Памяти Олега Куваева
otrageniya — 12.08.2019
В середине 70 –х
годов (когда я пишу "прошлого
века" хочется завернуться
в простыню и идти на
кладбище), в журнале
«Юность», а это был
не только лучший
молодёжный журнал, но и
лучший журнал в
стране, были напечатаны
два рассказа неизвестного
писателя.
Писатель был Олег
Куваев, а рассказы,
если не ошибусь, «Берег
принцессы Люськи» и второй,
посвящённый памяти альпиниста
Михаила Хергиани. Я конечно
нашёл в библиографии
название этого рассказа,
но пусть остаётся так,
как я это запомнил.
Кажется, в этом же
номере и было
сообщено о смерти писателя.
Потом я, случайно,
приобрёл сборник его
повестей, и там был
«Тройной полярный сюжет», потом
в «Роман – газете» появился роман «Территория». В
последовательностях я могу
напутать, и напутать
значительно, всё – таки
40 и более лет прошло. Потом
был фильм по
роману, сценарием, приписанном
самому Куваеву, уже
ушедшему, наивный и
напыщенный, с привлечённым,
для оправдания, Донатасом
Банионисом. Но и Банионис
не вытянул. Сейчас этот
фильм никто и не
помнит. К 80 -летию
писателя был снят
новый фильм по
«Территории», с Константином
Лавроненко в роли
Чинкова, и другими, не
последними актёрами; Егором
Бероевым, Е. Цыгановым, Ольгой
Красько, Ксенией Кутеповой.
Те, кто Куваева не
читал, могут смело
смотреть фильм и он
им может понравится.
А тем, кто читал
"Территорию" фильм лучше
не смотреть. Вот цитата
из Википедии про фильм
"Территория" 2014 года:
"В прокате фильм провалился - при бюджете
в полмиллиарда рублей собрано было в шесть раз меньше."
Провалился не
потому что совсем плох,
а просто то время
перестало быть
убедительным, люди не
понятны, а события
неинтересны.
12 августа этого
года Олегу Куваеву исполнилось бы
85 лет, а прожил он всего
40, и его смерти
уже больше лет, чем его
жизни.
Наверное, на Север,
в геологию и в
литературу Куваев пришёл
одновременно. Ни о чём
другом он не писал
и другого не знал.
В тех редких рассказах,
в которых не встречаются
слова «геология, геофизика», «тайга,
тундра, болото» или «Полярный круг»
его герои мечутся и
тоскуют в стенах
уютных квартир или
институтских лабораторий, в
лучшем случае – просто пьют!, а
потом, порвав тоску
повдоль, как воблу,
вырываются с полупустыми
карманами в Тбилиси
и горы (рассказ "Эй,
Бако!") или глухую деревню
дышать жизнью. Сейчас бы
его герой уехал, конечно,
в Крым, на
Ай-Петри, в Севастополь,
или в Абхазию.
Писатель хорошо знал
жизнь своих героев,
потому что была и
его жизнь. Лётчики «малой
авиации» взлетающие в
тумане и садящиеся
на болота, ориентирующиеся
по извивам речек и
определяющие ветер просунутым
в форточку пальцем.
Геологи - в своей жизни
видевшие больше песцов
и медведей чем
людей, исступленно ищущие
какой-то камень, например -
касситерит, как будто это
молодильные яблоки или
ковчег Завета. Одинокие отшельники -
лесорубы, как Мельпомен
и Поручик, потерявшие
Истину среди людей
и не нашедшие её
среди тайги. А ещё
добрые и злые авантюристы,
нечаянные убийцы, спившиеся
интеллигенты, скучающие лоботрясы,
случайные люди, так не
понявшие - зачем они есть.
Но это не
самодовольные индивидуалисты
Золотой лихорадки, герои
Джека Лондона, с
уже народившимся чувством
превосходства над всем
остальным населением Земли.
Герои Куваева это
не иконописные комсомольцы,
бредущие по грудь
в воде с бревном
на плече и бубнящие
сквозь хрип - «Гренада моя..»,
неизвестно откуда появившейся
сознательностью и высокими
моральными принципами. И не
молодые прорабы, внедряющие
передовые методы производства
в противодействие обомшелым
бюрократам – ретроградам. Из
них даже от премии
никто не отказывался,
как в известном
фильме.
И, тем не
менее, по их же
понятиям и словам
«главное – это работа, вернее,
степень её интересности.
Всё остальное – сопутствующие
явления». Здесь ключевые
слова «степень интересности»,
в них и здоровый
азарт, и творческий
эгоизм, и карьеризм
без шкурничества, и
оправдание всегда
мокрых портянок и
отмороженных рук. Как
многим из нас, за
весь производственный стаж,
так и не удалось
достичь даже малой
степени интересности или
растерять её в
самом начале. То же
самое можно сказать
словами мудреца :
"Найдите себе дело по душе
и вы никогда не будете
работать." И как
давлеет сейчас над всем
остальным - «за интересность не
платят».
Герои Куваева
постоянно нарушают трудовую
дисциплину - пьют на работе
спирт пополам с чифиром,
нарушают технику безопасности -
уходят в медвежью тундру
без карабина, и уважение
у них достигается не
весом намытого золота,
а объёмом перелопаченной земли.
А золото, как раз и
есть «сопутствующее явление».
Многие из его героев
люди с «прошлым», с
кожей густо попорченной
шрамами и татуировками,
они выясняют отношения матом
и кулаками, но
именно среди них прожил
часть своей недолгой
жизни писатель Олег
Куваев. Он их
хорошо знал и любил
и потому самого
последнего бездомного пропойцу
наделил искрой чистой
деликатности и понятия
чести.
Таких писателей как
Олег Куваев больше
не будет, потому
что они не нужны
нынешним читателям. И
нет больше той
страны и, возможно
и скорее всего,
скоро не будет
этой. И сам Олег
Куваев не вечен, в
последний раз его,
может быть, вспомнят в
100 летний юбилей, что бы
забыть окончательно. Не
потому что закончится
романтика, попросту уйдёт
поколение его современников,
для которых ватник – это
тёплая куртка, а не
обидное прозвище. Наверное,
снимут ещё один фильм, в
котором Чинков предстанет
коррупционером, продающим результаты
исследований китайцам, а
Баклаков и Гурин
гомосексуалистами связанными
противоестественными отношениями с
уголовниками Седым и
Кефиром, Сергушова правозащитницей
на зарплате ЦРУ, а
начальник участка Монголов -
собирающим дань с народов
Севера. И всё меньше
пацанов мечтают стать
геологами или водолазами, и
всё чаще охранниками,
росгвардейцами, в лучшем случае -
программистами. И это
нормально, потому что
закономерно: «Новые песни придумала жизнь.
Не надо ребята о песне тужить».
А всё же - жаль того
времени.