нищетой
бытия? Нищетой духовной и бытовой.
Если шесть человек живут на зарплату одного члена семьи,
работающего в двух часах езды от родного посёлка, посудомойкой в
пансионате, и едят продукты, которые ей удаётся украсть на кухне,
то какова атмосфера в этой семье? Удовлетворение потребностей
первой необходимости и накапливающаяся недостаточность в
удовлетворении долгосрочных потребностей человека ведёт к смерти.
Вначале духовной, а потом и физической, поскольку физиологическое
выживание не есть жизнь. Физиологическое выживание – это
кратковременное преодоление смерти. Смерть наступает от
безнадёжности, при полном неверии в то, что завтра будет лучше. А
оснований верить в это, у героев всех трёх историй нет.
С чего верить в лучшее попутчице отставного морского офицера,
живущей в провинциальном городке, где, по её словам, люди живых
денег давно в глаза не видели? Именно поэтому она поехала на юг,
чтобы купить инжира на последние деньги для перепродажи у себя в
городе. А билетов на обратный поезд в кассе «нет и неизвестно». Ей
теперь жить на перроне вместе с ребёнком, которого не с кем было
дома оставить и сорока килограммами инжира? Или соглашаться на
предложение проводника доехать до дома без билета, в обмен на
оказание интимных услуг?
Фильм на примере бесхитростных и обыденных историй показывает, что
нашему государству не нужны люди. А уж археологи они, увлечённые
историей своей страны, или обычные жители южного города, которым
просто нужна работа, на деньги от которой они смогут жить, уважая
себя и удовлетворяя не только те потребности, которые кем-то
считаются основными – это детали.
Общество в этом фильме не досчиталось одного увлечённого своим
делом учёного; одного музея, пусть провинциального, но с рядом
уникальных экспонатов; двух семей, в которых могли родиться хорошие
дети. Человек, лишённый собственного достоинства, униженный
неизбежностью оплаты натурой в купе проводника своего проезда и
ребёнка, не сможет и не захочет дать Обществу то, что он мог бы и
хотел бы отдать, ощущая себя Человеком.
Даже три модернизации не смогут затронуть этот южный городок, а с
ним и всю нашу страну, если отношение к людям у государства не
изменится. Общество с наглухо заблокированными социальными лифтами
и нарушенными межуровневыми связями обречено на постепенное, но
неизбежное умирание.
Судьба этого фильма видится мне печальной. Ограниченный прокат в 18
копий, отказ в закупке даже дециметровыми каналами. В общем, тема
для четвёртой новеллы.
И всё равно труд Дениса Карро, Алексея Девотченко, Ольги Тумайкиной
и всех тех актёров, которые вложили себя в этот фильм не пропадёт
даром.
Спасибо им всем!
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
|
</> |