рейтинг блогов

Пара пистонов празднующим поклонникам т. Сталина

топ 100 блогов gosh10021.12.2015 Есть одна военная история, случившаяся в декабре 41-ого года, которая очень ярко иллюстрирует споры о заслугах Сталина, его полководцев и роли обычных солдат. Она хороша тем, что в ней участвуют представители практически всех воинских иерархий - от Главнокомандующего Джугашвили, комфронта Жукова и далее до комдива и простого солдата. И что не менее важно, эта история имеет документальные подтверждения из военных архивов. Как в капле воды, в ней отражаются специфические сталинские методы управления войсками и то, как они работали на практике.

У нас ведь как представляют историю войны современные неосталинисты?

Вот их типичная позиция

Так вот, если мы говорим о Победе, то без упоминания о Председателе Государственного комитета обороны и Верховном главнокомандующем товарище Сталине обойтись невозможно! Замалчивать его роль в Великой Отечественной Войне означает искажать историю. Жуков, Конев, Рокоссовский, Мерецков… великие полководцы, которые выполняли задачи, поставленные им Сталиным. Сталин решал, кто из них каким фронтом будет командовать, кому и где идти в наступление, а кому и как держать оборону. И даже вопрос о том, кто из них будет брать Берлин, решался не на передовой, а в его ставке.

Так вот история со штурмом деревни Дедово как раз предоставляет прекрасный шанс рассмотреть конкретно, как именно т. Сталин решал кому, чего и почему атаковать, как это выполнялось и к чему приводило.

А глобально эта история вкупе с 100500 аналогичными случаями показывает, почему Победа была одержана ВОПРЕКИ усатому стратегу.
Не вопреки его намерениям конечно, но вопреки его управленческой некомпетентности, военной безграмотности, самодурству и банальной тупости.


Итак, конец ноября-начало декабря 41-го года, немцы рвутся к Москве. Вот такое было на тот момент положение фронта.

карта

Зеленым прямоугольником я выделил интересующий нас участок фронта, там немцам удалось ближе всего прорваться к Москве, в районе Химок. Там же собственно и случилась та история, о которой я хочу рассказать.

А начнет рассказ пусть сам товарищ Жуков, сталинский полководец №1 (отрывок из проекта речи на Пленуме ЦК КПСС 1956 года):

О непонимании Сталиным основ управления войсками можно многое рассказать из истории оборонительных сражений за Москву, но достаточно только небольшого факта, чтобы уяснить непонимание Сталиным способов управления войсками.

В тяжелый момент упорной борьбы, когда противник с ожесточением рвался к Москве, Берия доложил Сталину, что немцы захватили деревню Дедово и Красную Поляну. Сталин, вызвав к телефону меня и Н.А. Булганина, изругав как полагалось, приказал немедленно выехать мне в Дедово, а Н.А. Булганину в Красную Поляну и взять обратно эти деревни. Наши попытки доказать невозможность в такой тяжелый момент бросать командный пункт и управление войсками фронта, были встречены угрозой расстрела. И в то время, когда мы с Н.А. Булганиным брали эти деревни, не имеющие никакого значения, противник прорвал фронт в другом месте - в районе Нарофоминска, ринулся к Москве и только наличие резерва фронта в этом районе спасло положение.


Есть у Жукова и более подробный рассказ об этом случае, в "Воспоминаниях и размышлениях"

К Верховному Главнокомандующему каким-то образом поступили сведения, что наши войска северо-западнее Нахабина оставили город Дедовск. Это было уж совсем близко от Москвы.

И. В. Сталин, естественно, был сильно обеспокоен таким сообщением: ведь еще 28 и 29 ноября 9-я гвардейская стрелковая дивизия, [31]которой командовал генерал-майор А. П. Белобородов, не без успеха отражала неоднократные яростные атаки противника в районе Истры. Но прошли какие-то сутки, и, оказывается, Дедовск в руках у гитлеровцев...

Верховный вызвал меня к телефону:

— Вам известно, что занят Дедовск?

— Нет, товарищ Сталин, неизвестно.

И. В. Сталин не замедлил раздраженно высказаться по этому поводу:

— Командующий должен знать, что у него делается на фронте. Немедленно выезжайте на место, лично организуйте контратаку и верните Дедовск.

Я попытался возразить:

— Покидать штаб фронта в такой напряженной обстановке вряд ли осмотрительно.

— Ничего, мы как-нибудь тут справимся, а за себя оставьте на это время Соколовского.

Положив трубку, я сразу же связался с К. К. Рокоссовским и потребовал объяснить, почему в штабе фронта ничего не известно об оставлении Дедовска. И тут сразу же выяснилось, что город Дедовск противником не занят, а речь, видимо, идет о деревне Дедово. В районе Хованское—Дедово—Снигири и южнее 9-я гвардейская стрелковая дивизия ведет тяжелый бой, не допуская прорыва противника вдоль Волоколамского шоссе на Дедовск—Нахабино.

Я решил позвонить Верховному и объяснить, что произошла ошибка. Но тут, как говорится, нашла коса на камень. И. В. Сталин окончательно рассердился. Он потребовал немедленно выехать к К. К. Рокоссовскому и сделать так, чтобы этот самый злополучный населенный пункт непременно был отбит у противника. Да еще приказал взять с собой командующего 5-й армией Л. А. Говорова:

— Он артиллерист, пусть поможет Рокоссовскому организовать артиллерийский огонь в интересах 16-й армии.

Возражать в подобной ситуации не имело смысла. Когда я вызвал генерала Л. А. Говорова и поставил перед ним задачу, он вполне резонно попытался доказать, что не видит надобности в такой поездке: в 16-й армии есть свой командующий артиллерией генерал-майор Казаков, да и сам командующий Рокоссовский знает, что и как нужно делать, зачем же ему, Говорову, в такое горячее время бросать свою армию.

Чтобы не вести дальнейших прений по этому вопросу, пришлось разъяснить генералу, что таков приказ Верховного.

Мы заехали к К. К. Рокоссовскому и вместе с ним тут же отправились в дивизию А. П. Белобородова. Вряд ли командир дивизии обрадовался нашему появлению в расположении своих частей. У него в то время и так было забот по горло, а тут пришлось еще давать объяснения по поводу занятых противником нескольких [32] домов деревни Дедово, расположенных по другую сторону оврага.

Афанасий Павлантьевич, докладывая обстановку, довольно убедительно объяснил, что возвращать эти дома нецелесообразно, исходя из тактических соображений. К сожалению, я не мог сказать ему, что в данном случае мне приходится руководствоваться отнюдь не соображениями тактики. Поэтому приказал А. П. Белобородову послать стрелковую роту с двумя танками и выбить взвод засевших в домах немцев, что и было сделано.



Что б было понятно, о чем идет речь - вот данный участок фронта крупнее. Красным я обвел деревню Дедово.

В нижнем правом углу виднеется часть Москвы. Я взял немецкую карту тех времен, она мне показалась самой наглядной.

Пара пистонов празднующим поклонникам т. Сталина moskau2-1941
На этой карте хорошо видно, что ключевой пункт - именно город Дедовск, запирающий Волоколамское шоссе, а никак не деревня Дедово, которая расположена явно на отшибе чуть севернее и большого значения иметь не может. Ее немцы взяли 30 ноября, и далее застопорились на углу Козино-Ленино-Рождественно.

Вот в этот момент Жуков с Рокоссовским и приперлись на КП 9-ой стрелковой дивизии под командованием генерала Белобородова с гениальным приказом усатого стратега - непременно отбить Дедово.

Генерал Белобородов тоже рассказал со своей стороны об этой истории в книге "Всегда в бою" :

Вернулся я с передовой в штаб дивизии уже за полночь. Только уснул - будят:
    - Командующий фронтом!
    Открыл глаза, а понять ничего не могу.
    - Кто?
    - Прибыл командующий фронтом! С ним и командарм.
    Тут чья-то рука отодвинула плащ-палатку, которая занавешивала дверь, в комнату вошел генерал с пятью звездами на петлицах шинели - командующий войсками Западного фронта Г. К. Жуков. Следом вошел командарм К. К. Рокоссовский.
    - Доложите обстановку! - приказал генерал армии Жуков.
 /--/

    Он внимательно выслушал доклад о наших мерах по укреплению правого фланга дивизии, подумал и сказал:
    - Хорошо! Но вернемся к сороковому полку. Задачу ему поставите более глубокую: удар через Селиваниху развить на Петровское, Хованское, Дедово.
    - Есть, поставить более глубокую задачу! - ответил я, но лицо мое, видимо, отразило внутреннюю тревогу: как выполнить приказ столь малыми силами?
    Георгий Константинович усмехнулся:
    - Не ревизором же я к вам приехал. В ваше подчинение переданы семнадцатая и сто сорок шестая танковые бригады, батальон сорок девятой стрелковой бригады. Хватит для Селиванихи?
    - Вполне.
  - И для Дедово! - подчеркнул он. - О взятии этой деревушки лично доложить в штаб фронта.
    Тогда меня удивило внимание командующего к этой рядовой, не имевшей, казалось бы, военного значения деревушке. Только много позже, из мемуаров Георгия Константиновича, я узнал, чем это было вызвано. Когда мы сдали деревню Дедово, кто-то по ошибке доложил Верховному Главнокомандующему, что сдан город Дедовск. И. В. Сталин приказал немедленно отбить у противника этот важный опорный пункт на пути к Москве. Путаница скоро прояснилась, но Верховный Главнокомандующий приказал теперь взять Дедово. Этот эпизод подробно описан Г. К. Жуковым{19}, я же вернусь к своему ночному докладу. /--/
Около шести утра, когда я уже доложил генералу Г. К. Жукову, что Селиваниха взята, что танкисты стрелки вышли к деревне Дедово, позвонил телефон. Слышу голос начальника штаба 16-й армии генерала Малинина:
    - Командарм у вас?
    - У меня.
    Генерал Рокоссовский взял трубку, молча выслушал начальника штаба и несколько переменился в лице.
    - Каменку сдали, фашисты прорвались в Крюково, - глухо сказал он.
    Генерал Жуков встал, застегнул шинель.
    - Едем, Константин Константинович.
    - Туда?
    - Туда. Отбивать Крюково.
    Расположенный на Ленинградском шоссе, этот поселок, превращенный в сильный опорный пункт, прикрывал подступы к столице с северо-запада. Если 40-й немецкий танковый корпус пытался прорваться к Москве через Дедовск и Нахабино, то два других корпуса 4-й танковой группы - 46-й танковый и 5-й армейский стремились достичь той же цели через Крюково. На том же направлении действовала и часть сил 3-й немецкой танковой группы.
    Из сообщений командира 18-й стрелковой дивизии полковника Чернышева я знал, сколь напряженной стала борьба за Крюково. Линия фронта представляла собой ломаную кривую, к тому же непрерывно и резко менявшую очертания. Впоследствии К. К. Рокоссовский говорил мне, что это обстоятельство едва не завело их с Г. К. Жуковым в расположение фашистских войск. Пришлось даже отстреливаться. Выручили мужество и хладнокровие бойцов охраны.

В этой истории прекрасно все!

Начиная с того что сам Верховный Главнокомандующий товарищ Джугашвили стремится лично всем руководить и все знать.
Для этого он старается получать сообщения по каким-то своим левым каналам о каждой взятой немцами деревне, и естественно, что его заваливают по уши морем иноформации, он неизбежно путается в названиях (или его путают), но этого ему мало - он приказывает целому командующему фронта решать мелкую, сугубо тактическую задачу, отказывая тому в собственном понимании ситуации и способности разобраться что к чему.

Причем все это происходит в довольно критический момент, на этапе подготовки стратегического контрнаступления, когда комфронта занят заведомо более важными делами. Да еще в этой "важнейшей" миссии вынуждают участвовать еще и командарма Рокоссовского. Оба при этом едва не погибают, судорожно и бессмысленно мечась в прифронтовых районах вместо того чтоб руководить войсками.

Ну это примерно как если б Путин в разгар войны с НАТО отправил бы лично министра обороны Шойгу срочно достать пачку офисной бумаги, взяв с собой за компанию начальника Генштаба и взвод спецназа.

Как Жуков верно заметил, такое может прийти в голову только человеку, не знакомому даже с базовыми понятиями управления войсками.

Но это еще мягко сказано - так распоряжаться на войне может только полный кретин.

Впрочем, на этом история вовсе не закончилась и ее проследили историки по архивным документам.

На самом деле Дедово это взяли не 2-го декабря, а лишь 10-го. А 2-го декабря был предпринят некий танковый рейд в направлении Селиваниха-Дедово, но это была просто показуха,  чтоб отчитаться перед Жуковым и доложить что "стрелки вышли к Дедово". Тот в свою очередь очевидно отчитался перед гениальным стратегом, и вопрос замялся для того навсегда.

Сведения о взятии Селиванихи и выходу к д. Дедово были переданы в штаб 16 армии и вошли в вечернюю армейскую разведсводку: «Разведсводка № 46 Штарм 16 20.00 2.12.41 ... В течение 2.12.41 происходили ожесточенные бои на всем фронте армии. Отдельные пункты переходили из рук в руки. Одновременно противник, выдвигая вторые эшелоны к линии фронта, подтягивал новые части из глубины. Авиация противника в течение всего дня интенсивно и непрерывно действовала на боевые порядки и тылы наших войск. Боем и разведкой установлено: … На участке Надовражино- Селиваниха бои начались в 3.00 2.12.41 и продолжались в течение всего дня. Противник, оказывая упорное сопротивление наступлению наших частей, был выбит из Селиваниха. Особенно тяжелые бои проходили в районе Петровское…. Начальник штаба 16 Армии Военком штаба 16 А генерал- майор Малинин полк. комиссар Седенков Начальник разведотдела Военком разведотдела Армии Капитан Андреев ст. бат. комиссар Панченко ( ЦАМО РФ, ф. 358 11 Гв А оп 5931, д.5, л.265)

Есть немецкая карта, на которой показаны эти бои 2 декабря в районе Селиванихи-Петровского. В самом низу стрелочка на Петровское.



Пара пистонов празднующим поклонникам т. Сталина hello_html_m4fe1a9ce



Для того чтоб организовать эту показушную атаку, Жуков передал Белобородову 17-ую танковую бригаду, сформированную во Владимире. Правда она к тому времени вела городские бои аж в Рязанской области, в городе Михайлов и ее пришлось выдергивать прямо из боя и везти сотни километров на север.

Ранее эта бригада владимирцев более чем успешно воевала и была на хорошем счету у Жукова, и тот не придумал ничего лучше как притащить ее под Дедовск, отбивать злополучное Дедово.

Далее, как это было тогда принято, скорей-скорей, давай-давай -  без разведки, без артподготовки, без материально-технического обеспечения она была брошена в бой по частям и понесла большие потери. Дедово она конечно не взяла и Жуков за это снял комбрига Клыпина с должности.
Потом шли бодания с переменным успехом, и наконец 10-го декабря 146-ая танковая бригада ворвалась в Дедово. Перед этой решающей атакой генерал Белобородов так передал разговор с Жуковым - "Если хотите жить - займите Селиваниху, Дедово, Хованское".

Именно в тех боях, 5-6-го декабря в д. Нефедьево будущий танковый ас Павел Гудзь на своем КВ-1 подбил сразу 10 немецких танков.

А история с выдергиванием 17-ой танковой бригады из свежезанятого города Михайлов получила курьезное продолжение:

Дальнейший ход событий в этом районе был таким: после неожиданного для всех вывода 17 тбр из боя у г. Михайлов, немцы сочли, что русские бежали с поля боя, и, поэтому, в дальнейшем они не обеспечили необходимую охрану города Михайлов. Стрелковые дивизии в 10 Армию прибыли только ко 2-3 декабря. После тщательной подготовки, ночью с 6 на 7 декабря они напали на ничего не подозревающих спящих немцев, которые обнаружили наши войска лишь в 1 км от города, когда заработала наша артиллерия. К утру г. Михайлов был окончательно освобожден.

Вообще, из описаний боевых действий напрашивается такой вывод: главнокомандующие могли придумывать какие угодно идиотские приказы - но солдаты, простые люди-то все равно воевали и побеждали.
Они стреляли, убивали немцев и уничтожали их технику несмотря ни на что!

Да, солдаты несли совершенно неоправданные потери, да несправедливо наказывались, но они с каждым днем и каждым вздохом приближали Победу. Они, простые люди, выиграли ту войну своим трудом, воинским мастерством и самопожертвованием, а не безграмотные полоумные Сталин и КО, которые не имели не то что квалификации, а даже элементарного здравого смысла чтобы нормально подготовить страну и победить малой кровью. Хотя, надо признать что  иногда поведение нашего командования было настолько идиотски-непредсказуемым, что даже оно приводило немцев к поражению, как в случае с г. Михайловым.
Вот чему учит та военная история.

А сталинистам как с гуся вода - они вон уже носятся 21 декабря как обычно с гвоздиками вокруг мощей усатого кумира, считая того за величайшего полководца всех времен и народов.  При том что он и родился вовсе не 21 декабря, и заслуги его - сплошное вранье и ахинея.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Поскольку завтра у меня едва ли будет такая возможность - напоминаю сейчас! В субботу, 23 июля, в 15.00 в Санкт-Петербурге, у Никольской куртины Петропавловской крепости пройдёт "Встреча на Неве-2011".  Никаких особых целей мероприятие не ...
В копилку достижений нового московского мэра: В 2011 году квартплата москвичей вырастет в среднем на 15 процентов Г-н Собянин только что подписал постановление правительства Москвы от 25 ноября 2010 г. №1028-ПП, в результате которого, цитирую: ...
Знакомых наркоманов у меня было много. Некоторые потом вылечивались, иных уж нет, иные далече. А эта хорошая такая, много у нас общих интересов, но вот срывается регулярно. И каждый раз обещает, и кается, как в последний, и стотыщщ раз говорила, что это был последний раз, а потом ни-ни.. ...
Поздравляю российских военных автомобилистов с их сегодняшним праздником, совпавшим с эпохальным юбилеем: 255 лет тому назад, в 1769 году, впервые отправился в путь первый в мире автомобиль с механическим двигателем, созданный французским военным инженером Николя-Жозефом Кюньо. ...
Сегодня много «птичьих» новостей, но сначала «анестезия». В Испании был обнаружен птичий грипп, на данный момент около трехсот тысяч кур забиты. Болезнь быстро распространяется и уже достигла Мадрида, вызывая экономические потери в отрасли. Пишут, что во Франции ситуация еще хуже ...