рейтинг блогов

Пароконные локомотивы

топ 100 блогов vikond6516.04.2024 Пароконные локомотивы

Однако давненько тут не было старинных технических изысков. Пора, как говорится, обновить тему. Термин "пароконная повозка" означает колымагу, которую тянет пара коней, но я в заголовке имел в виду другое. Речь пойдет о локомотивах, в которых лошадки играли роль не буксиров, как в обычных конках, а двигателей, то есть, паровых машин. Для этого их ставили на беговую дорожку, связанную с ведущими колесами.

Единственный смысл подобного ухищрения мне видится в том, что локомотив мог ездить по обычным рельсам, а лошадь не спотыкалась и не ломала ноги об шпалы. Как известно, шпалы рельсовых путей для конок полностью утоплены в грунт и не мешают коняшкам бегать по ним.

Первый локомотив с "лошадиным мотором", названный "Циклопедом", построил в 1829 году шотландец Томас Шоу Брандерет из Ливерпуля для участия в соревнованиях, на которых проходил выбор локомотива для строившейся железной дороги Ливерпуль — Манчестер. Помимо "Циклопеда" в соревнованиях участвовали четыре паровоза различных конструкций, а победу одержал паровоз "Ракета" Роберта Стефенсона.

Циклопед же первым сошел с дистанции из-за поломки беговой дорожки. Больше Брандерет не пытался продвигать свое изобретение, ввиду его бесперспективности, так как скорость "коневоза" была значительно меньше, чем у локомотивов с паровыми двигателями.

Однако шотландец был не единственным, кому пришла в голову подобная идея. В 1830 году по другую сторону Атлантики аналогичную повозку, названную "Летучим голландцем", построил и испытал инженер Кристиан Эдвардс Детмолд из Нью-Йорка. Его машина являлась одновременно локомотивам и вагоном, поскольку по бокам от "двигателя" стояли продольные лавки, на которых могли разместиться до 12 пассажиров.

"Голландец" с хорошим скакуном на "конвейере" развивал скорость до 19 км/ч, что было, в общем, не так уж плохо, по тем временам. Повозку приобрела "Железнодорожная компания Южной Каролины" и эксплуатировала примерно год, после чего, все-таки, заменила паровозом.

После этого о "коневозах" надолго забыли, но в 1850 году, когда паровозы, казалось бы, были уже вне конкуренции, итальянец Клементе Монсеррано построил наиболее крупный, сложный и мощный локомотив с конным мотором, дав ему имя "Импульсория". В отличие от предыдущих разработок, "Импульсорию" приводил в движение не один, а целых четыре коня, хотя, при малой нагрузке можно было ограничиться двумя.

Кроме того, она была оснащена подрессоренной ходовой частью и коробкой скоростей, позволявшей, по словам изобрететеля, преодолевать подъемы, в том числе — с несколькими прицепными вагонами, и даже двигаться задним ходом. Монсеррано рассчитывал, что его локомотив сможет развивать скорость до 32 км/ч, однако на испытаниях всего с одним вагоном он смог разогнаться всего лишь до 11 км/ч, поскольку оказался слишком тяжелым, а значительная часть "лошадиных сил" впустую расходовалась в передачах.

Изобретатель выставил "Импульсорию" на Всемирной выставке в лондонском "Хрустальном дворце", но там она привлекала внимание посететелей лишь в качестве забавного курьеза. Потом ее приобрел какой-то немец и вывез в Германию, где ее следы теряются.

На заставке — "Циклопед" Брандерета.
Пароконные локомотивы
Модель и газетный рисунок "Летучего голландца" Детмолда.

Пароконные локомотивы
Пароконные локомотивы
Шедевр "конно-паровозных" технологий — локомотив "Импульсория".

Пароконные локомотивы
В заключение — еще один удивительный экипаж под названием "Тредмилл бас", устройство которого понятно из рисунка. Его в 1824 году предложил англичанин Уильям Френсис Сноудон, но никакой информации о нем, кроме данной картинки, я не нашел. И я очень сильно сомневаюсь, что этот "цирк с конями" был воплощен в реале. Впрочем, как знать?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Японцы подошли к делению людей на цветотипы по-своему - они сузили выбор до двух, и рекомендуют все определиться со своим оттенком кожи, чтобы удачнее подбирать декоративку. В последнее время встречаю в журналах по макияжу деление женского цветотипа на "yebe" (yellow beige) и "blube" ...
Это мой дом родной. Вот в этой больнице, большой и светлой, я лечусь. Почти добил Сорокина De feminis.Есть там старые рассказы, есть и те, которые не читал. Есть что--то очень милое, типо любовь Призмы к Кубу и Конусу. Напоминает лирику неживой материи Маринетти. Но, в целом, не ясна ...
Помню, как однажды на уроке биологии почувствовала себя по-настоящему ужасно. Мы изучали что-то связанное с генетикой, и учительница рассказывала нам о том, какие генетические заболевания передаются по ...
Расскажи, отчего умру... Рубашка в клеточку, в полоску брючки – со смертью-одноклассницей под ручку по улице иду, целуясь на ходу. Гремят «камазы» и дымят заводы. Локальный Стикс колышет нечистоты. Акации цветут. Кораблики плывут. Я раздаю прохожим сигареты и улыбаюсь, и даю советы, и ...
15:00 - Родители стартанули от аэропорта Пулково в сторону Пскова 19:40 - Только проехали лужскую объездную дорогу. 160 км за 4ч30м Говорят ужасные пробки из-за ремонта мостов. Запись сделана с помощью LiveJournal App для Windows Mobile . ...