Пастырь Добрый, очень разный...

топ 100 блогов mmekourdukova07.10.2010

Вдогонку вчерашней теме, не могу не развернуть немножко. Из символических сюжетов этот, мне кажется, особенный. Во-первых, он из самых древних, с языческими корешками (вот рядом Гермес Криофор и Добрый Пастырь, в круглой скульптуре и в рельефе – почувствуйте, как говорят, разницу).

Пастырь Добрый, очень разный...   Пастырь Добрый, очень разный... Пастырь Добрый, очень разный...

Во-вторых, этот христианизированный Гермес стал самой популярной из прочих аллегорий Христа, позаимствованных из язычества или Ветхого Завета (популярней Митры, Орфея, Ионы..). В IV-V веках без него, по-видимому, просто обойтись не могли:
Пастырь Добрый, очень разный... Пастырь Добрый, очень разный... Пастырь Добрый, очень разный...

В-третьих, он, после такой широкой популярности, надолго пропал из обихода вследствие решений Трулльского Собора.
В-четвертых (что большая редкость среди символических изображений) он при своем повторном и очень позднем «всплытии» принял узнаваемые черты Спасителя, превратился, так сказать, в Его икону + символический атрибут, и в этом качестве (только к XVIII веку) снова проник в Восточное христианство. Особый статус этой иконы определен не был,  сейчас она популярна наряду с Пантократором и стилистически может выглядеть весьма по-разному:

Пастырь Добрый, очень разный... Пастырь Добрый, очень разный... Пастырь Добрый, очень разный...

И, наконец, в современном Западном христианстве сейчас можно видеть симптомы возврата к той ситуации, против которой были направлены решения  Трулльского собора: Добрый Пастырь вновь теряет черты иконы и превращается в аллегорию, в символ.  
А по мысли Владимира Вейдле, так даже и просто в ЗНАК. Ниже символа то есть. Так – постепенно, но все же быстро – идет откат церковного искусства к тому уровню, с которого оно начиналось. На Востоке еще сосуществуют рядом и обычный Пантократор, и Пастырь-Добрый-переделанный-из-Пантократора, и нарративно-символический, и даже СИГНИТИВНЫЙ, вот такой, например, как на этом гобелене:

Пастырь Добрый, очень разный...                               Пастырь Добрый, очень разный...

А на Западе Пантократора уже нет давно. Есть только нарративно-символические  и сигнитивные изображения.  Двух тысячелетий истории священного образа как не бывало, плюнули и растерли...
Вот я думаю – может, лучше уж бы они Гермеса Криофора копировали?

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Друзья, если вы пишете пост и даете ссылку на продолжение куда-то в Вконтакт, вспоминайте иногда, что не у всех - вот странно, да? - есть регистрация Вконтакте. И желание её заводить или вспоминать ради вашего поста. В ЖЖ есть все возможности для ...
       Намедни посмотрел-послушал (из энтомологического интереса) видео-опус Т. Эйдельман о Новгороде Великом (ссылку не даю, гуглится на раз), Изрядно впечатлен, да, в особенности этой фразой из "рекламы" ролика:        Был на Руси вольный город ...
...
Калашников: - Все говорят о России. Я хочу сделать замечание: Россия распалась в 91-м году. Не мы, а они (верхушка РФ) влияют на политику Российской Федерации. У нашей верхушки дети за границей на Западе, там же лежат ее активы, капиталы, богатства. ...
всех любимых женщин (то есть, всех женщин вообще). Под катом - обобщенный портрет прекрасной дамы, ко всем праздникам. ...