пара мыслей о славянской фэнтези...

Жанр фэнтези возник и развился не сам по себе. Это не просто "сказки меча и магии", но литературное направление, которое выросло на мощных архетипах и классике, восходящих к дохристианским и раннехристианским временам. Тему давным-давно блестяще (и желчно) расписал Сапковский в "Пируге", так что тут нет смысла останавливаться подробно. Основа и наработанный массив оказались таковы, что хватило даже на постмодернисткое переосмысление с батистовыми шоссами.
В восточной Европе подобного фундамента не то, чтобы совсем не было, однако он беден и скуден. Кроме того, "славянская" версия оказалась в положении догоняющего, который вынужден бодаться с уже сложившимися устойчивыми канонами и представлениями о жанре.
А дальше в дело вступил отечественный эффективный манагер...
От "Волкодава" совершенно определенно не ждали ничего особенного. Первый тираж в 15.000 экз. - это по нынешним временам очень и очень круто, а тогда ... ну, неплохо. Скажем, "Охотника на демонов" Басова в том же 95-м году тиснули 70.000 (и я его купил, да). Но - БАХНУЛО.
Успех Семеновой можно было аккуратно превратить в открытые врата, однако вместо этого "Волкодава" приняли за новый обязательный канон, а саму серию убили бездарной "проектностью". Лично я понял, что тема фсио когда в очередном апокрифе мира волкодава дошло до того, что Тилорн - космонавт, потерпевший крушение у чужой планеты. Стало очевидно, что от этой кисоньки осталась только обезвоженная до пергамента шкурка.
Обычно за сим тему закрывают, считая печальную повесть о "русской Ф." законченой.
Но если вспомнить, то был и второй подход... Спустя немало лет, уже в исполнении Кошкина в виде блестящего "Ильи Муромца". Технически "Муромец" был существенно лучше "Волкодава", а самое главное - открывал намного более обширный, богатый на события и сюжеты мир/сеттинг/перспективу. Из этого могло (и должно было бы) произрасти собственное направление "деяния богатырей и других мифических персонажей Руси".
И снова в дело вступили манагеры...
5.100 + 4.100 = 9.200 общего тиража. И это в то время, когда "Тайный город" выходил 100.000+
А сейчас под куполом цирка на глазах изумленной публики разворачивается итерация №3 в виде "Сказок Руси" Папсуева,
В принципе дебют очень хорош, 2.000 + 5.000 доп.тираж, это великолепно. Есть над чем работать и что развивать.
Но...
Манагеры то все те же...
Такие дела.
|
</> |