
Концептуалисты

Недавно, кто помнит,
была большая тема – о некоторых (к счастью, немногочисленных)
казусах в иконографии Богородицы, когда Ее образ, то есть
собственно Ее икона, подвергается редукции и даже
аннигиляции. А есть ли такие
странные случаи в традиционной иконографии Самого
Христа?
Есть, а как же. Несмотря на то, что
иконография Его прямоличных изображений несравненно ограниченнее,
чем иконография Богородицы. Наверное, стоит ее здесь напомнить, вот схемка на основе
компактной и толковой книги И. А. Припачкина:
Оглавные изображения |
Оплечные изображения |
Поясные изображения |
Ростовые изображения |
Изображения в сидячем положении |
Спас Нерукотворный на убрусе (Мандилион) |
Спас оплечный |
Спас Вседержитель (Пантократор) |
Христос Халке (или Халкит) |
Спас на троне |
Спас «Мокрая брада» |
Спас «Ярое око» |
«Не рыдай мене, Мати» |
Спас Смоленский |
Спас в Силах |
Спас Нерукотворный на чрепии (Керамион) |
Спас Эммануил |
«Царь Славы» («Царь Иудейский», «Жених») |
|
Христос Иерей |
Плат Вероники |
|
«Великий архиерей» |
||
Спас оглавный |
«Царь Царем» («Предста Царица») |
...И отдельным
списком – символические и нарративно-символические изображения.
Каковой список, собственно, закрытым считать нельзя, потому что
он плавно (именно плавно!) переходит в чистый нарратив и
даже, извините, в чистый символ.
Пророческое видение (Иезекииль 1, 4-28)
Ветхий Денми (Даниил 7, 9-14)
София
Премудрость Божия
Ангел «Благое Молчание»
Великого Совета Ангел
Лоза Истинная
Ты еси Иерей
вовек
Недреманное Око
Всевидящее Око
Жених
Пастырь добрый
Спас Полунощный....и т. д. - а сколько
еще вариаций уже указанных типов!
Казалось бы, не такой уж он и длинный, этот
отдельный список. Особенно по сравнению с иконографией Богоматери,
включающей несколько сотен типов и изводов. Но как-то задумываешься
– а не лучше ли было бы этому списку стать еще короче? И ведь были,
были же постановления поместных соборов в этом направлении... Нет,
не заткнуть. Продолжает развиваться сей особый сорт творческой
мысли. Не художественной и не богословской, а какой-то
третьей...
Как жаль, что нет теперь никакой возможности
наверняка узнать, кто изобретал такую иконографию. Что-то мне плохо
верится, чтобы сами иконописцы этим занимались. Честно говоря, даже
вообще не верится. А вам?