Пармезановая республика

Мы сможем избежать угрожающей нам печальной участи только при условии быстрого экономического роста, способного вывести нас к новым успехам, какими бы низкими ни были наши стартовые позиции. При этом главным условием развития является готовность приспособиться к происходящим в мире переменам, невзирая ни на какие привычные жизненные стандарты отдельных социальных групп, склонных противиться изменениям, и принимая в расчет только необходимость использовать трудовые ресурсы там, где они нужнее всего для роста национального богатства. Действия, необходимые для возрождения экономики страны и достижения более высокого уровня жизни, потребуют от всех небывалого напряжения сил. Залогом успешного преодоления этого непростого периода может быть только полная готовность каждого подчиняться этим мерам и встретить трудности, как подобает свободным людям, самостоятельно прокладывающим свой жизненный путь. Пусть каждому будет гарантирован необходимый прожиточный минимум, но пусть при этом будут ликвидированы все привилегии. И пусть не будет извинения ни для каких попыток создать замкнутые групповые структуры, препятствующие во имя сохранения определенного уровня материального благосостояния группы вхождению новых членов извне.
"К черту экономику, давайте строить честный мир", -- такое заявление звучит благородно, но в действительности является совершенно безответственным. Сегодня в нашем мире каждый убежден, что надо улучшать материальные условия жизни в той или иной конкретной сфере, для той или иной группы людей. Сделать такой мир лучше можно, только подняв в нем общий уровень благосостояния. Единственное, чего не выдержит демократия, от чего она может дать трещину, -- это необходимость существенного снижения уровня жизни в мирное время или достаточно длительный период, в течение которого будут отсутствовать видимые улучшения.
Фридрих фон Хайек, "Дорога к рабству"
***
Легко заметить, что фон Хайек говорит именно о мобилизационной экономике, о необходимости ограничения привилегий и потребления во имя общего блага; причём лишения восстановительного периода представляют меньшую угрозу, чем перспектива безысходной бедности для целых поколений.
В России в настоящий момент такая безысходная бедность уже существует, как следствие вынужденного (под давлением социума) перераспределения национального дохода, когда для сиюминутного улучшения качества жизни в экономику неимущих "капельно" впрыскиваются разнообразные пособия и подачки. Это позволяет сделать социальную катастрофу менее очевидной, но отнюдь не отсрочить её: проблемы не решаются, а лишь откладывается их решение, сами же действия по "восстановлению социальной справедливости" остро напоминают попытку лечить рак аспирином.
От распределительной благотворительности проигрывают все; но достаточно дать неимущим работу, и общий капитал общества начнёт расти.
Легко заметить и то, что в России, словно нарочно, поступают точно наоборот рекомендациям фон Хайека. И экономическая мобилизация у нас вроде бы объявлена, но всё нет и нет плана восстановительных работ, и, видимо, не будет; и общество в целом отнюдь не готово ни к труду, ни к лишениям, отчасти потому, что поражено аномией и выученной беспомощностью, отчасти потому, что падение уровня жизни до дореволюционного крестьянского, а нам придётся повторять весь путь сначала, для большинства окажется слишком шокирующим.
Времена нынче вегетарианские, и не то что к многочисленным смертям от болезней и недоедания, но даже к массовому сокращению срока жизни никто не готов. А ведь всё это уже налицо - вот только принимать эту данность не хочется.
Проще митинговать в этих ваших интернетах и клеймить "Кооператив "Озеро" и "шайку воров", хотя дело вовсе не в них.
Одно радует - правительство всё же имеет мужество говорить гласно о сокращении социальных программ вплоть до их отмены.
Другой рукой Дума, правда, выписывает себе привилегии и доппайки, но это, возможно, всего лишь страх грядущей скудости, важно лишь то, что капитан тонущего "Титаника" честно сознался наконец:
Вот с этого момента мы уже никак не можем рассчитывать на экипаж, и должны спасаться сами.
Кто-то выживет.
А если так и будем стоять на баке, надеясь на спасение чужими усилиями - точно уйдём на дно.
|
</> |