Пазин - часть 1. В основном церкви
sibeaster — 02.08.2021 Пазин - это столица области Истрия, причем с богатым исторически прошлым: в австрийские времена губернаторы жили именно в этом городе. При этом Пазин по сравнению с той же Пулой - это сущая деревня, каких-то 5 тыс жителей. Это противоречие (деревня - столица) неизменно пребывало в моей голове все четыре часа, пока я здесь бродил; с одной стороны, в городе есть исторический замок и величественные австрийские здания, с другой стороны, на местную главную городскую церковь (не собор, напомню: единственный истрийский епископ пребывает в Порече) без слез не взглянешь, да и впечатления от прогулки по главной улице были сравнимы с каким-нибудь украинским городком (кто-нибудь, кроме меня, бывал в Синельниково?).Пазин впервые упомянут в 983 году в качестве удела, переданного императором Оттоном II (мы с вами видели его гробницу в подземельях собора святого Петра в столице Трусов и паникеров!) епископу Пореча. В XII веке город перешел из епископских рук в светские: его владельцем стал Мейнхард фон Шварценбург. В последующее столетие в результате нескольких брачных союзов Пазин стал частью владений графов Гориции, а когда те вымерли в 1374 году, перешел в руки Габсбургов. Да-да, пока приморские города Истрии были частью
Венецианской республики, а в часе езды от них на поезде/автобусе в пазинском замке сидели вассалы Габсбургов. После падения Наполеона уже вся Истрия стала частью австрийских владений, и тогда-то Пазин и превратился, неожиданно для себя, в местную столицу (с неизменной поправкой на епископа, жившего в Порече, и сабор, в том же Порече собиравшийся).
Я приехал в Пазин из Пулы на местном поезде. Вообще говоря, поездка по Истрийской железке - это незабываемый аттракцион.
Поезд - это автомотриса, с салоном, поделенным на пополам (наверно, когда-то это были 1ый и 2ой классы); в моих поездках в вагоне было от силы 10 человек плюс кондуктор. На каждом остановочном пункте поезд останавливается, невзирая на отсутствие пассажиров на платформе; дело выходящего - нажать на кнопку "отворены врата" рядом с дверью, и тогда "врата" откроются. Стоящий на платформе человек - это не повод для машиниста открыть "врата", пассажир обязан это сделать сам с помощью такой же кнопки. Большинство остановочных пунктов - это платформа с сарайчиком - "залом ожидания", вот типичный пример - в Хуме.
Невзирая на непрезентабельный вид сарайчика, внутри есть скамейки, урны и, главное, актуальное расписание. Во второй половине сарайчика когда-то были кассы, но они давно уже заколочены.
Есть на пути и настоящие станции с путевым развитием, на станциях есть вполне приличные вокзалы, и там дежурят начальники, с важным видом поднимающие заветный "флажок" и тем самым позволяющие поезду ехать дальше. Номинально в Пуле и Пазине есть кассы, но они, похоже, работают только перед прибытием единственного международного состава - "Люблянского экспресса", на все остальные местные поезда билеты продает кондуктор в поезде. Вот как выглядит столичный вокзал в Пазине:
Кстати, в кадр попали двое из трех моих попутчиков, севших на поезд в Пазине и отправившихся на север - в сторону Бузета.
Станция в Пазине находится в медвежьем углу, на нее из города, не имея карты, выйти сложно. Впрочем, в городке есть автовокзал, и он, видимо, пользуется бОльшей популярностью; если вы сумели дойти от станции железнодорожной до станции автобусной, то далее уже будет прямой понятный путь в "исторический центр" "города". По пути будут все жизненно важные городские объекты - школа, больница и - не упадите со стула - Пазинский коллегий
В городе обнаружены две исторических церкви: приходская - святого Николая и францисканская - святого Антония Падуанского, обе XV века с разной степенью перестроенности. Начнем со святого Николая, ее легче увидеть с главной улицы.
Колокольня стоит отдельно, а вот и сама церковь
В южную стену вмонтированы старые надгробные плиты:
Я приехал в субботу утром, церковь была открыта, но в ней - известный персонаж побери - проходила спевка детского хора. Поэтому пришлось ограничиться общим видом сзади. На обратном пути (около часа пополудни), церковь была уже закрыта.
Обидно, потому что, похоже, апсида-то готическая.
А вот и церковь Антония Падуанского за соснами прячется. "Здешние были благоразумнее фессалоникских" (Деян 17:11): церковь была открыта, в жару было так приятно нырнуть в благодатную прохладу. Но...в этом раю притаился змей в виде уродливой бабы-уборщицы, которая с маниакальным упорством пыталась мыть пол прямо у меня под ногами. Но человека, с юных лет знакомого с нашими приходскими бабушками, никакая хорватская уборщица напугать не сможет.
В первый, но не в последний раз увидел в Хорватии такую кафедру со встроенной рукой проповедника с крестом.
В пристроенной капелле живопИсь явно современная.
Понятно, что после таких ангелов никакая уборщица не страшна)))
Вот такие вот милые деревенские церквушки притаились в столице Истрии. А еще здесь есть целый замок и ...Яма, увековеченные Жюлем Верном, куда мы и направляемся в следующий раз.
|
</> |