Памяти Олега Куваева

топ 100 блогов otrageniya12.08.2019
 В   середине   70 –х годов  (когда   я  пишу  "прошлого  века"   хочется   завернуться   в  простыню   и  идти  на   кладбище),   в   журнале   «Юность»,   а   это   был   не   только   лучший   молодёжный журнал,   но   и   лучший   журнал   в   стране,     были   напечатаны   два   рассказа   неизвестного писателя. 

Памяти Олега Куваева
  Писатель   был   Олег   Куваев,   а   рассказы,   если   не   ошибусь,   «Берег принцессы Люськи»   и   второй,   посвящённый   памяти   альпиниста   Михаила Хергиани.   Я   конечно   нашёл  в   библиографии   название   этого   рассказа,  но   пусть   остаётся   так,  как   я   это   запомнил.   Кажется,   в   этом   же   номере   и   было   сообщено   о смерти   писателя.   Потом   я,   случайно,   приобрёл   сборник   его   повестей,   и   там   был   «Тройной полярный сюжет»,   потом    в   «Роман – газете» появился роман «Территория». В   последовательностях   я   могу   напутать,   и   напутать   значительно,   всё – таки     40    и более лет прошло.    Потом   был   фильм   по   роману,   сценарием,  приписанном   самому  Куваеву,      уже   ушедшему,    наивный   и  напыщенный,    с   привлечённым,   для    оправдания,    Донатасом Банионисом.   Но   и   Банионис   не   вытянул.    Сейчас этот   фильм   никто   и    не    помнит.      К  80 -летию   писателя   был   снят   новый   фильм   по  «Территории»,   с   Константином Лавроненко    в    роли   Чинкова,   и  другими,   не  последними  актёрами;    Егором  Бероевым,  Е.  Цыгановым,  Ольгой  Красько,    Ксенией    Кутеповой.   Те,  кто  Куваева   не   читал,   могут   смело  смотреть   фильм   и   он   им    может   понравится.    А  тем,   кто   читал   "Территорию"   фильм  лучше   не  смотреть.    Вот  цитата  из   Википедии   про  фильм   "Территория"   2014  года:       "В     прокате фильм провалился - при бюджете в полмиллиарда рублей собрано было в шесть раз меньше."         Провалился   не  потому   что   совсем   плох,    а  просто    то   время     перестало    быть   убедительным,   люди   не   понятны,   а  события   неинтересны.
      12  августа  этого  года  Олегу  Куваеву  исполнилось  бы  85  лет,   а  прожил  он  всего  40,   и   его  смерти   уже   больше  лет,  чем  его  жизни.
 Наверное,   на   Север,   в    геологию   и   в   литературу   Куваев   пришёл   одновременно.   Ни   о чём   другом    он   не   писал   и   другого   не   знал.   В  тех   редких   рассказах,   в   которых   не встречаются   слова   «геология, геофизика»,   «тайга, тундра, болото»   или   «Полярный круг»    его герои   мечутся   и   тоскуют   в   стенах   уютных   квартир   или   институтских   лабораторий,   в лучшем   случае – просто пьют!,   а   потом,   порвав   тоску    повдоль,    как    воблу,   вырываются   с полупустыми   карманами   в   Тбилиси   и   горы    (рассказ    "Эй, Бако!")   или   глухую   деревню дышать    жизнью.   Сейчас   бы  его  герой   уехал,   конечно,   в   Крым,    на   Ай-Петри,   в   Севастополь,     или  в   Абхазию.
Писатель   хорошо    знал    жизнь    своих   героев,   потому    что   была    и    его    жизнь.   Лётчики «малой авиации»   взлетающие   в   тумане   и    садящиеся   на   болота,   ориентирующиеся   по извивам   речек    и    определяющие   ветер    просунутым   в    форточку   пальцем.   Геологи - в своей   жизни   видевшие   больше   песцов   и    медведей    чем   людей,    исступленно    ищущие какой-то   камень,    например - касситерит,    как будто   это   молодильные    яблоки    или    ковчег Завета.    Одинокие    отшельники - лесорубы,   как    Мельпомен   и    Поручик,   потерявшие   Истину   среди    людей    и   не   нашедшие   её   среди   тайги.   А   ещё   добрые   и   злые авантюристы,   нечаянные   убийцы,    спившиеся    интеллигенты,   скучающие   лоботрясы, случайные    люди,   так   не   понявшие - зачем   они есть.
Но   это   не   самодовольные   индивидуалисты    Золотой   лихорадки,   герои   Джека   Лондона,   с   уже   народившимся   чувством    превосходства    над   всем   остальным    населением   Земли.   Герои    Куваева   это     не    иконописные   комсомольцы,   бредущие    по   грудь   в   воде   с   бревном   на   плече   и   бубнящие   сквозь   хрип - «Гренада моя..»,    неизвестно    откуда   появившейся   сознательностью   и    высокими   моральными   принципами.   И не    молодые   прорабы,   внедряющие   передовые   методы   производства   в   противодействие обомшелым   бюрократам – ретроградам.   Из   них   даже   от    премии   никто   не   отказывался,    как   в   известном   фильме.
 И,   тем   не   менее,    по   их   же   понятиям     и   словам    «главное – это   работа,   вернее, степень   её    интересности.    Всё    остальное – сопутствующие   явления».    Здесь    ключевые слова    «степень   интересности»,   в   них    и    здоровый     азарт,   и   творческий    эгоизм,   и   карьеризм   без   шкурничества,   и   оправдание      всегда   мокрых   портянок   и  отмороженных   рук.   Как   многим   из   нас,   за   весь    производственный   стаж,    так   и   не   удалось   достичь   даже   малой   степени   интересности   или   растерять   её    в   самом    начале.   То  же   самое   можно   сказать  словами   мудреца   :   "Найдите  себе  дело  по  душе  и  вы  никогда  не  будете  работать."     И    как   давлеет   сейчас   над всем    остальным - «за   интересность   не платят».
 Герои   Куваева   постоянно   нарушают   трудовую   дисциплину - пьют   на   работе   спирт   пополам с   чифиром,   нарушают   технику   безопасности - уходят   в   медвежью   тундру   без карабина,   и    уважение   у   них  достигается   не   весом   намытого   золота,   а   объёмом   перелопаченной земли.  А  золото,   как   раз   и   есть   «сопутствующее явление».   Многие  из   его   героев   люди   с «прошлым»,   с   кожей   густо   попорченной   шрамами   и   татуировками,   они   выясняют отношения    матом   и    кулаками,    но    именно   среди    них    прожил   часть    своей   недолгой    жизни    писатель    Олег   Куваев.   Он   их   хорошо   знал   и   любил   и   потому   самого    последнего   бездомного   пропойцу   наделил   искрой   чистой   деликатности   и    понятия    чести.
Таких   писателей   как   Олег   Куваев   больше   не   будет,   потому   что   они   не   нужны   нынешним    читателям.   И   нет   больше   той   страны   и,    возможно   и   скорее   всего,   скоро   не   будет   этой.   И   сам   Олег Куваев   не   вечен,   в   последний   раз   его,   может   быть,   вспомнят   в 100 летний   юбилей,  что   бы   забыть   окончательно.   Не  потому   что  закончится   романтика,   попросту   уйдёт   поколение   его   современников,   для   которых   ватник – это   тёплая    куртка,   а   не обидное   прозвище.    Наверное,  снимут   ещё  один  фильм,   в   котором   Чинков    предстанет  коррупционером,    продающим   результаты    исследований   китайцам,    а    Баклаков    и   Гурин    гомосексуалистами      связанными  противоестественными  отношениями  с  уголовниками    Седым   и    Кефиром,   Сергушова    правозащитницей   на  зарплате    ЦРУ,   а  начальник   участка    Монголов  - собирающим   дань   с  народов  Севера.      И  всё  меньше   пацанов   мечтают   стать  геологами    или  водолазами,    и  всё   чаще   охранниками,    росгвардейцами,  в  лучшем  случае  -  программистами.     И   это   нормально,   потому   что закономерно:   «Новые песни придумала жизнь.   Не надо ребята о песне тужить».          А  всё  же  -  жаль  того  времени.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Отравители Скрипаля весело провели «последнюю ночь». Когда ещё в Лондон пустят? Шумная вечеринка, запрещенные препараты и одна фея на двоих. Как думаете, почему девочка по вызову была всего одна? Постояльцы отеля, в котором тусили Петров и Боширов дали ответ на этот вопрос. Они считают... ...
Чтобы понять, в какой глубокой заднице пока еще находится наша Рассея-матушка, надо просто осознать один факт - мы не умеем делать сыр. Вообще. Оставшись без европейских сыров, мы окончательно убедились, что наш сыр - это совершенно несъедобное говно. Газета "Гардиан" круто постебалась н ...
Этнические диаспоры бросили вызов нашей власти. России предстоит новая СВО после "Крокуса". Внутренняя угроза оказалась не менее серьёзной, нежели внешняя. Политик и ...
Продолжаю читать любопытную книжку Екатерины Косяковой "Неизвестные страницы городской истории". Оказывается, кетчуп появился в Новосибирске ещё в тридцатые годы! Так как продукт был новый, непривычный и, видимо, дорогой, его всячески ...
Бывают такое — смотришь кино, и пытаешься понять, а что тут, собственно, происходит? Масса идей рождается по ходу сюжета, но для понимания всего замысла нужно пораскинуть мозгами, а лучше — ещё разок пересмотреть! Фильм « Враг» 2013 года (режиссёр Дени Вильнёв) — кино с атмосферой ...